Автор: Морозова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/сад общеразвивающего вида "КОЛОБОК"
Населённый пункт: г. Алдан, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста "Да здравствует мыло душистое! "
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования с
детьми среднего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое! »
Цель: Расширить представления детей о мыле, его свойствах и качествах.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в
повседневной жизни.
обогащать и активизировать словарь по теме.
Развивающие:
уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;
развивать познавательную активность;
развивать связную речь, воображение.
Воспитательные:
воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательно развитие», «Социально — коммуникативное
развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр»,
"Сказка про
мыло, которое потеряло домик", разучивание стихотворения "От простой воды и
мыла"
,
разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.
2. Составление рассказа о предметах, которые помогают нам быть чистыми.
3. Беседы на темы: «Гигиена тела», «Чистоплотные дети».
4. Отгадывание загадок на предметы личной гигиены.
5. Рассматривание иллюстраций «Дети моют ручки»,
6. Проведение дидактической игры «Предметы для умывания», "Что без чего не
бывает", " Мыла мышка мылом нос...", "Положи, куда назову предметы гигиены
(мыло - в мыльницу, полотенце на крючок и т.д.)",
7.
Пальчиковая
гимнастика
«Моем
руки»,
«Мыла
мышка
мылом
нос…»,
«Да
здравствует мыло душистое
8. Исследовательская деятельность «Мыльные пузыри на морозе».
Методические приёмы: сюрпризный момент с отгадыванием загадки, беседа с
обследованием объекта, экспериментальная деятельность, малоподвижная игра
«Раздувайся пузырь», развлечение с мыльными пузырями.
Оборудование: разное мыло по количеству детей; для опытов: тёрка, стружки мыла,
тёплая вода, стаканчики и трубочки на каждого ребёнка, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо
отгадать загадку:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. Что это? (мыло).
– Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке.
Беседа с исследованием предмета
– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите
в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нём сказать?
(Дети сжимают мыло, стучат им и т.д., а затем я предлагаю поцарапать по мылу
разными предложенными предметами)
- Ребята, а вы знаете, что с мылом можно поиграть?
- Приглашаю рассмотреть кусочки мыла. Потрогайте его, какое оно на ощупь?
(гладкое, твёрдое). Понюхайте его, вкусно пахнет? (ароматно, душистое). Какое
оно по цвету? (розовое, белое, жёлтое). Какой формы? (прямоугольной, сердечком,
круглой, овальной).
- Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным.
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрным-пречёрным бывает вода? (смывается грязь с рук).
- Мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и формы.
- Дети, вы знаете, а для чего нужно мыло? (чтобы мыть руки, отмывать грязь,
стирать бельё).
- правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробов, чтобы мы с вами не
заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетным. А детское мыло для
кого? (Для маленьких детей). А ещё есть хозяйственное мыло, для чего же оно? (для
стирки, уборки, мытья игрушек). Интересно, а зачем мыло в бутылочке? (показать).
Почему называется жидким? (потому что оно течёт). Молодцы!
- Давайте отправимся в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем
ещё много интересного о мыле. Готовы?
Мы пришли в лабораторию, где всё готово для работы. Но прежде чем начать наш
эксперимент, я расскажу вам правила безопасности:
Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда,
и ручки держи
подальше от лица.
Никогда никому не мешай, соседа всегда своего уважай.
Всё за собой ты убери, будь аккуратным и не сори.
Экспериментальная деятельность (воспитатель вместе с детьми проводит опыт):
Где должно хранится мыло? (в мыльнице).
Что вы видите на столе? (мыло в мыльнице, стаканчики с водой, трубочки, тёрку,
ножички).
Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем его натереть на
тёрке. Твёрдое мыло, показало свою мягкость, мы его натёрли на мелкие кусочки.
Опыт 2. Посмотрите, какого цвета вода в стакане (прозрачная), а теперь высыпаем
полученную стружку в тёплую воду и перемешаем палочками. Какая стала вода?
(мутная). Да, постепенно растворяясь, вода стала мутной.
Наблюдаем, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
В жидком состоянии мыло пенится.
Опыт
3.
А
теперь
возьмём
трубочки,
опустим
их
и
подуем.
Что
мы
видим?
(пузыри).
Опыт
4. Что вы видите на столе (бархатную бумагу, тряпочки, кусочки мыла),
правильно. Что же можно ещё проделать с мылом… порисовать им. (Дети рисуют)
Закрепим свойства мыла: оно растворяется в воде, пенится, образует много
пузырьков, мылом можно не только мыться, но и рисовать.
Малоподвижная игра «Раздувайся пузырь»
Ребята, что же мы узнали с вами сегодня? Давайте вспомним:
мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму, цвет, можно
порисовать. Как мыло, может, огорчит вас? (попасть в глаза и рот). Ручки мыть без
мыла можно? (нет, оно отмывает грязь). Будем осторожны с мылом, будем дружить с
мылом? (да).
- Молодцы! Хочется закончить наше занятие словами из сказки «Мойдодыр»:
Да, здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!».
В конце занятия воспитатель предлагает поиграть с мыльными пузырями,
рассказывая о том, что мыло не только помощник для поддержания чистоты, но и
весёлое развлечение. Дети и гости играют с мыльными пузырями.