Напоминание

"Развитие интереса к урокам биологии"


Автор: Бикмендеев Николай Петрович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ Чеботаевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область,Сурский район,с.Чеботаевка
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие интереса к урокам биологии"
Раздел: полное образование





Назад




Методический доклад на тему:

«Развитие интереса к урокам биологии

Развитие интереса к урокам биологии была и остается одной из вечных проблем

педагогики.

В современном обществе все большее значение в жизни приобретают коммуникативные

умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога,

дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.

Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и

приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых

формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему,

формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура

которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:

1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной

2. Эффективность обучения зависит от активности обучающихся при выполнении учебно-

познавательной деятельности

3. Формирование положительной мотивации к обучению

4. Использование современных педагогических технологий

Принципы активизации познавательной деятельности :

принцип самостоятельной активности обучающихся;

принцип осознанности познания;

принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех

обучающихся, в том числе наиболее слабых;

Методы активизации познавательной деятельности обучающихся:

Обучение в малых группах. Обучающиеся работают индивидуально, в парах или в

группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и

кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя

обучающихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки программы и

требований учителя.

Поворот от работы с более успевающими обучающимися к работе со всеми

учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы

самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и

кооперирование существенно повышает активность каждого обучаемого его занятость,

степень осмысления материала.

Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты

работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может

оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником

определенной темы.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение

существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными

учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и

каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый

ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся

легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку

последние не оцениваются негативно.

Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального.

мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных

способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и

познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного

материала школьниками.

Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через

открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия,

самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи,

работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь –

вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

Эвристический метод обучения. Различные операции творческого мышления, приемы

эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют

собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана

решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”,

брейнсторминг, ТРИЗ и др.

Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но

не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в

поиске решения задач.

Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные

процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и

абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления

обучающихся.

Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека

с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует

фантазии и воображения.

Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет

собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на

самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации;

2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной

информации. Главное условие – наличие мотивации обучающихся.

Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа.

Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования собственных,

индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков,

умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на

самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность обучающихся на

отрезок времени.

Метод открытий. Создаются подвижные группы по интересам, уровню подготовки,

способностям, где каждый участник идет своим темпом для психического, социального,

духовного развития, повышения общеобразовательного уровня.

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может

быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут,

общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра

и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-

поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-

аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты,

кроссворды,…).

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности

продуцирования творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному

взаимодействию по варианту обновления среды, т.е. использующих нешаблонные или

неизвестные ранее способы.

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора

на развивающее обучение и в частности - на активизацию познавательной деятельности в

процессе обучения.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от

воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-

поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более

эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в

ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов

можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в

традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,

воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные

умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия

решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и

установкам как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной

деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор

таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и

самостоятельность обучающихся.

Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего

знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология - система

процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки,

распространения и использования.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные

технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко

использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная

технология обучения».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр

цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения

информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение,

телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии,

сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа:

аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность

представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Интернет позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные,

технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к

глобальной информационной сети.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на

формирование компетенций в области информационной деятельности обучающихся,

воспитание их информационной культуры.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные

общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при

использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную

активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности

(анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель

самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может

использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный

момент урока.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации

познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности

обучающихся. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по

настоящему современным. Уроки с применением компьютера составлены таким образом,

что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом

темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.



В раздел образования