Автор: Черепанова Наталья Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СШ №152 структурного подразделения детский сад "Маленькая страна"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Тема: Технология "Проектная деятельность"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Вступая
в
переходный
период,
который
переживает
вся
система
образования,
в
том
числе
и
дошкольное
образование,
позитивно
воспринимаются новые стратегические ориентиры. В нашем детском саду
приоритетным
направлением
в
работе
является
о суще ствление
инновационных педагогических технологий в организации образовательной
деятельности дошкольников.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического
прогресса
во
все
ее
сферы
диктуют
педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания
на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Мы выбрали одним из перспективных методов, способствующих
решению этой проблемы, проектную деятельность.
Метод проектов актуален эффективен, он развивает познавательную
активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические
навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к
следующей ступени обучения. Исследовательская деятельность позволяет
организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и
самостоятельно находил на них ответы.
Но к сожалению при организации проектной деятельности в детском
саду мы часто сталкиваемся со следующими противоречиями:
Несоответствие между традиционной формой организации образовательного
процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в
нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты
занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой.
Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве
возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети
попадают в ситуацию неопределенности. Поэтому каждый педагог должен
оценить свою готовность к проектной деятельности.
Основными задачами проектной деятельности, как способом развития
познавательной активности дошкольника являются:
Развитие
познавательных
способностей,
творческого
мышление
и
воображение, речь.
Формирование
предпо сылок
для
поисков
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальной инициативы.
Развитие
желания
участвовать
в
процессе
совместной
проектно-
исследовательской деятельности.
Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.
Проекты в нашем детском саду носят, как правило, обучающий характер.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны
самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому
обучение
необходимым
умениям
и
навыкам
является
основной
задачей
воспитателей.
Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие,
информационные, коммуникативные, ролевые и исследовательские. Так как
ведущей
деятельностью
дошкольников
является
игра,
то
предпочтение
отдается творческим и ролевым видам.
Наш
опыт
необычен
тем,
что
проектная
деятельность
может
использоваться
в
работе
с
детьми
не
только
старшего,
но
и
начиная
с
младшего дошкольного возраста.
Для
реализации
проекта
педагог
определяет
этапы
его
развития,
продумывает
содержание
деятельности
и
осуществляет
подбор
практического материала.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализация данной технологии с
дошкольниками
сегодня
-
это
оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное
место
в
системе дошкольного образования. Рассмотренные нами методологические
основы проектной деятельности, дают представления о высокой степени
адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.