Напоминание

Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности


Автор: Галина Гульсина Ханифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 220
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи дошкольников

средствами театрализованной деятельности

Воспитатель МАДОУ Детский сад №220

Башкортостан, г.Уфа Галина Г.Х.

В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи -диалога и

монолога.

Особое

значение

для

дошкольника

имеет

диалогическая

речь,

поскольку она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку

легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Толчком к высказыванию всегда является желание человека вступить

в

речевое

общение

для

решения

коммуникативных

задач,

для

того

чтобы

поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему-

либо. Так возникает коммуникативное намерение.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного,

целенаправленного,

опосредованного

языком

и

обуславливаемого

ситуацией

общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей

между

собой

(друг

с

другом).

Прежде

всего,

речевая

деятельность

характеризуется

как

процесс,

который

осуществляется

в

ходе

общения

(во

взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности

всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием,

и того, к кому оно обращено.

В дошкольном учреждении особое значение следует уделять именно

диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со

сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в

диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать, с кем общаются,

согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.

В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится

как

речевым,

так

и

внеречевым

средствам

(мимика,

жесты,

движения,

атрибутика и т. д.), поэтому свою работу можно сконцентрировать на создание

такого средства, как трафаретный театр.

Работу можно разделить на два этапа: ручной труд - создание с

помощью трафаретов будущих персонажей диалогической сказки, речевой этап

-

это

собственно

диалогическое

взаимодействие.

Дети,

используя,

изготовленные трафаретные персонажи, сочиняют диалогическую сказку.

Последовательность первого этапа работы.

1.

Обводки

персонажей

по

трафарету.

По

готовым

трафаретам,

имеющимся

в

широкой

продаже,

дети

обводят

внутри

контура

изображение героя будущей сказки (по выбору).

2.

Раскрашивание получившихся персонажей. Дети по своему желанию

раскрашивают

героя

будущей

театральной

постановки.

При

этом

ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить

его

в

разный

цвет

(персонажей

может

быть

несколько:

например,

черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы

помогает развитию творческого воображения ребенка.

3.

Вырезание фигурки. Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку

героя

своей

сказки.

При

этом

решается

несколько

задач:

ребенок

учится

работать

ножницами,

совершенствует

координированность

движений пальцев рук. Это, способствует развитию руки в целом.

4.

Далее

проводится

совместная

деятельность

воспитателя

и

детей:

закрепление фигурок сказочных персонажей на основе (это может

быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок

манипулирует своим героем).

Когда подготовительный этап завершен, переходим к основному этапу -

развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в

диалогическое

взаимодействие.

Работа

проходит

в

парах,

в

которые

дети

объединяются по желанию. В дальнейшем воспитатель сам подбирает пары. В

случае

необходимости,

чтобы

продемонстрировать

суть

взаимодействия,

воспитатель может встать в пару с ребенком. Необходимо отметить, что перед

началом работы по составлению сказок воспитатель должен познакомить детей

с

особым

видом

сказки

диалогическими

сказками.

В

таких

сказках

отсутствуют

слова

автора,

а

взаимодействуют

два

или

несколько

героев,

которые разговаривают между собой.

Очень важно в процессе составления таких сказок помогать

детям, задавая разные темы: «Как звери готовились к зиме?», «Как звери

поссорились?»,

«Как

зайчик

потерялся?»,

«Встреча

друзей»,

«Одинокий

котенок нашел друга». При этом, чем конкретнее заявлена тема для сочинения

сказки, тем более целенаправленным станет диалог.

Наблюдая за детьми в процессе работы, взрослому легко понять, кто в

паре

занимает

активную

позицию,

а

кто

пассивную.

В

последующем

это

позволит

взрослому

подбирать

пары,

объединяя

детей

с

разной

коммуникативной позицией.

Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам

процесс взаимодействия детей, а не результат (полученная сказка). Вашему

вниманию предлагаются несколько диалогических сказок, которые сочинили

дети.

КАК ЗВЕРИ ГОТОВИЛИСЬ К ЗИМЕ

( В сказке участвуют два персонажа - две белочки).

-Белочка, давай готовиться к зиме!

-

Давай, тогда надо собрать грибы и ягоды.

-

Побежали быстрей!

-

Смотри, вот и орешки на кустике висят.

-

Давай я буду их срывать, а ты относить в дупло.

-

Хорошо!

-

А теперь поскакали искать грибы.

-

Во-о-о-о-н полянка! Наверное, там много грибов.

-

А это что? Непонятно …

-

Ни орех, ни грибок, ни ягода. Что же это?

-

Да это же морковка! Наверное, ее зайчик потерял.

-

Давай отнесем ему, ведь это его запас.

-

Давай!

Теперь остановимся на кукольном театре.

Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются

радостные искорки, слышится веселый смех, сердце переполняет радость от

предвкушения чуда. Ведь ожившая кукла в умелых руках - это действительно

маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.

Кукольный театр не может оставить равнодушным никого, будь то малыш

или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в

воспитании

и

обучении

детей.

Когда

взрослый

общается

с

ребенком

при

помощи игрушки, малыш впитывает каждое слово: он верит ожившей игрушке.

К процессу изготовления игрушек можно привлечь родителей и

предложить

разнообразный

выбор

кукол:

настольные,

рукавичные,

пальчиковые, вязаные, бутылочные, деревянные, теневые, овощные, посудные,

бибабо, папье-маше, большие напольные, марионетки, верховые. Кукол можно

смастерить из любого материала. Главное - желание и фантазия. Даже обычные

деревянные

ложки

могут

превратиться

в

человечков,

если

их

приодеть

и

приладить глазки и улыбку. Куклы не должны пылиться на полках, для каждой

наступает свой звездный час: на занятиях, во время прогулки, в спектаклях.

Теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой

деятельности

в

детском

саду

подтверждает

целесообразность

выбранного

направления:

у детей появляется интерес к театру;

дети

становятся

более

уверенными

в

себе,

учатся

преодолевать

робость, сопереживать;

они

осваивают

невербальные

средства

общения

(жесты,

мимику,

движения);

их

речь

становится

более

выразительной,

расширяется

словарный

запас.

Практический материал помогает педагогам в увлекательной форме

проводить

утренники,

досуги,

развивать

песенное,

игровое

и

танцевальное

творчество детей.

Но театр существует не ради спектаклей и утренников. Это не

самоцель.

Главное,

чтобы

дети

поверили

в

себя,

в

свои

силы,

научились

общаться друг с другом и узнали об окружающем мире как можно больше.



В раздел образования