Автор: Архиреева Наталья Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №75
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальная викторина "Славное море-священный Байкал"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №75
Музыкальная викторина
«Славное море – священный Байкал»
Составила: музыкальный руководитель Архиреева Наталья Владимировна
г.Ангарск
Пояснительная записка
Актуальность: озеро Байкал – уникальное озеро с чистой, пресной водой и
разнообразным животным миром. Знакомить с озером Байкал нужно с дошкольного
возраста, через различные виды деятельности.
Цель: прививать любовь к родному краю, его достопримечательностям.
Задачи:
-развивать музыкальный слух, танцевальное творчество;
-расширять и пополнять представление детей о природе родного края и её обитателях;
-воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям.
План:
1.
Вступление.
2.
Чтение рассказа В.Стародумова «Ангарские бусы».
3.
Упражнения на развитие ритмического слуха.
4.
Викторина: «Озеро Байкал».
5.
Танцевальное творчество.
6.
Заключение.
Дети заходят в зал под музыку «Славное море – священный Байкал» (музыка народная,
слова Д.Давыдова) и располагаются свободно по залу.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы заметили как необычно сегодня в нашем зале?
И занятие сегодня тоже будет необычным. А поговорим мы сегодня о том, как прекрасна
окружающая нас природа! Услышим чудесные звуки природы…
Давайте вспомним лето! Как вы купались в речке, загорали на желтом песочке! Где вы
отдыхали летом? (Ответы детей)
А я побывала этим летом на озере Байкал и, наверное, многие из вас были на Байкале!
Вспомните слова из песни, под которую вы заходили в зал – «Славное море – священный
Байкал…». Озеро Байкал самое глубокое во всём мире, и в нем самая чистая вода. Такую
воду называют пресной, и её можно пить.
Слайды №2,3,4,5,6.
А вы знаете, что вся эта прекрасная природа – это природа нашего родного края, где мы с
вами живём!
Слайды №7,8,9.10.
Хотите помечтать и отправиться в небольшое путешествие на остров?
(Дети садятся на ковер, в углу зала макет горы, рядом макет озера, ракушки, камушки
разной величины).
Это наш остров! Представьте, что ковер - это теплый желтый песок, ярко светит солнце,
тихо плещет морской прибой. Посмотрите, какие здесь красивые ракушки! Говорят, если
её поднести к уху, то можно услышать шум морского прибоя. (Дети слушают по очереди).
А какие здесь красивые разноцветные камушки, и маленькие, и большие! Интересно,
откуда образовались горы и камни?
Слайд №11.
(Дети слушают рассказ говорящей горы «Ангарские бусы» В.Стародумова )
Слайд №12.
Поиграем с камушками?
1.
Камушки любят шептаться между собой (пошуршать возле уха, узнать секрет)
2.
Камушки любят озорничать (погреметь в ладошке)
3.
Камушки любят петь и танцевать (простучать ритм и повторить)
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Озеро Байкал».
1.Что такое Байкал?
Байкал- это самое глубокое озеро на земном шаре. Байкал- это самое чистое на земле
естественное хранилище пресной питьевой воды и разнообразным животным миром.
2.Почему байкальская вода чистая?
Чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального
животного и растительного мира.
Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки – эпишуры. В поисках корма они
пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле
эпишуры остаются загрязняющие вещества.
Слайды №13.
3.Самый крупный остров на Байкале?
Ольхон.
Слайд №14.
4.Какая река вытекает из Байкала?
Ангара.
Слайд №15.
5.Какая промысловая рыба водится только в Байкале?
Омуль.
Слайд №16.
6.Какие животные обитают на берегах Байкала?
Соболь.
Нерпа – единственный представитель млекопитающих, обитающих в озере Байкал.
Слайды №17,18.
7.Кто такая голомянка?
Голомянка – это рыбка эндемик, которая живёт только в озере Байкал. Она не имеет
чешуи, и тело её прозрачное. Голомянка рождает живых личинок, которые сразу после
рождения способны питаться эпишурой.
Слайд №19.
8.Что такое национальный парк или заповедник?
Это охраняемая природная территория.
Слайд №20.
9.Что такое Красная книга?
Это книга, в которую занесены вымирающие виды животных и растений.
Слайд №21.
А сейчас я предлагаю представить , что мы с вами волны в Байкале и придумаем свой, не
похожий на другие танец!
(Дети танцуют с ленточками голубого и синего цвета.)
Дорогие ребята, я уже говорила в начале занятия, что вся эта прекрасная природа – это
природа нашего родного края, где мы с вами живём. Озеро Байкал – уникальное озеро с
пресной водой и разнообразным животным миром. Поэтому мы должны беречь и охранять
озеро Байкал и сохранить его для потомков!
А закончить наше занятие я хочу стихотворением Платона Воронько «Журавель»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»