Напоминание

Активизация мыслительной деятельность учащихся на основе использования на уроках химии технологии развития критического мышления.


Автор: Рогова Наталья Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: Иркутская область, г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация мыслительной деятельность учащихся на основе использования на уроках химии технологии развития критического мышления.
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация

мыслительной

деятельность

учащихся

на

основе

использования на уроках химии технологии развития критического

мышления.

Технология развития критического мышления, на мой взгляд, одна из

самых интересных образовательных технологий, отвечающая требованиям и

задачам закона «Об образовании».

Используя данную технологию на уроках химии, я стала замечать, как

в

учениках

просыпается

способность

искать

и

находить

причины

и

альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять

свою позицию на основе фактов и аргументов.

Технология

критического

мышления

является

рефлексивной.

Она

формирует

самостоятельность

мышления

у

ребят

в

области

химических

знаний,

вооружает

способами

и

методами

самостоятельной

работы,

позволяет влиять на них и на результаты образовательного процесса.

Урок

химии,

построенный

на

принципах

развития

критического

мышления, состоит из трех фаз: вызов, реализация замысла, рефлексия. На

каждом этапе ребята работает с точки зрения собственного опыта, ставят

свои

вопросы.

Изначально

он

проходит

через

целеполагание,

после

встраивает новые знания по химии в систему. На завершающем этапе на

первый

план

выходит

коммуникация,

поскольку

рефлексия

происходит

в

общении.

В ТРКМ есть много интересных приемов и методов. Приведу некоторые

из них в соответствии с этапами урока. Вызов. Активизация имеющихся

знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка

учеником

собственных

целей

обучения.

Составление

списка

«Известная

информация». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация

материала

(графическая:

кластеры,

таблицы).

Верные

и

неверные

утверждения.

Перепутанные

логические

цепочки.

«Толстые»

и

«тонкие»

вопросы.

Реализация

замысла.

Получение

новой

информации,

поддержка

интереса к теме, корректировка учеником поставленных целей обучения.

Маркировка

с

использованием

значков:

«+»,

«-»,

«?»

(по

мере

чтения

материала их ставят на полях справа). Ведение записей в виде двойных

дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц. Поиск ответов на

вопросы, поставленные в первой части урока. «Ромашка Блума» Рефлексия.

Осмысление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей

обучения, планирование на перспективу. Заполнение кластеров и таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на

поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов.

Организация

различных

дискуссий.

Написание

творческих

работ.

Исследование по отдельным вопросам темы.

Приведу некоторые примеры заданий:

Вопросы «Верите ли вы, что...»

1.

Аргентина названа в честь серебра?

2.

Платину назвали «гнилое золото», «лягушачье золото».

3.

Первый исторически известный паспорт был бронзовым?

4.

Эйфелева башня («железная мадам», как ее часто называют в Париже)

летом на 15 см выше, чем зимой?

5.

Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации?

«Тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие»:

Где в периодической таблице расположены неметаллы? Как вы думаете,

важны

ли

соединения

класса

оксиды

для

нашей

жизнедеятельности?

Назовите

состав

спиртов.

«Толстые»:

Чем

можно

объяснить

различие

в

химической

активности

неметаллов?

Может

ли

знание

физических

и

химических

свойств

ряда

оксидов

спасти

вам

жизнь

в

экстремальной

ситуации? Можно ли считать воду первым представителем гомологического

ряда спиртов?

Синквейн как способ творческой рефлексии.

Например:

напишите

«стихотворение»,

написанное

по

определенным

правилам: Первая строка — одно существительное, название. Вторая строка

два

прилагательных,

описание

темы.

Третья

строка

три

глагола,

действие.

Четвертая

строка

четыре

слова,

отношение

автора

к

теме,

чувства.

Пятая

строка

одно

существительное,

которое

выражает

суть

(синоним первой строки).

Пример: Сахароза.

Сладкая, полезная.

растворяется, гидролизуется, реагирует.

Широко используются в пищевой промышленности

Углевод.

Эти и другие задания помогают реализовать на уроках химии технологию

критического

мышления,

закрепить

материал

в

процессе

творческой

деятельности,

систематизировать

знания

и

достичь

намеченных

образовательных

результатов,

а

ребятам

быть

более

успешными

и

грамотными в области химических знаний.



В раздел образования