Напоминание

"Правильная речь – залог успешного обучения и развития"


Автор: Лексютина Лариса Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАОУ Казанская СОШ
Населённый пункт: с.Казанское, Казанский район, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правильная речь – залог успешного обучения и развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Правильная речь – залог успешного обучения и развития.

(Выступление на районной августовской конференции, 2018г.)

Добрый день, дорогие учителя. Мне хотелось бы поздравить всех вас с

началом нового учебного года и, пользуясь случаем, искренне поблагодарить всех,

кто принял участие в работе над проектом «Правильная речь – залог успешного

обучения и развития». Правильная речь – один из показателей готовности ребенка

к

обучению

в

школе,

залог

успешного

освоения

школьной

программы.

Через

несколько

дней

двери

школы

распахнутся

для

будущих

первоклассников,

для

которых первый класс действительно будет в первый раз.

Вы, дорогие учителя, как никто другой, понимаете, что умение правильно и

хорошо говорить значительно облегчит ребенку школьную адаптацию (он

будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя

уверенно), позволит ребенку лучше усваивать школьный материал (ребенок,

который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в

полном

объеме), позволит

ребенку

успевать

на

«хорошо»

и

«отлично»

практически

по

всем

предметам

(умение

грамотно

излагать

свои

мысли,

позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал).

Хотелось

бы

отметить

тот

факт,

что

по

результатам

логопедического

обследования, проводимого мною в начале каждого учебного года с нарушениями

речи

различного

характера

в

школу

приходит

в

среднем

около

50

%

первоклассников. Нарушения звукопроизношения явно заметны каждому учителю,

а в процессе дальнейшего обучения выявляются нарушения и на других уровнях,

обнаруживается, что у ребенка нарушено:

фонетическое

восприятие

(когда

он

не

различает

звуки

на

слух,

затрудняется

определить

место

заданного

звука

в

слове,

а

слова

в

предложении, подобрать слово на заданный звук и т.д.)

недостаточно

сформирован лексико

грамматический

строй

языка

(ребенок затрудняется образовывать новые слова от заданных (воробей –

воробышек), изменять слова (ухо – уши), согласовывать слова (одна ласточка

– четыре ласточки) и т.д.

недостаточно

сформирован словарный

запас

(затрудняются

подобрать

синонимы, антонимы, близкие по значению выражения)

связная

речь

речи

чаще

всего

используются

простые

предложения,

затрудняются четко и последовательно рассказать о чем-либо увиденном или

услышанном, составить рассказ по сюжетной картинке, серии картинок) и т.д.

Если

вовремя

не

устранить

нарушения

звукопроизношения,

лексики,

грамматики,

фонематических

процессов

и

др.,

у

детей

младшего

школьного

возраста

возникнут

трудности

общения

с

окружающими,

а

в

дальнейшем

определенные

изменения

личности

на

пути

развития

«ребенок

-

подросток

-

взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в

полной мере раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.

Поскольку тема нашей секции «Правильная речь – залог успешного обучения и

развития» близка всем и каждому, все участники были условно разделены по

микрогруппам: «Физики», «Лирики», «Спортсмены», «Музыканты» и «Родители».

Каждая группа разработала свои игровые приемы, показала и доказала, что их

можно успешно применять абсолютно на всех предметах школьной программы и в

повседневной жизни.

Хочется

надеяться,

что

все

эти

игровые

моменты

дополнят

вашу

педагогическую копилку и самое главное, найдут отклик в детях, заинтересуют их,

вызовут желание говорить красиво и правильно. Ведь речь человека – это его

визитная карточка. А «слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное

само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно

и вовремя.» ( А.Ф. Кони). Я искренне надеюсь на то, что вместе с Вами мы

вовремя поможем детям научиться говорить правильно! Спасибо за внимание!

Учитель – логопед: Лексютина Лариса Александровна



В раздел образования