Автор: Лексютина Лариса Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАОУ Казанская СОШ
Населённый пункт: с.Казанское, Казанский район, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правильная речь – залог успешного обучения и развития"
Раздел: начальное образование
Правильная речь – залог успешного обучения и развития.
(Выступление на районной августовской конференции, 2018г.)
Добрый день, дорогие учителя. Мне хотелось бы поздравить всех вас с
началом нового учебного года и, пользуясь случаем, искренне поблагодарить всех,
кто принял участие в работе над проектом «Правильная речь – залог успешного
обучения и развития». Правильная речь – один из показателей готовности ребенка
к
обучению
в
школе,
залог
успешного
освоения
школьной
программы.
Через
несколько
дней
двери
школы
распахнутся
для
будущих
первоклассников,
для
которых первый класс действительно будет в первый раз.
Вы, дорогие учителя, как никто другой, понимаете, что умение правильно и
хорошо говорить значительно облегчит ребенку школьную адаптацию (он
будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя
уверенно), позволит ребенку лучше усваивать школьный материал (ребенок,
который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в
полном
объеме), позволит
ребенку
успевать
на
«хорошо»
и
«отлично»
практически
по
всем
предметам
(умение
грамотно
излагать
свои
мысли,
позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал).
Хотелось
бы
отметить
тот
факт,
что
по
результатам
логопедического
обследования, проводимого мною в начале каждого учебного года с нарушениями
речи
различного
характера
в
школу
приходит
в
среднем
около
50
%
первоклассников. Нарушения звукопроизношения явно заметны каждому учителю,
а в процессе дальнейшего обучения выявляются нарушения и на других уровнях,
обнаруживается, что у ребенка нарушено:
фонетическое
восприятие
(когда
он
не
различает
звуки
на
слух,
затрудняется
определить
место
заданного
звука
в
слове,
а
слова
–
в
предложении, подобрать слово на заданный звук и т.д.)
недостаточно
сформирован лексико
–
грамматический
строй
языка
(ребенок затрудняется образовывать новые слова от заданных (воробей –
воробышек), изменять слова (ухо – уши), согласовывать слова (одна ласточка
– четыре ласточки) и т.д.
недостаточно
сформирован словарный
запас
(затрудняются
подобрать
синонимы, антонимы, близкие по значению выражения)
связная
речь (в
речи
чаще
всего
используются
простые
предложения,
затрудняются четко и последовательно рассказать о чем-либо увиденном или
услышанном, составить рассказ по сюжетной картинке, серии картинок) и т.д.
Если
вовремя
не
устранить
нарушения
звукопроизношения,
лексики,
грамматики,
фонематических
процессов
и
др.,
у
детей
младшего
школьного
возраста
возникнут
трудности
общения
с
окружающими,
а
в
дальнейшем
определенные
изменения
личности
на
пути
развития
«ребенок
-
подросток
-
взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в
полной мере раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.
Поскольку тема нашей секции «Правильная речь – залог успешного обучения и
развития» близка всем и каждому, все участники были условно разделены по
микрогруппам: «Физики», «Лирики», «Спортсмены», «Музыканты» и «Родители».
Каждая группа разработала свои игровые приемы, показала и доказала, что их
можно успешно применять абсолютно на всех предметах школьной программы и в
повседневной жизни.
Хочется
надеяться,
что
все
эти
игровые
моменты
дополнят
вашу
педагогическую копилку и самое главное, найдут отклик в детях, заинтересуют их,
вызовут желание говорить красиво и правильно. Ведь речь человека – это его
визитная карточка. А «слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное
само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно
и вовремя.» ( А.Ф. Кони). Я искренне надеюсь на то, что вместе с Вами мы
вовремя поможем детям научиться говорить правильно! Спасибо за внимание!
Учитель – логопед: Лексютина Лариса Александровна