Напоминание

Литературная викторина "Знатоки сказок"


Автор: Малышева Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №9
Населённый пункт: г.Тосно Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная викторина "Знатоки сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной к школе группе.

Литературная викторина « Знатоки сказок».

Тема: « Литературная викторина « Знатоки сказок».

Цель: Воспитывать нравственно - этические качества, доброжелательность,

контактное отношение со сверстниками.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со сказкой, как жанром устного народного

творчества.

2. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой

выразительности (зачин, концовка, сравнение).

3. Вызвать желание эмоционально воспринимать содержание

художественного произведения, умение узнавать и называть знакомые

сказки.

4. Развивать наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение,

образное мышление.

5. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Интеграция образовательных областей: « Художественно- эстетическое

развитие» , « Социально – коммуникативное развитие», « Физическое

развитие»

Материалы и оборудование:

- костюм Сказочницы,

- фишки с картинками к сказкам;

- музыкальное сопровождение;

- иллюстрации к русским народным сказкам;

- презентация « Русские народные сказки»;

- ноутбук.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент.

Фонограмма №1 ( звучит русская народная мелодия)

Входит Сказочница в русском костюме.

Сказочница. Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада встрече с вами я,

Мои юные друзья!

Я - Сказочница. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Любим!

2. Основная часть:

Сказочница. Я тоже их очень люблю. Какие сказки о животных вы знаете?

Дети. «Лисичка со скалочкой», « Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль»,

«Зимовье зверей», «Кот петух и лиса» и др.

Сказочница. Ребята, а как вы думаете, почему у нашего народа так много

сказок о животных и птицах?

( Рассуждения детей.)

Сказочница. Мир природы всегда был интересным и загадочным для людей.

Животным и птицам народ приписывал человеческие черты характера:

отрицательные (жадность, трусость, лень) и положительные (смелость,

честность, трудолюбие, скромность). Есть ещё бытовые сказки. В них

говорится о простой (бытовой) жизни людей – бедных и богатых. Кто герои

бытовых сказок?

Дети. Люди.

Сказочница. Какие бытовые сказки вы знаете?

Дети. « Каша из топора», «Как старик домовничал» и д. р.

Сказочница. Ещё есть и волшебные сказки. Чем они отличаются от бытовых

сказок?

Дети. В них происходят волшебства, которых не бывает в обычной жизни.

Сказочница. Какие превращения в них происходят, о каких волшебных

предметах они рассказывают?

Дети. Сапоги – скороходы быстро бегают; люди превращаются в птиц; ковёр –

самолёт высоко летает.

Сказочница. Какие волшебные сказки вы знаете?

Дети. «Морозко», « Царевна – лягушка», «Сивка - бурка», « Василиса

Прекрасная», «Сказка об Иване – царевиче, Жар- птице и о сером волке».

Сказочница. Ребята скажите, пожалуйста, как называются сказки, которые

сочинял народ?

Дети. Такие сказки называются народными.

Сказочница. Правильно, молодцы! Свои мечты народ воплощал в сказках,

многие из них стали явью.

Фонограмма №2.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеёк» (считалкой выбираем

водящего).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Сказочница. Ребята, а сейчас давайте посоревнуемся – кто лучше знает

сказки. С помощью жеребьёвки вы разделитесь на две команды. За каждый

правильный ответ команда получает фишку – картинку к сказке. У какой

команды в конце игры фишек будет больше – тот и победитель.

Игра - соревнование команд.

Сказочница. Итак, задание первое: « Волшебные предметы». Назовите

волшебные предметы, о которых говорится в русских народных сказках и то,

что сегодня может их заменить, - современные предметы.

Показ слайдов: 1 слайд - «Ковёр – самолёт».

Дети. Ковёр - самолёт - самолёт, вертолёт.

2 слайд – « Волшебное зеркальце»

Дети. Волшебное зеркальце - телевизор;

3 слайд – « Волшебная дудочка»

Дети. Волшебная дудочка - магнитофон, музыкальный центр.

4 слайд – « Сапоги – скороходы»

Дети. Сапоги – скороходы – автобус, машина.

Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.

Второе задание « Герои сказок».

Сказочница. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете героев русских

народных сказок. Как звали сестру Иванушки?

Дети. Алёнушка.

Сказочница. Как звали сестёр Хаврошечки?

Дети. Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка.

Сказочница. Двух братьев – Морозов?

Дети. Синий Нос и Красный Нос.

Сказочница. В сказках она Премудрая. Кто это?

Дети. Василиса.

Сказочница. А худого и злого старика, у которого смерть в игле, а игла в

яйце?

Дети. Кощей Бессмертный.

Сказочница. Волшебного коня из известной сказки?

Дети. Сивка – бурка.

Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.

Сказочница. Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнём и

поиграем.

Фонограмма №3

Игра « Гори, гори ясно!»

Продолжение викторины.

Сказочница: Продолжаем нашу викторину.

Третье задание « Угощения».

Сказочница: В какой сказке была « молочная река – кисельные берега»?

Дети. « Гуси – лебеди».

Сказочница. Чем потчевала Лиса Журавля?

Дети. Кашей.

Сказочница. Чем угощал Журавль Лису?

Дети. Окрошкой.

Сказочница. Из чего варил кашу солдат?

Дети. Из топора.

Сказочница. Молодцы, ребята! А сейчас переходим к следующему заданию.

Четвёртое задание «Слова из сказки». ( Иллюстрации к сказкам лежат на

столах).

Сказочница. Отгадайте, из какой сказки эти слова: « Купи мне, батюшка,

пёрышко Финиста – Ясна сокола»?

Дети. «Финист – Ясный сокол». (команда показывает иллюстрацию).

Сказочница. « На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю

невесткам уху сварить. Будет уха сладка».

Дети. « По щучьему велению» (показ иллюстрации).

Сказочница. « Это я, Иван – царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя!

Расскажи , зачем вдаль поехал, куда путь держишь».

Дети. « Иван – царевич и серый волк » (показ иллюстрации).

Сказочница. « Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь

мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло».

Дети. «Марья Моревна » (показ иллюстрации).

Пятое задание « Сказки – от начала до конца»

Сказочница. Продолжим нашу викторину. Как называются слова, которыми

обычно (традиционно) начинаются русские народные сказки?

Дети. Такие слова называются зачином.

Сказочница. Правильно. А теперь вспомните зачины русских народных

сказок.

Дети. « Жили – были…», « В некотором царстве, в некотором государстве…» ,

«На лесной опушке, в маленькой избушке жили – были…»

Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.

Сказочница. Перед любой сказкой можно рассказать присказку: «Это ещё не

сказка, сказка будет впереди».

Летала птичка, птичка невеличка,

По небу летала, песенки спевала,

Песенки спевала, деток созывала:

- Детки, я скажу вам сказку,

Сказку старинную,

Не короткую не длинную,

А вы слушайте, запоминайте,

Ума – разума набирайте…

А чем заканчиваются сказки?

Дети. Сказки заканчиваются концовкой.

Сказочница. Какие концовки вы знаете?

Дети. Так они живут, пряники жуют,

Медком запивают, нас с вами вспоминают.

Вот и сказка вся, больше плесть нельзя.

И стали они в добре поживать, лиха не знать.

Я на том пиру был, мёд – пиво пил,

По усам текло, а в рот не попало…

Тут и сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.

Фонограмма №4

Подведение итогов викторины – соревнования.

Сказочница. Ребята, вы настоящие знатоки сказок! Молодцы!

Награждение команд – победителей и активных игроков.

Сказочница благодарит детей, прощается и уходит.



В раздел образования