Автор: Малышева Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №9
Населённый пункт: г.Тосно Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная викторина "Знатоки сказок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной к школе группе.
Литературная викторина « Знатоки сказок».
Тема: « Литературная викторина « Знатоки сказок».
Цель: Воспитывать нравственно - этические качества, доброжелательность,
контактное отношение со сверстниками.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со сказкой, как жанром устного народного
творчества.
2. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой
выразительности (зачин, концовка, сравнение).
3. Вызвать желание эмоционально воспринимать содержание
художественного произведения, умение узнавать и называть знакомые
сказки.
4. Развивать наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение,
образное мышление.
5. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Интеграция образовательных областей: « Художественно- эстетическое
развитие» , « Социально – коммуникативное развитие», « Физическое
развитие»
Материалы и оборудование:
- костюм Сказочницы,
- фишки с картинками к сказкам;
- музыкальное сопровождение;
- иллюстрации к русским народным сказкам;
- презентация « Русские народные сказки»;
- ноутбук.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Фонограмма №1 ( звучит русская народная мелодия)
Входит Сказочница в русском костюме.
Сказочница. Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада встрече с вами я,
Мои юные друзья!
Я - Сказочница. Ребята, а вы любите сказки?
Дети. Любим!
2. Основная часть:
Сказочница. Я тоже их очень люблю. Какие сказки о животных вы знаете?
Дети. «Лисичка со скалочкой», « Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль»,
«Зимовье зверей», «Кот петух и лиса» и др.
Сказочница. Ребята, а как вы думаете, почему у нашего народа так много
сказок о животных и птицах?
( Рассуждения детей.)
Сказочница. Мир природы всегда был интересным и загадочным для людей.
Животным и птицам народ приписывал человеческие черты характера:
отрицательные (жадность, трусость, лень) и положительные (смелость,
честность, трудолюбие, скромность). Есть ещё бытовые сказки. В них
говорится о простой (бытовой) жизни людей – бедных и богатых. Кто герои
бытовых сказок?
Дети. Люди.
Сказочница. Какие бытовые сказки вы знаете?
Дети. « Каша из топора», «Как старик домовничал» и д. р.
Сказочница. Ещё есть и волшебные сказки. Чем они отличаются от бытовых
сказок?
Дети. В них происходят волшебства, которых не бывает в обычной жизни.
Сказочница. Какие превращения в них происходят, о каких волшебных
предметах они рассказывают?
Дети. Сапоги – скороходы быстро бегают; люди превращаются в птиц; ковёр –
самолёт высоко летает.
Сказочница. Какие волшебные сказки вы знаете?
Дети. «Морозко», « Царевна – лягушка», «Сивка - бурка», « Василиса
Прекрасная», «Сказка об Иване – царевиче, Жар- птице и о сером волке».
Сказочница. Ребята скажите, пожалуйста, как называются сказки, которые
сочинял народ?
Дети. Такие сказки называются народными.
Сказочница. Правильно, молодцы! Свои мечты народ воплощал в сказках,
многие из них стали явью.
Фонограмма №2.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеёк» (считалкой выбираем
водящего).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Сказочница. Ребята, а сейчас давайте посоревнуемся – кто лучше знает
сказки. С помощью жеребьёвки вы разделитесь на две команды. За каждый
правильный ответ команда получает фишку – картинку к сказке. У какой
команды в конце игры фишек будет больше – тот и победитель.
Игра - соревнование команд.
Сказочница. Итак, задание первое: « Волшебные предметы». Назовите
волшебные предметы, о которых говорится в русских народных сказках и то,
что сегодня может их заменить, - современные предметы.
Показ слайдов: 1 слайд - «Ковёр – самолёт».
Дети. Ковёр - самолёт - самолёт, вертолёт.
2 слайд – « Волшебное зеркальце»
Дети. Волшебное зеркальце - телевизор;
3 слайд – « Волшебная дудочка»
Дети. Волшебная дудочка - магнитофон, музыкальный центр.
4 слайд – « Сапоги – скороходы»
Дети. Сапоги – скороходы – автобус, машина.
Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.
Второе задание « Герои сказок».
Сказочница. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете героев русских
народных сказок. Как звали сестру Иванушки?
Дети. Алёнушка.
Сказочница. Как звали сестёр Хаврошечки?
Дети. Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка.
Сказочница. Двух братьев – Морозов?
Дети. Синий Нос и Красный Нос.
Сказочница. В сказках она Премудрая. Кто это?
Дети. Василиса.
Сказочница. А худого и злого старика, у которого смерть в игле, а игла в
яйце?
Дети. Кощей Бессмертный.
Сказочница. Волшебного коня из известной сказки?
Дети. Сивка – бурка.
Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.
Сказочница. Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнём и
поиграем.
Фонограмма №3
Игра « Гори, гори ясно!»
Продолжение викторины.
Сказочница: Продолжаем нашу викторину.
Третье задание « Угощения».
Сказочница: В какой сказке была « молочная река – кисельные берега»?
Дети. « Гуси – лебеди».
Сказочница. Чем потчевала Лиса Журавля?
Дети. Кашей.
Сказочница. Чем угощал Журавль Лису?
Дети. Окрошкой.
Сказочница. Из чего варил кашу солдат?
Дети. Из топора.
Сказочница. Молодцы, ребята! А сейчас переходим к следующему заданию.
Четвёртое задание «Слова из сказки». ( Иллюстрации к сказкам лежат на
столах).
Сказочница. Отгадайте, из какой сказки эти слова: « Купи мне, батюшка,
пёрышко Финиста – Ясна сокола»?
Дети. «Финист – Ясный сокол». (команда показывает иллюстрацию).
Сказочница. « На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю
невесткам уху сварить. Будет уха сладка».
Дети. « По щучьему велению» (показ иллюстрации).
Сказочница. « Это я, Иван – царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя!
Расскажи , зачем вдаль поехал, куда путь держишь».
Дети. « Иван – царевич и серый волк » (показ иллюстрации).
Сказочница. « Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь
мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло».
Дети. «Марья Моревна » (показ иллюстрации).
Пятое задание « Сказки – от начала до конца»
Сказочница. Продолжим нашу викторину. Как называются слова, которыми
обычно (традиционно) начинаются русские народные сказки?
Дети. Такие слова называются зачином.
Сказочница. Правильно. А теперь вспомните зачины русских народных
сказок.
Дети. « Жили – были…», « В некотором царстве, в некотором государстве…» ,
«На лесной опушке, в маленькой избушке жили – были…»
Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.
Сказочница. Перед любой сказкой можно рассказать присказку: «Это ещё не
сказка, сказка будет впереди».
Летала птичка, птичка невеличка,
По небу летала, песенки спевала,
Песенки спевала, деток созывала:
- Детки, я скажу вам сказку,
Сказку старинную,
Не короткую не длинную,
А вы слушайте, запоминайте,
Ума – разума набирайте…
А чем заканчиваются сказки?
Дети. Сказки заканчиваются концовкой.
Сказочница. Какие концовки вы знаете?
Дети. Так они живут, пряники жуют,
Медком запивают, нас с вами вспоминают.
Вот и сказка вся, больше плесть нельзя.
И стали они в добре поживать, лиха не знать.
Я на том пиру был, мёд – пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало…
Тут и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Дети, давшие правильные ответы, получают фишки.
Фонограмма №4
Подведение итогов викторины – соревнования.
Сказочница. Ребята, вы настоящие знатоки сказок! Молодцы!
Награждение команд – победителей и активных игроков.
Сказочница благодарит детей, прощается и уходит.