Напоминание

«Четыре времени года»


Автор: Петрик Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Конспект занятий по развитию речи с использованием мнемотаблиц
Тема: «Четыре времени года»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 Аленький цветочек »

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по

развитию речи с использованием мнемотаблиц

«Четыре времени года»

Подготовила:

Петрик Надежда Анатольевна

г. Сургут, 2019 г

ВВЕДЕНИЕ

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений

действительности каждого времени года путем перечисления его признаков,

используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные

прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя

мнемотаблицу.

Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить,

рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать

высказанное.

Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь,

формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой

слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа

над дикцией).

Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все

приобретенные умения в построении связной речи.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое и речевое

развитие.

Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с

временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера,

снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.

Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки

к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые,

животные).

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент

СЛАЙД 1

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. СЛАЙД 2

- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!

Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот

конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы

думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это

письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию

негритенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и

осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит

познакомить его с временами года.

2. Основная часть

- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг

от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России

(рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать

видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).

-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени

года проходят, значит проходит…(один год)

- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

- Ребята, Владик Р. загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку

до конца. СЛАЙД 3

Сколько снега налило!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая

у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная,

лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

Что на ней изображено?

- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)

- Тучка – небо скрыто темными тучами.

- Снежинки – часто идет холодный снег.

- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

- Коньки, санки – катаются на коньках и санках

Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи

указки по таблице.

Артикуляционная гимнастика «Вьюга» СЛАЙД 4

Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На

какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне,

а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите

больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У»

громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках

шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой

голоса).

- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх.

Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой

завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою

загадку ребятам. СЛАЙД 5

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна.

Наступает непогода-

Это к нам идет …(весна)

-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

Буква «В»- обозначает, что настала весна.

Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран

возвращаются перелетные птицы.

Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

Физкультурная минутка: СЛАЙД 6

Солнце встало из-за тучки

Мы протянем к солнцу ручки

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки.

А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее

солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

Словесная игра

с элементами самомассажа «Солнышко какое?» СЛАЙД 7

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

- Солнце круглое как (мячик, шарик …)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)

-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

Данил , загадай свою загадку ребятам. СЛАЙД 8

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)

Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

Буква «Л» - настало лето.

Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из

песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий

ребенок рассказывает по схеме про лето.

Игра с раздаточным материалом «Найди лишний» СЛАЙД 9

Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят

к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы,

ягоды)

Полина, загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели

Так бывает раз в году

А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)

Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по

нашей таблице. СЛАЙД 10

Буква «О» - наступила осень.

Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к

зиме)

- Как готовится к зиме белка?

- Как готовиться к зиме заяц?

- Как готовится к зиме медведь?

- Как готовятся к зиме птицы?

Игра с демонстрационным материалом «Назови домик» СЛАЙД 11

Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки

(дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).

Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года.

Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра с мячом «Назови наоборот»

Летом жарко, а осенью …(холодно)

Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)

Летом идут дожди, а зимой … (снег)

3. Заключительная часть

Рефлексия СЛАЙД 12

Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года?

С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.

Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное

время вы их раскрасите.



В раздел образования