Автор: Захарова Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 78 "Колосок"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно–исследовательская активность дошкольников в процессе детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
в старшей группе «Пукане»
на тему:
«Мы - исследователи»
Воспитатель: Захарова О.Ю.
Актуальность проекта.
1
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира
благодаря познавательной
активности
ребенка,
имеющей
свою
специфику
на
каждом возрастном этапе.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам
деятельности
является
одной
из
составляющих
общего
развития
ребенка,
успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру,
желание освоить все новое - основа формирования этого качества.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью
огромное
значение
в
развитии
личности
ребенка
имеет
познавательная
деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты
– это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит
вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со
средой
обитания.
В
процессе
эксперимента
идет
обогащение
памяти
ребенка,
активизируются
его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации,
обобщения
и
экстраполяции.
Необходимость
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское
экспериментирование
как
специально
организованная
деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
ребенка
дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира
Цель проекта.
Развить
творческую,
познавательно
–
исследовательскую
активность
дошкольников в процессе детского экспериментирования.
2
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира,
окружающих его предметов и явлений.
2. Формировать умение приобретать новую информацию через
экспериментирование.
3. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и
применять их в самостоятельной деятельности.
4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-
символическому (схематизация, символизация связей и отношений между
предметами и явлениями окружающего мира).
5. Развивающие:
6. Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
7. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
8. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы.
9. Обогащать словарный запас детей.
Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со
сверстниками и педагогом.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский.
Участники: дети, педагоги группы, родители.
Время, требуемое для выполнения проекта - 2 недели (краткосрочный).
Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится учебный
проект:
1.
Познавательное развитие.
2.
Художественно-эстетическое развитие.
3.
Физическое развитие.
4.
Речевое развитие.
5.
Социально-коммуникативное развитие.
6.
Формы работы и методы работы.
7.
Экспериментальная деятельность.
8.
НОД.
9.
Наблюдения на прогулках.
10. Чтение художественной литературы.
11. Беседы.
12. Работа с родителями.
3
13. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Предполагаемые результаты.
Повысить
уровень
любознательности,
исследовательских
умений
и
навыков
детей.
Развивать
способности
видеть
и
определять
проблему,
принимать
и
ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять
существенные
признаки
и
связи,
сопоставлять
различные
факты,
выдвигать
различные
гипотезы,
отбирать
средства
и
материалы
для
самостоятельной
деятельности, делать определенные умозаключения и выводы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
II этап – основной (практический).
III этап- заключительный.
План-график реализации проекта. (первая неделя)
1 этап. Подготовительный.
1. Определение
цели,
задач,
содержания
проекта,
прогнозирование
результата.
2. Выстраивание
системы
работы
по
организации
исследовательской
деятельности детей.
3. Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших
опытов и экспериментов.
4. Анкетирование родителей по проблеме проекта.
2 этап. Основной. Тема «Воздух»
Познавательная деятельность:
1.
Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»
2.
Беседа «Явления природы в произведениях поэтов и художников».
3.
Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
4.
Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.
5.
Разгадывание загадок о ветре.
6.
Опытно-экспериментальная деятельность
7.
«Как поймать воздух».
8.
«Имеет ли воздух вес».
9.
«Парашют».
10.«Воздух в стакане».
11.«Воздух в наших лёгких».
4
12.«Воздух легче воды».
13.«Тёплый и холодный воздух».
14.«Воздух можно сжать».
15.«Почему гаснет свеча».
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Чтение
стихов:
Д.
Пономаревой
«Воздушный
змей»,
«Воздух»,
В.
Скорнякова «Воздушный шар»
Чтение сказки « Продавец воздуха».
1.
Развитие речи:
Речевые упражнения:
«Свечка»
«Снайпер»
«Погреем руки»
«Разброс»
«Насосик»
«Переброс»
«Эхо»
«Я»
«Треугольник»
2.
Игровая деятельность:
Дидактическая
игра
«Хорошо
-
плохо»
(когда
воздух
поступает
как
помощник, а когда приносит вред).
Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Пускание парусных корабликов по воде.
Подвижная игра «Самолеты».
3.
Продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Какой бывает ветер», «Выдувание кляксы».
Лепка рельефная: « Парашют»
Конструирование из бумаги корабликов.
Конструирование из бумаги «Тюльпан» (тюльпаны надуваются с помощью
воздуха).
4.
Музыкальная деятельность. Слушание мелодий, передающих шум ветра.
5
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за листопадом (кружение листьев в воздухе).
Наблюдение за полетом птиц.
Наблюдение за движением облаков.
Наблюдение за ветром.
Работа с родителями
Консультация
«Роль
семьи
в
развитии
поисково-исследовательской
активности ребенка»
Тема: «Вода» (вторая неделя)
Познавательная деятельность:
Беседа с детьми «Путешествие капельки»
Беседа «Полезные свойства воды. Люди добывающие воду»
Беседа «Вода вокруг нас»
Беседа «Вода нужна всем»
НОД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».
Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.
Разгадывание загадок о воде.
Опытно-экспериментальная деятельность
Имеет ли вода форму?».
«Какого цвета вода?»
«Вода- растворитель».
«Тонет – не тонет».
«В какой воде легче плавать?».
«Послушная водичка».
Чтение художественной литературы:
Чтение экологической сказки «Живая вода»
Чтение стихов: А. Хината «Вода», Д. Сучкова «Ручеек», «Река», И, Бараева
«Волна»
Чтение сказки «Четыре стихии».
Развитие речи:
Речевые упражнения
6
«Насосик»
«Переброс»
«Эхо»
«Я»
«Треугольник»
Пословицы и поговорки о воде.
Игровая деятельность:
Дидактические игры
«Волшебница-вода».
«Кому нужна вода» (карточки профессий).
Продуктивная деятельность:
Окраска воды с помощью красок.
Рисование на тему: «Дождливый день»
Рисование на тему: «Снежинка»
Аппликация: « Кораблик»
Музыкальная деятельность:
слушание
мелодий,
передающих
журчание
воды, капель,
шум
дождя,
классических музыкальных произведений о воде.
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за дождем
Наблюдение за первым снегом.
Трудовая деятельность:
Опрыскивание растений в уголке природы.
Работа с родителями
1.
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних
условиях».
2.
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
3 этап. Заключительный.
Обработка результатов по реализации проекта
НОД «Мы - исследователи»
Презентация проекта «Мы - исследователи»
2-я неделя. Полученные результаты.
7
1.
Р а з в и т и е
п о з н а в а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
д е т е й
в
п р о ц е с с е
экспериментирования.
2.
Расширение знаний о воздухе и воде.
3.
Формирование
умения
детей
проводить
исследовательскую
работу
по
проблеме, используя доступные им способы исследования.
4.
Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта
и применять их в самостоятельной деятельности.
5.
Повышение интереса родителей к данной проблеме.
Литература.
Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска»
Дыбина О. В., РохмановаН.П. «Занимательные опыты и эксперименты».
Паршукова И.Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации
мини лаборатории».
Методика
Ивановой
А.И.
«Классификация
наблюдений
и
экспериментов,
разработки проблемных заданий».
Менщикова Л.И. «Экспериментальная деятельность детей 6 -7 лет – Волгоград:
Учитель, 2009г.
Прохорова
Л.Н.
«Организация
экспериментальной
дея тельно сти
дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ,
8