Напоминание

Познавательно–исследовательская активность дошкольников в процессе детского экспериментирования


Автор: Захарова Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 78 "Колосок"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно–исследовательская активность дошкольников в процессе детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

в старшей группе «Пукане»

на тему:

«Мы - исследователи»

Воспитатель: Захарова О.Ю.

Актуальность проекта.

1

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира

благодаря познавательной

активности

ребенка,

имеющей

свою

специфику

на

каждом возрастном этапе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам

деятельности

является

одной

из

составляющих

общего

развития

ребенка,

успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру,

желание освоить все новое - основа формирования этого качества.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью

огромное

значение

в

развитии

личности

ребенка

имеет

познавательная

деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты

– это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит

вокруг.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

со

средой

обитания.

В

процессе

эксперимента

идет

обогащение

памяти

ребенка,

активизируются

его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации,

обобщения

и

экстраполяции.

Необходимость

давать

отчет

об

увиденном,

формулировать

обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское

экспериментирование

как

специально

организованная

деятельность

способствует

становлению

целостной

картины

мира

ребенка

дошкольного

возраста и основ культурного познания им окружающего мира

Цель проекта.

Развить

творческую,

познавательно

исследовательскую

активность

дошкольников в процессе детского экспериментирования.

2

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира,

окружающих его предметов и явлений.

2. Формировать умение приобретать новую информацию через

экспериментирование.

3. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и

применять их в самостоятельной деятельности.

4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-

символическому (схематизация, символизация связей и отношений между

предметами и явлениями окружающего мира).

5. Развивающие:

6. Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки,

стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

7. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

8. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе

элементарного эксперимента и делать выводы.

9. Обогащать словарный запас детей.

Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со

сверстниками и педагогом.

Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский.

Участники: дети, педагоги группы, родители.

Время, требуемое для выполнения проекта - 2 недели (краткосрочный).

Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится учебный

проект:

1.

Познавательное развитие.

2.

Художественно-эстетическое развитие.

3.

Физическое развитие.

4.

Речевое развитие.

5.

Социально-коммуникативное развитие.

6.

Формы работы и методы работы.

7.

Экспериментальная деятельность.

8.

НОД.

9.

Наблюдения на прогулках.

10. Чтение художественной литературы.

11. Беседы.

12. Работа с родителями.

3

13. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Предполагаемые результаты.

Повысить

уровень

любознательности,

исследовательских

умений

и

навыков

детей.

Развивать

способности

видеть

и

определять

проблему,

принимать

и

ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять

существенные

признаки

и

связи,

сопоставлять

различные

факты,

выдвигать

различные

гипотезы,

отбирать

средства

и

материалы

для

самостоятельной

деятельности, делать определенные умозаключения и выводы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной (практический).

III этап- заключительный.

План-график реализации проекта. (первая неделя)

1 этап. Подготовительный.

1. Определение

цели,

задач,

содержания

проекта,

прогнозирование

результата.

2. Выстраивание

системы

работы

по

организации

исследовательской

деятельности детей.

3. Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших

опытов и экспериментов.

4. Анкетирование родителей по проблеме проекта.

2 этап. Основной. Тема «Воздух»

Познавательная деятельность:

1.

Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»

2.

Беседа «Явления природы в произведениях поэтов и художников».

3.

Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

4.

Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.

5.

Разгадывание загадок о ветре.

6.

Опытно-экспериментальная деятельность

7.

«Как поймать воздух».

8.

«Имеет ли воздух вес».

9.

«Парашют».

10.«Воздух в стакане».

11.«Воздух в наших лёгких».

4

12.«Воздух легче воды».

13.«Тёплый и холодный воздух».

14.«Воздух можно сжать».

15.«Почему гаснет свеча».

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

Чтение

стихов:

Д.

Пономаревой

«Воздушный

змей»,

«Воздух»,

В.

Скорнякова «Воздушный шар»

Чтение сказки « Продавец воздуха».

1.

Развитие речи:

Речевые упражнения:

«Свечка»

«Снайпер»

«Погреем руки»

«Разброс»

«Насосик»

«Переброс»

«Эхо»

«Я»

«Треугольник»

2.

Игровая деятельность:

Дидактическая

игра

«Хорошо

-

плохо»

(когда

воздух

поступает

как

помощник, а когда приносит вред).

Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Пускание парусных корабликов по воде.

Подвижная игра «Самолеты».

3.

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Какой бывает ветер», «Выдувание кляксы».

Лепка рельефная: « Парашют»

Конструирование из бумаги корабликов.

Конструирование из бумаги «Тюльпан» (тюльпаны надуваются с помощью

воздуха).

4.

Музыкальная деятельность. Слушание мелодий, передающих шум ветра.

5

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за листопадом (кружение листьев в воздухе).

Наблюдение за полетом птиц.

Наблюдение за движением облаков.

Наблюдение за ветром.

Работа с родителями

Консультация

«Роль

семьи

в

развитии

поисково-исследовательской

активности ребенка»

Тема: «Вода» (вторая неделя)

Познавательная деятельность:

Беседа с детьми «Путешествие капельки»

Беседа «Полезные свойства воды. Люди добывающие воду»

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Вода нужна всем»

НОД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».

Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.

Разгадывание загадок о воде.

Опытно-экспериментальная деятельность

Имеет ли вода форму?».

«Какого цвета вода?»

«Вода- растворитель».

«Тонет – не тонет».

«В какой воде легче плавать?».

«Послушная водичка».

Чтение художественной литературы:

Чтение экологической сказки «Живая вода»

Чтение стихов: А. Хината «Вода», Д. Сучкова «Ручеек», «Река», И, Бараева

«Волна»

Чтение сказки «Четыре стихии».

Развитие речи:

Речевые упражнения

6

«Насосик»

«Переброс»

«Эхо»

«Я»

«Треугольник»

Пословицы и поговорки о воде.

Игровая деятельность:

Дидактические игры

«Волшебница-вода».

«Кому нужна вода» (карточки профессий).

Продуктивная деятельность:

Окраска воды с помощью красок.

Рисование на тему: «Дождливый день»

Рисование на тему: «Снежинка»

Аппликация: « Кораблик»

Музыкальная деятельность:

слушание

мелодий,

передающих

журчание

воды, капель,

шум

дождя,

классических музыкальных произведений о воде.

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за дождем

Наблюдение за первым снегом.

Трудовая деятельность:

Опрыскивание растений в уголке природы.

Работа с родителями

1.

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних

условиях».

2.

Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».

3 этап. Заключительный.

Обработка результатов по реализации проекта

НОД «Мы - исследователи»

Презентация проекта «Мы - исследователи»

2-я неделя. Полученные результаты.

7

1.

Р а з в и т и е

п о з н а в а т е л ь н о й

а к т и в н о с т и

д е т е й

в

п р о ц е с с е

экспериментирования.

2.

Расширение знаний о воздухе и воде.

3.

Формирование

умения

детей

проводить

исследовательскую

работу

по

проблеме, используя доступные им способы исследования.

4.

Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта

и применять их в самостоятельной деятельности.

5.

Повышение интереса родителей к данной проблеме.

Литература.

Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска»

Дыбина О. В., РохмановаН.П. «Занимательные опыты и эксперименты».

Паршукова И.Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации

мини лаборатории».

Методика

Ивановой

А.И.

«Классификация

наблюдений

и

экспериментов,

разработки проблемных заданий».

Менщикова Л.И. «Экспериментальная деятельность детей 6 -7 лет – Волгоград:

Учитель, 2009г.

Прохорова

Л.Н.

«Организация

экспериментальной

дея тельно сти

дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ,

8



В раздел образования