Автор: Кашеварова Любовь Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Троельжанская СОШ"
Населённый пункт: Пермский край,кунгурский район,с.Троельга
Наименование материала: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Тема: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Троельжанская СОШ»
Публикация на тему:
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с правилами ФГОС
Выполнила: Кашеварова Л.А
Воспитатель средней группы
СОДЕРЖАНИЕ
Содержане............................................................................................................................... 2
Введение.................................................................................................................................. 3
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья...............................3
Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС...................................................................... 4
Заключение..............................................................................................................................5
Список использованной литературы:............................................................................... 7
Введение
Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый
лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш,
когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую
судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано
или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые
возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения
бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и
образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими
детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную
профессию и нормальную жизнь. Однако, большинство специалистов по специальной
психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием
и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать
гармоничной
частью
современного
общества.
При
этом
образование
детей
с
ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с
другими
обучающимися,
так
и
в
отдельных
классах,
группах
или
в
отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
1
.
1
Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2
Целью
моей
работы
будет
изучение
процессов
воспитания
и
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Согласно
статистике,
сегодня
в
России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции),
из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной
категории детей увеличивается, поэтому актуальность
работ на эту тему трудно
переоценить .
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблеме
особенностей
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом
занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы
определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное
исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ
вне специальных условий обучения и воспитания»
1
.
Как
правило,
группы
детей
с
ОВЗ
неоднородны,
в
них
входят дети
с
разноплановыми
нарушениями:
дефектами
слуха,
зрения,
речи,
проблемами
с
опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-
волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии.
Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное
воспитание
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
семье
и
индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на
проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет
справиться
со
своей
болезнью,
сможет
развиваться
и
быть
самостоятельным
человеком.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них
развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы,
другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том,
что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от
полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо
учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.
1
Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова –
Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.
3
Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику,
музыку,
общаться
со
сверстниками.
Это
относится
и
к
детям
с
Ограниченными
возможностями
здоровья.
ОВЗ
–
не
приговор,
а
лишь
необходимость
создания
определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным
Стандартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на
детей
с
разными
видами
нарушений
развития.
Необходимо
отметить,
что
даже
четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями,
предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже
имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться
в социуме.
Определение
подходящего
варианта
для
ребенка
с
ОВЗ
происходит
по
рекомендациям
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Возможен
переход
от
одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ
необходимо
использовать
активные
методы
и
приемы
обучения,
повышающие
познавательную
активность
учащихся,
развивающие
их
творческие
способности,
повышающие
мотивацию
к
обучению,
стимулирующие
самостоятельную
деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ,
переключение
внимания
ученика
с
одного
вида
деятельности
на
другой,
чтобы
избегать
переутомления,
но
в
то
же
время
не
дать
отвлечься
от
изучаемого
материала и обеспечить его всестороннее восприятие.
Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ –
это
вовсе
не
облегченные
программы,
предполагающие
заведомое
отставание
обучающихся
детей
от
своих
сверстников.
Эти
программы
предполагают
иную
систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети ни учителя.
Я знаю одну такую школу. Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг
другу помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу
вместе
с
детьми
без
ограничений
возможностей
здоровья,
которые
помогают
выгружать инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.
Помимо общеобразовательных предметов, в этой школе каждый сезон готовят
спектакль. Под руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений
4
сами пишут сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый
год ученики этой школы участвуют в городской выставке – пишут картины и создают
художественные объекты.
Заключение
Совместное
обучение
детей
с
ОВЗ
и
без
отклонений
в
здоровье
поддерживается
специалистами
и
проводится
во
многих
образовательных
учреждениях.
Работа
с
ОВЗ
подразумевает
выполнение
следующих
задач
в
инклюзивном
обучении:
бытовых,
нормативных,
трудовых,
а
также
работа
по
социальной адаптации учащихся.
Для
успешного
формирования
навыков
в
специальных
школах
организуют
факультативные
занятия,
где
для
ребят
созданы
все
условия
для
развития
дополнительных
способностей.
Такая
форма
учебной
деятельности
для
детей
с
нарушениями
здоровья
должна
быть
согласована
с
психологами
и
учитывать
индивидуальные
особенности
учеников.
При
долгой,
терпеливой
работе
по
разработанным
психологами
коррекционным
программам
рано
или
поздно
обязательно будет результат.
5
Список использованной литературы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
2.
Статья
79
часть
4
Федерального
закона
Российской
Федерации
«Об
образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
.
3.
Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
4.
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями
здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
5.
Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями /
Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
6.
Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
7.
Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие
для студентов – М.: Просвещение, 1986.
8.
Соколова,
Н.Д.
Дети
с
ограниченными
возможностями:
проблемы
и
инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В.
Калиникова. – М.: 2005.
9.
Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003
.
6