Напоминание

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кашеварова Любовь Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Троельжанская СОШ"
Населённый пункт: Пермский край,кунгурский район,с.Троельга
Наименование материала: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Тема: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Троельжанская СОШ»

Публикация на тему:

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии

с правилами ФГОС

Выполнила: Кашеварова Л.А

Воспитатель средней группы

СОДЕРЖАНИЕ

Содержане............................................................................................................................... 2

Введение.................................................................................................................................. 3

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья...............................3

Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС...................................................................... 4

Заключение..............................................................................................................................5

Список использованной литературы:............................................................................... 7

Введение

Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый

лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш,

когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую

судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано

или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые

возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения

бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и

образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими

детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную

профессию и нормальную жизнь. Однако, большинство специалистов по специальной

психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием

и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать

гармоничной

частью

современного

общества.

При

этом

образование

детей

с

ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с

другими

обучающимися,

так

и

в

отдельных

классах,

группах

или

в

отдельных

организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

1

.

1

Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N

273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2

Целью

моей

работы

будет

изучение

процессов

воспитания

и

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Согласно

статистике,

сегодня

в

России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции),

из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной

категории детей увеличивается, поэтому актуальность

работ на эту тему трудно

переоценить .

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблеме

особенностей

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом

занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы

определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное

исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это

дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ

вне специальных условий обучения и воспитания»

1

.

Как

правило,

группы

детей

с

ОВЗ

неоднородны,

в

них

входят дети

с

разноплановыми

нарушениями:

дефектами

слуха,

зрения,

речи,

проблемами

с

опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-

волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии.

Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное

воспитание

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

семье

и

индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на

проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет

справиться

со

своей

болезнью,

сможет

развиваться

и

быть

самостоятельным

человеком.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них

развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы,

другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том,

что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от

полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо

учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.

1

Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова –

Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.

3

Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС

Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику,

музыку,

общаться

со

сверстниками.

Это

относится

и

к

детям

с

Ограниченными

возможностями

здоровья.

ОВЗ

не

приговор,

а

лишь

необходимость

создания

определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным

Стандартом нового поколения три года назад.

ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на

детей

с

разными

видами

нарушений

развития.

Необходимо

отметить,

что

даже

четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями,

предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже

имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться

в социуме.

Определение

подходящего

варианта

для

ребенка

с

ОВЗ

происходит

по

рекомендациям

психолого-медико-педагогической

комиссии.

Возможен

переход

от

одного варианта к другому по мере развития ребенка.

Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ

необходимо

использовать

активные

методы

и

приемы

обучения,

повышающие

познавательную

активность

учащихся,

развивающие

их

творческие

способности,

повышающие

мотивацию

к

обучению,

стимулирующие

самостоятельную

деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ,

переключение

внимания

ученика

с

одного

вида

деятельности

на

другой,

чтобы

избегать

переутомления,

но

в

то

же

время

не

дать

отвлечься

от

изучаемого

материала и обеспечить его всестороннее восприятие.

Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ –

это

вовсе

не

облегченные

программы,

предполагающие

заведомое

отставание

обучающихся

детей

от

своих

сверстников.

Эти

программы

предполагают

иную

систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети ни учителя.

Я знаю одну такую школу. Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг

другу помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу

вместе

с

детьми

без

ограничений

возможностей

здоровья,

которые

помогают

выгружать инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.

Помимо общеобразовательных предметов, в этой школе каждый сезон готовят

спектакль. Под руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений

4

сами пишут сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый

год ученики этой школы участвуют в городской выставке – пишут картины и создают

художественные объекты.

Заключение

Совместное

обучение

детей

с

ОВЗ

и

без

отклонений

в

здоровье

поддерживается

специалистами

и

проводится

во

многих

образовательных

учреждениях.

Работа

с

ОВЗ

подразумевает

выполнение

следующих

задач

в

инклюзивном

обучении:

бытовых,

нормативных,

трудовых,

а

также

работа

по

социальной адаптации учащихся.

Для

успешного

формирования

навыков

в

специальных

школах

организуют

факультативные

занятия,

где

для

ребят

созданы

все

условия

для

развития

дополнительных

способностей.

Такая

форма

учебной

деятельности

для

детей

с

нарушениями

здоровья

должна

быть

согласована

с

психологами

и

учитывать

индивидуальные

особенности

учеников.

При

долгой,

терпеливой

работе

по

разработанным

психологами

коррекционным

программам

рано

или

поздно

обязательно будет результат.

5

Список использованной литературы:

1.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от

23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.

Статья

79

часть

4

Федерального

закона

Российской

Федерации

«Об

образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов

от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

.

3.

Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.

4.

Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.

5.

Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями /

Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

6.

Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.

7.

Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие

для студентов – М.: Просвещение, 1986.

8.

Соколова,

Н.Д.

Дети

с

ограниченными

возможностями:

проблемы

и

инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В.

Калиникова. – М.: 2005.

9.

Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003

.

6



В раздел образования