Напоминание

Занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьениша


Автор: Швайгерт Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 детский сад"Радуга"
Населённый пункт: г.Лесной Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьениша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Автор: Швайгерт Валентина Анатольевна

Игры

с

боками

Дьенеша,

как

одна

из

форм

обучению

ориентации

на

плоскости,

элементарному

счету

и

развитию

образного мышления.

Презентация педагогического опыта.

В

дошкольной

дидактике

применяются

разнообразные

развивающие

материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша.

Логические

блоки

придумал

венгерский

математик

и

психолог

Золтан

Дьенеш.

Последнее

десятилетие

этот

материал

завоёвывает

всё

большее

признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал

эффективность использования логических блоков как игрового материала в

работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические

блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник)

и

являются

прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов

и

геометрическими

фигурами,

а

также игры

с

блоками

доступно,

на

наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников

простейших

логических

структур

мышления

и

математиче ских

представлений.

Я решила включить игры с блоками Дьениша в занятия по ФЭМП в старшей

группе для того, чтобы дети, играя, освоили ориентацию на плоскости, а так

же как наглядный игровой материал для счета.

Мой метод позволил практически сразу выявлять пробелы у детей. Принимая

от детей не только правильный ответ, но и ошибочный, вместе выясняем,

какой ответ является правильным. Всегда благодарю за неправильный ответ

детей( так как они думали сами).

Основная

цель использования дидактического материала: научить решать

логические

задачи

на

разбиение

по

свойствам,

освоить

ориентацию

на

плоскости, воспринимать инструкцию на слух, а так же развивать образное

мышление.

Основное умение, необходимое для решение логических задач:

выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;

абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три

свойства

обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия

или отсутствия каждого.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48

геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами:

формой, цветом, размером, толщиной.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два

вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За

каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический

материал

именуется

логическими

блоками,

плоскостной

-

логическими

фигурами. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки,

так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных

действий. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до семи лет.

Все игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в этом пособии в

трех вариантах (I, II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают

у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать

одно

свойство

от

других,

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта (II)

развиваются

умения

оперировать

сразу

двумя

свойствами

(выявлять

и

абстрагировать

два

свойства;

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта

(III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Все игры и

упражнения,

не

адресуются

конкретному

возрасту.

Ведь

дети

одного

календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-

то

из

них

чуть-чуть,

а

кто-то

и

значительно

раньше

других

ровесников

достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый

должен пройти все эти ступени.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной

ступени

это

сигнал

к

тому,

что

ему

следует

предложить

игры

и

упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным

заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

При

этом

в

одном

и

том

же

упражнении

легко

можно

менять

степень

сложности задания с учетом возможностей детей.

Представление системы учебных занятий.

(для старшей и подготвительной групп)

Материалы:

- Двухполосное панно в старшей группе, в подготовительной группе

трехполосное панно

- блоки Дьенеша

- счетные палочки

- цифровые веера до 10 и до 20

Структура занятия: (от простого к сложному )

Все

задания

сначала

можно

сопровождать

карточками

(для

лучшего

восприятия инструкции), а затем дети воспринимают только на слух

(это дополнительно тренирует внимание).

1. Предложите расположить конкретную фигуру в определенной части панно.

Например:

Возьмите

красный

круг

(большой,

маленький)

и

положите

в

правом верхнем углу панно.

2.

Далее

усложняем

задачу,

кодируя

одно

свойство

блока

предложить

расположить фигуру в определенной части панно.

Например: Возьмите не красный треугольник и положите в левом нижнем

углу панно ( в центре).

3.В третьем задании кодируем два свойства блока предлагая, разместить

фигуру в определенной части панно.

Например: Возьмите не красную, не прямоугольную фигуру и положите над

(под) красным кругом.

Первые три задания можно фиксировать на фланелеграфе

при помощи

плоских фигур для закрепления правильного выполнения задания.

4.

Это

задание

связано

со

счетом.

Детям

предлагается

переместить

все

фигуры на верхнюю (нижнюю) полосу панно и под (над ) каждой фигурой

выложить одну ( две, три не более) счетную палочку , посчитать и показать

на числовом веере количество выложенных палочек. Это задание можно

усложнять. Например: попросить убрать (добавить) к определенной фигуре

одну (две и т. д.) палочки и вновь

посчитать и результат показать на

числовом веере.

Это задание дает возможность педагогу отследить результат каждого ребенка

в отдельности.

5. Последнее задание направленно на развитие образного мышления. Детям

предлагается

выложить

при

помощи

блоков

и

счетных

палочек

какой-то

предмет. Например: Ко дню космонавтики мои дети выкладывали ракету.

Одному из детей предлагается рассказать о своей постройке.

Например: - Я, построил ракету, используя большой синий квадрат, большой

красный треугольник, большой желтый круг и два маленьких треугольника

синего и красного цвета.

Основная цель занятия:

Освоение свойств:

-по форме, цвету, размеру, толщине

Развитие у детей мыслительные операции:

-анализ, сравнение, классификация, обобщение

Познавательные процессы:

-восприятие, память, внимание, воображение

Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении

цели.

Основные задачи:

различать, называть фигуры по цвету;

устанавливать размерные отношения между фигурами;

соизмерять фигуры по толщине;

определять расположение фигур на плоскости;

обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;

кодировать и декодировать информацию;

развивать логическое мышление, творческие способности;

Занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Режим

занятий 1-2 занятие в неделю. Время проведения 20-25 минут.

Определение перспектив в работе: формировать умение обобщать объекты

одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия

каждого;

умение

оперировать

одновременно

двумя,

тремя

свойствами.

Умение ориентироваться на плоскости. Воспринимать инструкцию на слух.

Динамика данной методики:

Вначале занятий по данной методике дети выполняли первые три задания и

пятое

задание.

После

освоения

этих

заданий

перешли

к

выполнению

четвертого задания. Надо отметить, что после освоения детьми всех пяти

заданий, на выполнение тратилось 20-25мин. В течении трех месяцев дети

всей группы выполняют пять заданий за 10 мин.

Литература:

«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3

до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн.

Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).



В раздел образования