Автор: Табейкина Елена Константиновна
Должность: доцент,к.и.н
Учебное заведение: КГЭУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории в ВУЗе".
Раздел: высшее образование
Использование интерактивных методов обучения
в преподавании истории в ВУЗе.
Немаловажную роль в становлении личности играет, преподаватель.
Главный вопрос, который стоит перед ним – чему и как учить? От ответа
на этот вопрос зависят содержание и структура исторического образования,
средства обучения, и методика. Обучение должно быть направлено на
формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно
меняющемся мире.
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление
не только закономерное, но и необходимое. Исследования показывают, что
именно интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения
материала. Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно
хорошо. Эти методы широко использовались в России в двадцатых годах
прошлого столетия. Разработкой их занимались Сухомлинский, Шаталов,
Амонашвили, Лысенкова. Интерактивные методы дают возможность понять
взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь
аргументировать и толерантно вести диспут, они позволяют учиться
взаимодействовать между собой. Эти методы наиболее соответствуют
личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают
сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и
обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом
взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Новое
знание, умение формируется на основе такого опыта. Все это является весьма
актуальным для нашего времени, когда объем информации увеличивается, и
дидактическая функция педагога основывается уже не только на
преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Хотелось бы
обратить внимание на некоторые методы, например, к таковым относится
метод «мозговой штурм». Основная задача этого метода - сбор как можно
большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от
инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки: быстрого
поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз
уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и
старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. Для
штурма предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Этот
метод весьма любим как педагогами, так и студентами на практических
занятиях.
Использование
активных
и
интерактивных
методов
в
учебном
процессе
способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся,
формированию
и
развитию
интеллектуальной
деятельности,
раскрытию
практической
ценности
знаний. Именно интерактивные методы позволяют
учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается
самооценка, уверенность в себе. Преподавателями кафедры «История» при
проведении
семинарских
занятий
используются
различные
формы
интерактивного
обучения.
В
частности
,
инсценировка
основных
исторических
событий
в
истории
России.
Студентам
предлагается
исценировать события ХVI-ХIХ века. Нужно выбрать одно из центральных
событий эпохи правления Ивана Грозного – опричнина, основные реформы
Петра I, Отечественная война 1812 года. «Занятие прошло очень интересно,
познавательно,
а
главное
–
я
открыла
в
себе
актерские
способности»-
высказалась о проведении такого занятия студентка гр.ЭЭ-5-14 Яна Ладик
Еще хочется упомянуть такой интерактивный метод, как обучение в малых
группах или обучение в сотрудничестве, которое широко используется в
разных странах. Основная цель этой технологии - создать условия для
активной совместной учебной деятельности студентов. Данный метод
открывает большие возможности для кооперирования для возникновения
коллективной познавательной деятельности .
Описав эти три наиболее популярных метода, можно сказать, что на самом
деле у педагогов есть возможности использовать и другие интерактивные
методы на занятии по изучению истории. Все зависит от профессионализма
и творческого потенциала педагога . Хочется еще заметить, что все
вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только
интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни
познания.