Напоминание

"Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории в ВУЗе".


Автор: Табейкина Елена Константиновна
Должность: доцент,к.и.н
Учебное заведение: КГЭУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории в ВУЗе".
Раздел: высшее образование





Назад




Использование интерактивных методов обучения

в преподавании истории в ВУЗе.

Немаловажную роль в становлении личности играет, преподаватель.

Главный вопрос, который стоит перед ним – чему и как учить? От ответа

на этот вопрос зависят содержание и структура исторического образования,

средства обучения, и методика. Обучение должно быть направлено на

формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно

меняющемся мире.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление

не только закономерное, но и необходимое. Исследования показывают, что

именно интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения

материала. Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно

хорошо. Эти методы широко использовались в России в двадцатых годах

прошлого столетия. Разработкой их занимались Сухомлинский, Шаталов,

Амонашвили, Лысенкова. Интерактивные методы дают возможность понять

взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь

аргументировать и толерантно вести диспут, они позволяют учиться

взаимодействовать между собой. Эти методы наиболее соответствуют

личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают

сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и

обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом

взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Новое

знание, умение формируется на основе такого опыта. Все это является весьма

актуальным для нашего времени, когда объем информации увеличивается, и

дидактическая функция педагога основывается уже не только на

преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Хотелось бы

обратить внимание на некоторые методы, например, к таковым относится

метод «мозговой штурм». Основная задача этого метода - сбор как можно

большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от

инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки: быстрого

поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз

уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и

старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. Для

штурма предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Этот

метод весьма любим как педагогами, так и студентами на практических

занятиях.

Использование

активных

и

интерактивных

методов

в

учебном

процессе

способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся,

формированию

и

развитию

интеллектуальной

деятельности,

раскрытию

практической

ценности

знаний. Именно интерактивные методы позволяют

учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается

самооценка, уверенность в себе. Преподавателями кафедры «История» при

проведении

семинарских

занятий

используются

различные

формы

интерактивного

обучения.

В

частности

,

инсценировка

основных

исторических

событий

в

истории

России.

Студентам

предлагается

исценировать события ХVI-ХIХ века. Нужно выбрать одно из центральных

событий эпохи правления Ивана Грозного – опричнина, основные реформы

Петра I, Отечественная война 1812 года. «Занятие прошло очень интересно,

познавательно,

а

главное

я

открыла

в

себе

актерские

способности»-

высказалась о проведении такого занятия студентка гр.ЭЭ-5-14 Яна Ладик

Еще хочется упомянуть такой интерактивный метод, как обучение в малых

группах или обучение в сотрудничестве, которое широко используется в

разных странах. Основная цель этой технологии - создать условия для

активной совместной учебной деятельности студентов. Данный метод

открывает большие возможности для кооперирования для возникновения

коллективной познавательной деятельности .

Описав эти три наиболее популярных метода, можно сказать, что на самом

деле у педагогов есть возможности использовать и другие интерактивные

методы на занятии по изучению истории. Все зависит от профессионализма

и творческого потенциала педагога . Хочется еще заметить, что все

вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только

интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни

познания.



В раздел образования