Автор: Белорусская Лариса Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ щЕЛКИНСКАЯ сош № 2 Ленинский район Республики Крым
Населённый пункт: гогод Щёлкино Ленинский район Республика Крым
Наименование материала: урок–обобщение 8 класс
Тема: Простое осложненное предложение
Раздел: среднее образование
8 класс
Урок русского языка
ТЕМА: Простое осложненное предложение
ЦЕЛЬ:
обобщить знания об осложненном простом предложении; совершенствовать
орфографические и пунктуационные навыки.
ЗАДАЧИ:
сформировать умения обобщать учебный материал, самостоятельно делать
выводы, аргументируя ответ; определять в предложении однородные члены предложения,
вводные
слова;
обращения
и
графически
их
выделять;
правильно
расставлять
знаки
препинания; делать схемы простого осложненного предложения.
Планируемые результаты – универсальные учебные действия:
Познавательные:
находить информацию в учебных текстах, схемах, анализировать и
выделять главное, обобщать;
Регулятивные:
выбирать средства достижения цели самостоятельно, оценивать степень
успешности достижения цели; формулировать проблему и цели урока;
Коммуникативные: излагать свое мнение по теме урока, аргументируя его; создавать устные
и письменные тексты для решения учебных задач; использовать и соблюдать нормы речи;
расширять словарный запас;
Личностные:
соблюдать
правила
общения;
понимать
значении
е
и
ценность
обучения;
осознавать роль русского языка для социализации личности; уметь оценивать свои учебные
достижения.
ТИП УРОКА: обобщение изученного в предыдущих классах материала.
МЕТОДЫ: аналитический, диалогический, алгоритмический, словесный, иллюстративный.
РЕСУРСЫ УРОКА: рабочая тетрадь, учебник русского языка для 8 класса под редакцией
Л.М.Рыбченковой,
О.М.Александровой
и
др.;
раздаточный
материал
(карточки);
видеопрезентация по теме урока.
ХОД УРОКА
1.
Ориентировочно-мотивационный этап:
Цель:
обобщение знаний о притче, морали притчи;
готовить обучающихся к уроку;
формирование мотивации к изучению и обобщению учебного материала; самоопределение
цели и задач урока;
Педагогическая
задача:
создать
условия
для
активной
исследовательской
работы
обучающихся;
Учитель:
Ребята,
послушайте
притчу,
вспомните,
какое
произведение
называется
притчей, что такое мораль притчи, что в ней содержится.
Притча «К кому идёт удача»
После того, как Господь создал мир, дошло дело до Удачи.
- Удача, куда ты идешь? – спросил её Господь.
- Иду к людям, может быть, найду самого ленивого, - ответила та.
- Как же так? Ведь на свете столько трудолюбивых, старательных, целеустремленных, -
удивился Господь.
А Удача в ответ: «Трудолюбивый меня и сам найдёт».
Ответы учащихся:
-
Притча – небольшой иносказательный рассказ, в котором содержится моральное
поучение.
- Мораль – поучение, нравоучение произведения.
-
Мораль этой притчи: трудолюбивый человек своим старанием и усердием всегда
прийдет к удаче и успеху.
Учитель: Я желаю вам сегодня, чтобы ваше трудолюбие привело вас к успеху и удаче.
2.
Операционно-обобщающий этап:
Цель: осознание и понимание содержание изучаемого материала.
Педагогическая задача:
организовать целенаправленную познавательную деятельность
обучающихся по систематизации и обобщению изученного материала.
Учитель: Давайте поработает в парах с текстом притчи:
(карточка № 1)
- Как вы думаете, почему некоторые слова и словосочетания выделены в тексте притчи?
(это обособленные члены предложения)
-
Назовите
эти
обособленные
члены
предложения:
(обращение,
вводное
слово,
однородные члены предложения).
- Давайте проверим, правы ли вы – (слайд № 1)
3.
Учитель: Знакомы ли вам эти понятия? (ответы обучающихся)
Сформулируйте тему урока (обобщить знания об обособленных членах предложения).
4.
Выборочный диктант (из карточки № 2)
Цель: определение обособленных членов предложения, аргументация своих ответов.
Задачи:
выписать из предложений обособленные члены в 3 толбика, графически их
обозначить.
(карточка № 2)
1.
Для кого поешь, пурга, в серебристые рога?
2.
Ты сидишь, наверно, в школе, в светлой комнате своей.
3.
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
4.
Мороз и солнце, день чудесный!
5.
Озябли пташки малые, голодные усталые.
6.
Еще ты дремлешь, друг прелестный!
7.
Раду снегу зверь и птица, и, конечно, человек.
8.
Бегают, смеются, лепят снежный дом.
9.
Пора, красавица, проснись.
5.
Взаимопроверка выполненной работы и оценивание её.
Проверка с помощью «подсказки» (слайд № 2)
6.
Физкультминутка.
7.
Работа с учебником: §28, с.122 – Упр.194
- Рассмотреть таблицу, прочитать правила.
- Какое понятие незнакомо? (вставные конструкции)
- С этим понятием мы познакомимся позже.
8.
Тренировочные упражнения:
Цель: закрепить знания об осложненном простом предложении и его членах.
Педагогическая
задача:
в
предложенных
предложениях
расставить
и
объяснить
постановку знаков препинания, составить схемы предложений.
(учащийся у доски)
1)
Здравствуй, тропка белая, скользкая лыжня!
2)
Ну-ка, вьюга зимняя, догони меня!
3)
Зима, как известно, прекрасная пора.
4)
Действительно, зима – прекрасное время года.
5)
Зима – великий декоратор, художник, зодчий, реставратор.
6)
Зимой мы будем радостней, счастливей.
-
Лексическая
работа
(значение
слов
декоратор,
зодчий,
реставратор
объясняют
подготовленные ученики).
9.
Подведение итогов урока: выполнены ли задачи урока? (ответы учащихся)
Оценивание ответов учащихся учителем и учениками-экспертами.
10. Рефлексия: о каком времени года мы говорили? (зима)
- Составьте синквейн с этим словом:
1. Зима
2. волшебная, восхитительная,
3. нарядит, украсит, зачарует.
4. зима – прекрасное время года.
5. волшебница.
11. Домашнее задание:
1)
Составить притчу о зиме, включая в простые предложения обращения, однородные
члены, вводные слова.
2)
§ 28, с.122-124 – правило; слабые ученики выполняют Упр.194, более сильные –
Упр.197.