Автор: Тихомирова Вивея Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ№35 Московский район
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Ребенок в заэкранье
Раздел: дошкольное образование
РЕБЕНОК В « ЗАЭКРАНЬЕ»
Детство- загадочный феномен развития
Мира. А каждый ребенок- Дар родителям
И обществу, но одновременно Тайна,
На постижение которой не жалко
Потратить всю жизнь.
В.В Абраменкова.
Компьютерные игры часто называют « Игрушками». А мы
беспомощно наблюдаем, как компьютерные « игрушки» вытесняют
из жизни наших детей все другие: традиционных кукол, мягких
зверушек, мячики, и прочее. Хорошо известно, что дети, у которых
имеются компьютерные игрушки. Проводят перед зкранами
мониторов очень много времени. Они погружаются
в виртуальный мир, что называется, с «головой». Порой кажется, что
в реальности существует лишь «оболочка» маленького игрока, а сам
он находится где- очень далеко: бродит по лабиринту с очередным «
спасителем мира», таранит машины на гонках, проникает в тыл
противника, чтобы сорвать его очередной план.
У ребенка, сидящего возле компьютера, можно наблюдать такое
злобное выражение лица, напряженную позу. Судорожные движения,
как и при игре с оружием. Именно многие компьютерные игры
построены по принципу « войнушки»-чтобы выжить., надо убивать
самому. Ребенок привыкает убивать, и для него лишить жизни, пусть
даже и
Виртуальное существо, постепенно становится легче легкого. Более в
каждой игре идет «счет жизни» ,и получить лишнее очко для себя-
большая радость, а это значит « смерть» , чья-то, хоть и
« виртуальная», гибель становится радостью. Давно замечено , что
Играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы,-
Этакие маленькие деспотики, пытающие подчинить себе все и вся,
ведь в игре именно они и являются повелителями, распорядителями,
и именно они решают. Кого помиловать, а кому голову снести.
Постепенно нетерпимость, раздражительность, вспыльчивость
становятся чертами характера ребенка.
Можно через компьютерную игру решить свои внутренние
проблемы,/. Нет, и это иллюзия, если кто-то думает наоборот.
Компьютерная игра задает нам сценарий развития, которому
мы должны следовать. А значит решить задачи, только поставленные
ею. Она заставляет жить по ее условиям, ее законам. Она способна
подчинить себе наш ум. Это –для взрослого человека. Ум же ребенка
более податлив, зависим, значит, тут и риск больше. Виртуальные
игрушки имеют способность переписывать культурные коды
сознания, « вымывая» за долгие годы накопленную информацию.
Какая же перспектива ожидает нас, если не будем трезвиться и
бодрствовать,/
Если еще 10-12лет назад родители, беззаботно уступая просьбам
своих чад, приобретали игровые приставки или даже компьютеры и
наивно полагали, что приобщают ребенка к благам цивилизации,
развивают его интеллектуальные способности, то сегодня многие
жалуются на чрезмерное увлечение детьми компьютером.
Игрушка стала больше, чем игрушка. И все-таки компьютер-
электронная машина, созданная взрослыми для решения своих
задач, и прежде всего, для работы. Игрушкой, к тому же
небезопасной, он стал потом. Общие выводы обзора современных
игр и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях
картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в
сторону, во первых, меркантилизации детского сознания,
выражающейся в преувеличенном внимании к деньгам, желании в
будущем заниматься бизнесом, в том числе и незаконным, а также в
приобретении финансовой самостоятельности любой ценой.
Во вторых, в вестернизации как ориентации на западные ценности, за
которыми стоит культ силы экспансии, агрессии в сочетании с
романтизацией криминальной жизни и ориентацией на
инокультурные ( прежде всего, американские) образцы поведения.,
псевдоэтические нормы. В третьих, в детской картине мира нарастает
тенденция к танатизации-тяга к мотивам смерти, гибели всего живого
на земле, уничтожении природы, экологической катастрофы.,
разрушения. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост
детских самоубийств- с помощью
Средств массовой информации, как игрушки, например
трансформеры, куклы-киллеры, люди-пауки, настольные игры типа «
Гибель цивилизации», « Война миров».Еще одна характерная черта
нашего времени- тенденция к сексуализации детского сознания как
активного формирования циничного отношения к интимной стороне
жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса,
порнографии. Это осуществляется
и посредством кукол Барби,братц и других кукол с
акцентированными половыми признаками, а также школьными
играми- праздниками типа « Дня святого Валентина».. Появление
вульгарных кукол с аксессуарами путан или полуобнаженных
воительниц с копьями и другими орудиями нападения и кукол –
женоподобных мальчиков с крашеными волосами и губами также
наносит вред по формирующейся половой идентичности ребенка.
Осознание собственной половой принадлежности у девочки или
мальчика нуждается в соответствующих образцах поведения и
моделях для подражания, которые предоставляют ему не только
Игры в « дочки-матери» и моряков –пограничников, но и игрушки.
Бесспорно, проблема влияния компьютерных игрушек на детское
сознание заслуживает самого пристального внимания.
Наверное, нельзя рассматривать влияние компьютера на психику
Детей однозначно. Играть в компьютерные игры с элементами
жестокости и насилия и совершать насилие в жизни все-таки разные
вещи. Однако несомненно. Что включение в виртуальный мир
жестокости вызывает неизбежное привыкание к ней и не может
пройти бесследно. Для психики ребенка. Ведь в виртуальном мире
ничего не стоит выстрелить в человека из пистолета. Взорвать жилой
дом, разрезать кошку или собаку. Значит , компьютерные игры так
или иначе трансформируют детскую картину мира, способствуют
формированию антигуманных, бесчеловечных ценностей, насаждают
облегченное отношение к жизни и смерти., формируют ранний и
нездоровый интерес к порочным страстям. Однако путь запретов
часто невозможно реализовать, значит основная работа по решению
этих проблем падает на плечи психологов и педагогов., их задача-
психологическое просвещение родителей и детей обо всех , прежде
всего, отрицательных аспектах влияния компьютера на психику детей.
Именно недостаток эмоционально- личностного общения
заполняется виртуальным.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Задумайтесь перед покупкой о том, зачем на самом деле вы хотите
это сделать. Проведенные исследования выявили следующие мотивы,
по которым родители покупают детям компьютер:
1.
Не отставать от научно-технического прогресса.
2.
. « У всех есть, а мой что хуже. Соревнования родителей
страшная сила. Смутное чувство нереализованности себя в
родительском качестве нередко компенсируется у нас в
недоверии к своему ребенку. И в убеждении, что его уважение и
любовь можно купить игрушками, модной одеждой.,
компьютером.
3.Отвадить от улицы. « Пусть лучше дома, на глазах»
Создать подходящий , с точки зрения умной мамы , круг друзей,
«просеянный» сквозь имущественный фильтр-ценз.: игровой
копьютер- Поглощенность родителей работой оставляет мало
шансов достичь взаимопонимания с ребенком, суметь быть
рядом в трудные минуты для личностного развития моменты.
4 Обеспечить себе чувство спокойствия. Ведь « компьютерный
Ребенок охотно сидит дома.
Итак, задайте себе вопрос, чем вы руководствуютесь при
Покупке компьютера ребенку и предельно честно ответьте на
него. Может у вас окажутся другие мотивы. Даже если вам
лично компьютер не особенно нужен, но вы считаете. Что
современный ребенок не в состоянии прожить без « стрелялок»,
не афишируйте это. Тогда вам легко будет устанавливать правила
пользования. Только не попадайтесь в ловушку сами, не играйте
в детские и взрослые игры, не становитесь на тропу виртомании
вместо ребенка., ведь
На практике известно . что трясина эта легко засасывает и
взрослых.
Обьясните своему ребенку, что все игры на компьютере
основаны на быстроте и точности реакции, а не на
продолжительности. Ограничьте время одного сеанса игры для 6-7лет
10минут.Затем игроку необходимо отвлечься, сменить род
деятельности. Установите закон расстояния: для персональных
Компьютеров-30-40см при обязательном применении защитного
экранного фильтра для снижения воздействия высокочастотных
колебаний. Комнатные растения, свежий воздух и ионизатор помогут
ослабить вредное воздействие. Установите временной закон: не
играть перед сном, сразу после еды. Не ставьте компьютер в детской.
Это располагает к его бесконтрольному использованию. Не внушайте
ребенку отношение к компьютеру. Как к сверхценности. И главное
больше играйте с вашим ребенком в игры вашего детства, простые и
добрые, чтобы компьютерная игра была вытеснена полноценным и
содержательным общением с вами.