Автор: Цопарь Марина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Курская детская художественная школа
Населённый пункт: станица Курская Ставропольский край
Наименование материала: Конспект мастер - класса по декоративно - прикладному искусству
Тема: "Птичка - невеличка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Курская детская художественная школа
Курского муниципального района Ставропольского края
Мастер-класс
по декоративно – прикладному искусству
«Птичка - невеличка!»
(Бумажная пластика)
Преподаватель высшей квалификационной категории
Цопарь Марина Николаевна
Наш мастер - класс о необыкновенной технике – это «Бумажная пластика»
Очень интересный, доступный способ выполнение изделий из бумаги.
Эта техника один из самых увлекательных и доступных способов работы с
бумагой, она напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за
счет объема путем надрезания и сгибания бумаги.
Детские работы, выполненные в этой технике обязательно должны
использоваться
в
педагогической
работе
и
практике.
Легкодоступные
материалы и несложное выполнение задания позволяет повторять его вновь и
вновь, придумывая новые интерпретации.
Выполненные работы можно использовать при оформлении мероприятия,
посвященного Дню птиц, также для наглядного пособия классных часов
«Покорми птиц зимой», «Птицы – друзья леса», «Встреча весны» словом все
то, что связано с семейством пернатых, на уроках ДПИ в изучении различных
техник работы с бумагой.
И конечно, такая птичка – невеличка – отличный, трогательный подарок –
сувенир, к празднику всех бабушек и мам – 8 марта!
Цель:
- знакомство с образом птицы – символом добра, счастья, благополучия.
- в технике «бумажная пластика» выполнять объемную работу «Птичка -
невеличка» в технике «бумажная пластика».
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать знания о художественных образах фольклора;
- закрепление приемов работы с бумагой, роспись изделия;
2. Развивающие:
- развивать внимание, воображение, память;
- развивать творческие и мыслительные способности учащихся, чувства
прекрасного;
- развивать образное эстетическое восприятие;
3. Воспитательные:
- способствовать развитию интереса к изобразительному искусству;
- воспитывать чувство толерантности, гордости за свой край
;
- воспитание творческой самостоятельности;
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Инструменты и материалы:
- плотная бумага белого цвета, цветная бумага, креп – бумага
- фломастеры, цветные карандаши, масляная пастель
- ножницы, клеящий карандаш, нить
В начале работы проводится беседа.
Образ птицы – это древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с
землёй, но ей доступна и свобода неба! Она, как мечта, способна преодолеть
пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью!
В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с
земли
силы
тьмы,
несли
свет,
радость
и
счастье.
Птица
–
сказочный
персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!
Ребята, давайте вспомним сказочные образы птиц, которые вам известны?
(Жар – птица, Синяя птица, Курочка ряба, птица – Феникс, птица счастья)
Сегодня
на
уроке
мы
попробуем
создать
свою
чудо
–
птицу,
а
точнее
маленькую птичку, птичку - невеличку!
Работу будем выполнять в технике «Бумажная пластика». При работе над
изготовлением
птицы
используем
основные
приемы
работы
с
бумагой:
складывание, нарезка, скручивание, подкручивание, сгибание.
Определяем этапы последовательной деятельности:
1. Изготовление туловища (основы), его роспись
2. Изготовление крыльев
3. Изготовление головы (хохолок, клюв, глаза)
4. Изготовление хвоста
5. Изготовление ножек (лапок)
6. Сборка изделия
Ход работы:
1.Изготовление основы
Для
этого
вырезаем
из
плотной
бумаги
полосу
размером
40см
на
4см.
Отмеряем с одного конца 9см (это голова), а с противоположного конца 11см
(это
хвост),
середина
полосы
–
это
грудка,
учитываем
это
при
росписи
полосы.
Основа птички
Схема хвоста
Роспись
Для
росписи
используем
фломастеры,
маркеры,
цветные
карандаши,
масляную пастель.
Роспись свободная: и узоры, и геометрический или
растительный орнамент, «радужную» птичку расписываем цветами радуги.
Если выбираете определенную тематику, то необходимо выдержать цветовую
гамму, Жар - птица – ярко оранжевая, багряная, а Синяя птица – холодная
гамма цветов.
2. Крылья.
Для изготовления крыльев используем:
1 способ – способ сгибание бумаги «гармошкой» по типу веера. Бумагу
используем цветную, двустороннюю.
2 способ – используем более легкие материалы – креповую бумагу, капрон,
даже пленку, соединяем в виде банта.
3. Голова.
Место для головы мы определили, в верхней части располагается хохолок -
прорезываем несколько полос и подкручиваем их. Аккуратно рисуем глазки,
или приклеиваем готовые на двусторонний скотч, прорезаем клювик и
отгибаем его.
4. Хвост. Полосу, где отметка 11 см, разрезаем на мелкие полосы,
центральную делаем шире, она будет служить опорой для птички.
Закручиваем полосы в разных направлениях, как подскажет фантазия.
5. Ножки.
Используя шаблон, вырезаем ножки из бумаги черного или коричневого
цвета, можно использовать готовые, если ребенок недостаточно владеет
ножницами.
6. Сборка изделия
Делаем надрезы в двух местах, соединяем в «замок», в прорезь на спинке
вставляем крылья, приклеиваем ножки.
Работа выполнена ,птичка готова.
По окончании работы проводим экспресс – выставку. На ней все ребята могут
продемонстрировать изготовленных птичек, порадоваться этой чудной
разноцветной стайкой!
В заключении хочется сказать, что художественный труд на занятиях
«бумажной пластикой», получение новых навыков способствует развитию
познавательного
интереса,
уверенности
в
повседневной
деятельности
в
окружающем мире, более широкому познанию его.
Доступный, небольшой перечень не дорогих материалов и инструментов
упрощает организацию занятий. Всем известно, что работа спорится лишь
тогда, когда есть к ней интерес и желание увидеть быстрый результат труда –
в
этом
достоинство
работы
с
бумагой.
Развивая
творческий
процесс
воображения, можно надеется, что интерес ребенка к бумажной пластике не
только не пропадет, но и найдет продолжение и развитие в других материалах
и видах прикладной деятельности. Превосходная степень оценки творчества
учащихся
создает
ситуацию
успеха,
стимулируя
дальнейшую
мотивацию
занятиям «бумажной пластикой
».
Радость творчества!
Раскрашивать увлекательно!
Птички – невелички готовы!
Разноцветная стайка