Автор: Козыренко Надежда Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа №1
Населённый пункт: Нарьян – Мар НАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–путешествие
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нарьян-Мара»
Методическая разработка по русскому языку
во 2 классе по УМК «Школа России».
Урок-путешествие по теме
«Большая буква в именах существительных».
Составитель Козыренко Надежда Борисовна
учитель начальных классов
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………...……...…3
2. Методическая разработка………………..............................5–8
3. Список используемой литературы………………...................9
2
Пояснительная записка.
Урок русского языка составлен по программе «Школа России», которая
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
го сударствен н ым
образовательным стандартом начального общего образования.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определённых результатов.
На уроке русского языка обеспечиваются:
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, историю России,
малую Родину – Ненецкий автономный округ.
2.Формирование целостного взгляда на разнообразный мир природы,
народа, культуры Ненецкого автономного округа.
Метапредметные результаты:
1.Овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной деятельности.
2.Осознание строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
3.Овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися
двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во
всём его многообразии.
Предметные результаты:
1.Формирование
первоначальных
представлений
о
единстве
и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка и правилах речевого этикета.
3.Умение
применять
орфографические
правила
при
записи
собственных и предложенных текстов.
4.Способность проверять написанное.
3
Данный урок включён в раздел «Имя существительное».
Урок-путешествие.
Тема урока: «Большая буква в именах существительных».
Цели урока:
1.
Познакомить с написанием заглавной буквы в именах собственных и
географических названиях.
2.
Развивать умение, различать собственные и нарицательные имена
существительные.
3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
4. Воспитывать на уроке-путешествии интерес и уважение к своей
малой родине.
Возраст детей 8-9 лет.
Оборудование.
Магнитная
доска,
персональный
компьютер,
интерактивная
доска,
физическая
карта
России,
диск
«Песни
о
Нарьян-Маре»,
аншлаги
с
географическими названиями.
4
План-конспект урока.
I.
Самоопределение к деятельности.
1.
Какую тему мы изучаем? (существительное).
2.
Послушайте стихотворение. О чём оно нам напоминает?
Ученик рассказывает стихотворение:
«Таня, Валя, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, и
Серёжа, и Андрей. Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте».
3.
Сформулируйте сами тему урока.
Тема сегодняшнего урока «Большая буква в именах существительных».
Мы узнаем, как пишутся географические названия, совершим путешествие
по нашему городу.
II.
Работа по теме урока.
1.Как называется страна, в которой мы живём?
Российская Федерация – аншлаг.
Прочитать
слова,
назвать
орфограммы,
списать,
подчеркнуть
орфограммы.
2.Покажите на карте нашу страну. Посмотрите, как много в нашей
стране республик, краёв, областей, округов.
3.Как называется округ, в котором мы живём?
Ненецкий автономный округ – аншлаг.
Это наша малая Родина.
Прочитать слова, назвать орфограммы, списать, подчеркнуть.
4.Какой город является столицей Ненецкого округа? Покажите на карте.
ГородНарьян-Мар – аншлаг.
5.Видео
о
Нарьян-Маре
и
песня
«Нарьян-Мар,
мой
Нарьян-Мар».
Слова И. Кашежевой, музыка Г.Пономаренко.
Нарьян-Мар – ненецкое слово. Как оно переводится? (Красный город).
Прочитать слово, списать, подчеркнуть все орфограммы.
6.На какой реке стоит наш город? (Печора).
5
Покажите
на
карте.
Река
Печора
берёт
начало
в
Уральских
горах,
впадает в Баренцево море.
Баренцево море – аншлаг.
Назвать орфограммы, списать.
Уральские горы – аншлаг.
Назвать орфограммы, списать.
Река Печора – аншлаг.
Видео и песня о реке Печора «Родилась я на Печоре». Слова и музыка
Т. Сядейской.
7.Где берёт начало река Печора и куда она впадает?
Хоровое чтение слов на аншлагах.
8.Составить предложения о Нарьян-Маре или о реке Печоре.
Ответы детей.
Записать в тетради. Город Нарьян-Мар стоит на реке Печоре. Назвать и
подчеркнуть все орфограммы.
9.Какие прилагательные можно подобрать к слову зима в нашем крае?
Холодная, долгая, морозная, вьюжная.
Давайте напилим дров, чтобы не замёрзнуть зимой.
10.Физминутка «Пилим».
«Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим. Раз-два,
раз-два, будут на зиму дрова».
(Пилящие движения руками и наклоны в стороны).
11.Что
бы
вы
показали
гостям,
если
бы
они
впервые
приехали
в
Нарьян-Мар?
Ответы детей.
12.Видеофильм о Нарьян-Маре.
Задание:
посмотрите
внимательно,
какие
места
вам
знакомы,
что
увидели?
13.Здание почты – главная достопримечательность нашего города.
6
В этом году зданию почты исполнится 62 года. Архитектор Михаил
Фёдорович Кибирев. Это памятник истории и архитектуры.
На
какой
улице
стоит
здание
почты?
(На
улице
имени
Петра
Смидовича).
14.Смидович Пётр Гермогенович – государственный деятель, жил в
Москве, возглавлял Комитет Севера. При его содействии в округе стали
строиться промышленные предприятия, школа, телеграф, телефонная связь,
авиация, электрохозяйство.
Улица Смидовича – аншлаг.
Назвать орфограммы, списать.
15.Как называются улицы, на которых живёте вы?
Хатанзейского, Выучейского, Явтысого, Сапрыгина и т.д.
Как вы думаете, почему улицы названы в честь этих людей?
Вывод: все эти люди, в честь которых названы улицы, сделали для
округа много полезного, мы будем ещё много говорить об этом.
16.Как называется небольшой населённый пункт, в котором население
занимается в основном сельским хозяйством?
– Деревня, село, посёлок.
– Какие деревни есть в нашем округе?
– Тельвиска, Красное, Андег, Индига, Ома, Тошвиска.
– С какой буквы будем писать их названия?
– Придумать предложение с одним из названий.
Записать в тетради: Моя бабушка живёт в селе Тельвиска.
Назвать и подчеркнуть все орфограммы, подчеркнуть главные члены
предложения.
17.Вывод: все эти названия объединяются одним словом
Географические – аншлаг.
– Как они пишутся?
– С большой буквы.
– Что относится к географическим названиям?
7
–Названия океанов, морей, рек, городов, сёл, деревень, улиц, площадей.
18.Какие площади есть в нашем городе?
– Площадь Ленина, Марад–Сэй – аншлаг.
– Как будете писать названия площадей?
– С большой буквы.
– Как переводится ненецкое слово Марад–Сэй?
– Сердце города.
III.
Рефлексия.
– Какие существительные пишутся с большой буквы?
– Почему они называются собственные?
– Какие имена собственные вы запомнили сегодня? Приведите
примеры.
Оцените свою работу. Что вам понравилось в уроке?
Вывод.
Каждому
из
нас
дорог
край,
где
мы
родились.
У
нас
неповторимая природа, красивый город, хорошие люди. Наша задача – город
свой беречь и любить свою малую Родину – Ненецкий автономный округ.
Домашнее задание: упр.241
VI. Песня «Тихий город Нарьян-Мар».Слова и музыка А.Комлева.
Урок закончен. Всем спасибо. Вы молодцы.
8
Список используемой литературы
1.
Русский язык. 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. В 2
частях. – М.: Просвещение, 2012.
2.
Методическое
пособие.
О.И.
Дмитриева.
Поурочные
разработки по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого «Русский язык» УМК «Школа России», 2012.
3.
Рабочие программы к УМК «Школа России». Просвещение,
2012.
4.
Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. –
М.: 2011.
9