Напоминание

Урок–путешествие


Автор: Козыренко Надежда Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа №1
Населённый пункт: Нарьян – Мар НАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–путешествие
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нарьян-Мара»

Методическая разработка по русскому языку

во 2 классе по УМК «Школа России».

Урок-путешествие по теме

«Большая буква в именах существительных».

Составитель Козыренко Надежда Борисовна

учитель начальных классов

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………...……...…3

2. Методическая разработка………………..............................5–8

3. Список используемой литературы………………...................9

2

Пояснительная записка.

Урок русского языка составлен по программе «Школа России», которая

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

го сударствен н ым

образовательным стандартом начального общего образования.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

определённых результатов.

На уроке русского языка обеспечиваются:

Личностные результаты:

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, историю России,

малую Родину – Ненецкий автономный округ.

2.Формирование целостного взгляда на разнообразный мир природы,

народа, культуры Ненецкого автономного округа.

Метапредметные результаты:

1.Овладение

способностью

принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной деятельности.

2.Осознание строить речевое высказывание в соответствии с задачами

коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение

начальными

сведениями

о

сущности

и

особенностях

изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися

двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во

всём его многообразии.

Предметные результаты:

1.Формирование

первоначальных

представлений

о

единстве

и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания.

2.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и

родного литературного языка и правилах речевого этикета.

3.Умение

применять

орфографические

правила

при

записи

собственных и предложенных текстов.

4.Способность проверять написанное.

3

Данный урок включён в раздел «Имя существительное».

Урок-путешествие.

Тема урока: «Большая буква в именах существительных».

Цели урока:

1.

Познакомить с написанием заглавной буквы в именах собственных и

географических названиях.

2.

Развивать умение, различать собственные и нарицательные имена

существительные.

3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

4. Воспитывать на уроке-путешествии интерес и уважение к своей

малой родине.

Возраст детей 8-9 лет.

Оборудование.

Магнитная

доска,

персональный

компьютер,

интерактивная

доска,

физическая

карта

России,

диск

«Песни

о

Нарьян-Маре»,

аншлаги

с

географическими названиями.

4

План-конспект урока.

I.

Самоопределение к деятельности.

1.

Какую тему мы изучаем? (существительное).

2.

Послушайте стихотворение. О чём оно нам напоминает?

Ученик рассказывает стихотворение:

«Таня, Валя, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, и

Серёжа, и Андрей. Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте».

3.

Сформулируйте сами тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Большая буква в именах существительных».

Мы узнаем, как пишутся географические названия, совершим путешествие

по нашему городу.

II.

Работа по теме урока.

1.Как называется страна, в которой мы живём?

Российская Федерация – аншлаг.

Прочитать

слова,

назвать

орфограммы,

списать,

подчеркнуть

орфограммы.

2.Покажите на карте нашу страну. Посмотрите, как много в нашей

стране республик, краёв, областей, округов.

3.Как называется округ, в котором мы живём?

Ненецкий автономный округ – аншлаг.

Это наша малая Родина.

Прочитать слова, назвать орфограммы, списать, подчеркнуть.

4.Какой город является столицей Ненецкого округа? Покажите на карте.

ГородНарьян-Мар – аншлаг.

5.Видео

о

Нарьян-Маре

и

песня

«Нарьян-Мар,

мой

Нарьян-Мар».

Слова И. Кашежевой, музыка Г.Пономаренко.

Нарьян-Мар – ненецкое слово. Как оно переводится? (Красный город).

Прочитать слово, списать, подчеркнуть все орфограммы.

6.На какой реке стоит наш город? (Печора).

5

Покажите

на

карте.

Река

Печора

берёт

начало

в

Уральских

горах,

впадает в Баренцево море.

Баренцево море – аншлаг.

Назвать орфограммы, списать.

Уральские горы – аншлаг.

Назвать орфограммы, списать.

Река Печора – аншлаг.

Видео и песня о реке Печора «Родилась я на Печоре». Слова и музыка

Т. Сядейской.

7.Где берёт начало река Печора и куда она впадает?

Хоровое чтение слов на аншлагах.

8.Составить предложения о Нарьян-Маре или о реке Печоре.

Ответы детей.

Записать в тетради. Город Нарьян-Мар стоит на реке Печоре. Назвать и

подчеркнуть все орфограммы.

9.Какие прилагательные можно подобрать к слову зима в нашем крае?

Холодная, долгая, морозная, вьюжная.

Давайте напилим дров, чтобы не замёрзнуть зимой.

10.Физминутка «Пилим».

«Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим. Раз-два,

раз-два, будут на зиму дрова».

(Пилящие движения руками и наклоны в стороны).

11.Что

бы

вы

показали

гостям,

если

бы

они

впервые

приехали

в

Нарьян-Мар?

Ответы детей.

12.Видеофильм о Нарьян-Маре.

Задание:

посмотрите

внимательно,

какие

места

вам

знакомы,

что

увидели?

13.Здание почты – главная достопримечательность нашего города.

6

В этом году зданию почты исполнится 62 года. Архитектор Михаил

Фёдорович Кибирев. Это памятник истории и архитектуры.

На

какой

улице

стоит

здание

почты?

(На

улице

имени

Петра

Смидовича).

14.Смидович Пётр Гермогенович – государственный деятель, жил в

Москве, возглавлял Комитет Севера. При его содействии в округе стали

строиться промышленные предприятия, школа, телеграф, телефонная связь,

авиация, электрохозяйство.

Улица Смидовича – аншлаг.

Назвать орфограммы, списать.

15.Как называются улицы, на которых живёте вы?

Хатанзейского, Выучейского, Явтысого, Сапрыгина и т.д.

Как вы думаете, почему улицы названы в честь этих людей?

Вывод: все эти люди, в честь которых названы улицы, сделали для

округа много полезного, мы будем ещё много говорить об этом.

16.Как называется небольшой населённый пункт, в котором население

занимается в основном сельским хозяйством?

– Деревня, село, посёлок.

– Какие деревни есть в нашем округе?

– Тельвиска, Красное, Андег, Индига, Ома, Тошвиска.

– С какой буквы будем писать их названия?

– Придумать предложение с одним из названий.

Записать в тетради: Моя бабушка живёт в селе Тельвиска.

Назвать и подчеркнуть все орфограммы, подчеркнуть главные члены

предложения.

17.Вывод: все эти названия объединяются одним словом

Географические – аншлаг.

– Как они пишутся?

– С большой буквы.

– Что относится к географическим названиям?

7

–Названия океанов, морей, рек, городов, сёл, деревень, улиц, площадей.

18.Какие площади есть в нашем городе?

– Площадь Ленина, Марад–Сэй – аншлаг.

– Как будете писать названия площадей?

– С большой буквы.

– Как переводится ненецкое слово Марад–Сэй?

– Сердце города.

III.

Рефлексия.

– Какие существительные пишутся с большой буквы?

– Почему они называются собственные?

– Какие имена собственные вы запомнили сегодня? Приведите

примеры.

Оцените свою работу. Что вам понравилось в уроке?

Вывод.

Каждому

из

нас

дорог

край,

где

мы

родились.

У

нас

неповторимая природа, красивый город, хорошие люди. Наша задача – город

свой беречь и любить свою малую Родину – Ненецкий автономный округ.

Домашнее задание: упр.241

VI. Песня «Тихий город Нарьян-Мар».Слова и музыка А.Комлева.

Урок закончен. Всем спасибо. Вы молодцы.

8

Список используемой литературы

1.

Русский язык. 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. В 2

частях. – М.: Просвещение, 2012.

2.

Методическое

пособие.

О.И.

Дмитриева.

Поурочные

разработки по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.

Горецкого «Русский язык» УМК «Школа России», 2012.

3.

Рабочие программы к УМК «Школа России». Просвещение,

2012.

4.

Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. –

М.: 2011.

9



В раздел образования