Напоминание

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ» В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»


Автор: Черкиза Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ СОШ № 132 г. Омска
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ» В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»
Раздел: начальное образование





Назад




Е. Г. Черкиза. Средняя общеобразовательная школа N 132, г. Омск

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ» В ГАРМОНИЧНОМ

РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет

актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла

не

только

перед

нашими

отцами,

но

и

во

все

прежние

века.

Отсутствие

духовного

развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова:

добро - как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние - как отречение от зла;

милосердие - как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами, и любовь

к близким. Таких слов можно перечислить множество. Люди стали более нетерпимы друг

к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно

отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала

духовному

становлению

ученика,

пробуждала

в

нем

желание

делать

добро.

Образовавшийся

духовный

вакуум

заставляет

начальную

школу

искать

пути

совершенствования образовательного процесса.

Задача

образовательного

процесса

-

воспитать

достойного

гражданина

своей

страны. Возможность ее решения дает предмет «Введение в народоведение» (автор - М.

Ю. Новицкая). Цель курса - не только получение знаний, но и осмысление явлений

народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и

эстетических

ценностей.

Результатом

каждого

года

обучения

должно

быть

развитие

проектных способностей детей. Учиться проектировать собственное будущее необходимо

каждому человеку. Но важно, чтобы это умение имело точкой отсчета не субъективный

произвол

эгоиста,

а

позицию

личности,

эмоционально,

нравственно,

эстетически,

интеллектуально развитой.

В нашей школе в течение четырех лет учителя начальных классов занимались по

учебникам «Родная земля», рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

Целью работы группы учителей начальных классов (Е. Г. Черкиза) стала разработка

воспитательной системы на основе народных и православных традиции толерантности,

патриотизма, эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения. В этом

помогла комплексная образовательная программа детской студии русской традиционной

культуры «Теремок», автор-педагог дополнительного образования Е. В. Воронова. Данная

программа была утверждена центром творческого развития и гуманитарного образования

«Перспектива». На базе нашей школы работает детская студия традиционной народной

культуры «Теремок», где учащиеся занимаются в кружках: «Забавушка», «Берегиня»,

«Лоскуток», «Русские узоры».

Для учащихся предмет «Введение в народоведение» интересен и доступен. В 2007

г. у нас появились новые ученики-первоклашки. Мы начали работу в данном направлении.

На уроках музыки дети знакомятся с русским народными песнями и с песнями народов

России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах,

разучивают народные игры, обряды и хороводы. На уроках изобразительного искусства и

художественного труда ученики изучают виды народно-прикладного творчества и сами

становятся мастерами. Вместе мы изучаем узоры рушников, дети учатся вышивать на

салфетках

узоры.

Организуем

выставки

творческих

работ

к

русским

православным

праздникам: Рождество, Пасха.

Программа построена по календарному циклу. Каждый и четырех календарно-

обрядовых циклов наполнен музыкальным материалом. Тематика занятий предполагает

разъяснения многих непонятных для детей явлений, декоративных мотивов, связанных со

славянской мифологией, фольклорными образами, преданиями.

Народные песни, игры, обряды, праздники - прекрасный материал для развития

эстетических

и

нравственных

чувств

учащихся,

для

расширения

их

кругозора

и

повышения

культурного

уровня.

В

игре

развиваются

инициатива,

организаторские

способности, находчивость. Многие старинные игры: «А кто у нас гость большой?»,

«Царевна-королевна»,

«В

огороде

бел

козел»

-

включают

в

себя

пение,

которое

способствует быстрому запоминанию, передает ритмическую слаженность.

Дети и родители стали активными участниками организуемых мероприятий. В

течение всего года мы вместе со студией «Теремок» проводим традиционные народные

праздники:

«Осенины»,

«Капустник»,

«Масленица»,

«Праздник

птиц».

Дети

под

руководством родителей изготавливают атрибуты, шьют костюмы, пекут блины, пироги,

обрядовое печенье.

В школе создается музей народного быта. Мы совместно с ребятами и родителями

собираем материал. Это еще одна из возможностей объединить усилия семьи и школы в

воспитании

подрастающего

поколения,

ведь

семья

-

это

особого

рода

коллектив,

играющий

в

воспитании

основную,

долговременную

и

важнейшую

роль.

Основы

нравственности, безусловно, формируются в семье.

Кроме

праздников,

проводимых

в

школе,

дети

участвуют

в

ежегодном

региональном

празднике

«Покровская

ярмарка»,

славянском

празднике

Кирилла

и

Мефодия.

Результатом этой работы стало проведение на базе школы семинара для учителей-

предметников эстетического цикла в рамках областного педагогического марафона. На се-

минаре

был

представлен

праздник

«Ярмарка

на

Покров»,

на

котором

наши

четвероклассники показали умения водить хороводы, играть в народные игры, исполнять

частушки, а также знания пословиц и поговорок. Ребята проявили себя как народные

умельцы в изготовлении панно, обереговых кукол.

Таким

образом,

используемая

в

школе

учебная

авторская

программа

М.

Ю.

Новицкой «Введение в народоведение», разработки уроков, внеклассных мероприятий

представляют особую ценность, т.к. содержат опыт работы учителей по формированию

интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни,

что так актуально сегодня.



В раздел образования