Авторы: Коротина Гульнара Анваровна, Романова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №72 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: занятие
Тема: "Весеннее пробуждение природы"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность на тему
«Весеннее пробуждение природы»
Цели: расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить
эти признаки самостоятельно; учить составлять рассказ о весне при помощи моделей;
расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; закреплять
знание названий детенышей лесных животных; способствовать совершенствованию
двигательных навыков; упражнять детей в перешагивании через приподнятые над землей
шнуры и в ползании по наклонной плоскости; развивать внимание и ловкость.
Материалы и оборудование к занятию: модели для составления рассказа о весне как
времени года; карточки 10x10 см с изображениями животных (лиса, лисенок, волчица,
волчонок, медведица, медвежонок, ежиха, ежонок, белка, бельчонок, зайчиха, зайчонок,
лосиха, лосенок); игрушка-Лесовичок; шнуры для перепрыгивания (длина 2 м) — 6 шт.;
скамейки гимнастические — 2 шт.; по 2 флажка на каждого ребенка; игрушка — морковка.
Образовательная деятельность
Воспитатель. Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга.
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей речки лед. Тает баба снеговая И ручьями слезы
льет.
(Г. Ладонщиков)
Ребята, о чем я прочитала стихотворение? О каком времени года?
Дети. О весне.
Воспитатель. Верно, к нам пришла весна. Давайте вспомним, какие признаки весны мы
знаем. Расскажите по моделям, что бывает весной (см. рис. 5 цв. вкладки).
(Дети с помощью моделей составляют рассказ о весне [весной ярче светит солнце, небо
выше, капают сосульки и текут ручьи. На земле тает снег, появляются проталины. На
деревьях набухают почки, появляются листья].)
Воспитатель. Молодцы, ребята, хороший рассказ о весне составили. А теперь давайте
послушаем стихи о весне.
Первый ребенок. Сиянье, плеск и щебет во дворе... А верба вся в пушистом серебре:
Второй ребенок.
Вот-вот сорвутся да и улетят Комочки этих сереньких утят. Притронешься, погладишь —
как нежны Доверчивые первенцы весны!
(Е. Благинина)
Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнцу, Не поймут со сна:
— Неужели это... Неужели лето?
— Нет, еше не лето, Но уже — весна!
(В. Данько)
Третий ребенок. Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И
кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым
одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет, Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит,
и поет.
(А. Толстой)
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок. Он приглашает нас в лес
посмотреть, что же делается весной в лесу. Сейчас там все изменилось. Но в лесу надо
выполнять определенные правила. Старайтесь передвигаться в лесу по тропинкам. Люди
говорят: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пус-
тыню!!!» Не топчи зря лесные полянки. Ты в гостях у лесных обителей.
Руководитель физкультуры. Итак, в путь! % Ходьба на носках — идем осторожно,
чтобы не топтать первые
цветочки.
# Ходьба в полуприседе — чтобы не повредить молодые веточки деревьев.
Ф Ходьба широким шагом — через лужи. Ф Ходьба мелким шагом — переходим болотце.
Ф Бег на носочках медленный — дышим лесным воздухом.
Воспитатель. Вот мы и пришли в лес и услышали пение. Это возвращаются в родные
края птицы. Первыми прилетают грачи. Считают, что с их прилетом к нам приходит весна.
Позже, когда насекомых становится больше, прилетают и другие птицы, для которых это
главная пища. Какие это птицы?
Дети. Ласточки, кукушки, скворцы...
Воспитатель. Верба, верба, верба, верба зацвела,
Это значит, верно, что весна пришла. Это значит, верно, что зиме конец. Самый, самый
первый прилетел скворец!
(А. Барто)
Руководитель физкультуры. И мы, ребята, потренируемся вместе с птицами.
Комплекс ОРУ «Прилетели птицы»
# Фонетическая зарядка «Звуки леса».
И,п.— ноги на ширине плеч, руки внизу.
1 — вдох носом, подняться на носки, руки вверх — в стороны.
2 — вернуться в И. п., выдох (на первом выдохе как можно больше раз сказать «ку-ку» —
кукует кукушка, на втором «тук-тук» — дятел стучит клювом по дереву). Упражнение
повторить 4 раза. Ф «Проба крыла».
И. п. — основная стойка, флажки внизу, вдоль туловища. Раскачивать флажками
вперед-назад, после нескольких движений вернуться в И. п. Повторить 5 раз. Ф
«Повороты в стороны».
И. п. — ноги на ширине плеч, флажки внизу.
1 — повернуться вправо, развести флажки в стороны, сказать «вправо».
2 — вернуться в И. п.
3—4 — те же движения влево.
Повторить 6 раз. Ф «Чистим ножки».
И. п. — то же.
1—2 — наклониться вперед, отвести руки с флажками назад.
3—4 — вернуться в И. п.
Упражнение повторить 6 раз. & «Разминаем ножки».
И. п. — основная стойка, флажки внизу.
1—2 — присесть, вытянуть флажки вперед, сказать «сели».
3—4 — вернуться в И. п.
Повторить 7 раз.
# «Размах крыльев».
И.п.— ноги на ширине плеч, руки с флажками в стороны.
1—2 — скрестить прямые руки с флажками перед собой, сказать «ж-ж-ж».
3—4 — развести руки в стороны.
Повторить упражнение 6 раз.
# «Прыжки».
И.п.— ноги параллельно, руки на поясе. Сделать 8 прыжков, ходьба на месте, вновь 8
прыжков.
Повторить 2 раза.
Воспитатель. Ну что ж, отправимся дальше. Посмотрите:
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвел
подснежник. (С. Маршак)
Вылез медведь из берлоги. Он очень худой и голодный. Почему? Да потому, что он всю
зиму ничего не ел. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Весной они
вместе с мамой выходят на свет. Мама-медведица учит малышей отыскивать пищу,
есть прошлогодние ягоды.
Руководитель физкультуры. Давайте и мы разомнемся, как медвежата после зимней
спячки.
Развиваем движения
% Последовательное перепрыгивайте через 4—6 шнуров (высота над полом 10 см).
Повторить 2 раза.
# Ползание по наклонной плоскости. Повторить 2—3 раза,
Упражнения в основных движениях проводятся поточно-подгруп-повым методом 3—4
раза. В каждой подгруппе по 6—10 детей.
Воспитатель. А вы знаете, кто еще проснулся после зимней спячки? Ежи. Ежи тоже
сильно худеют, и им нужно очень много насекомых, чтобы восстановить силы. Весной
у ежихи рождается 5—6 ежат. Сначала они слепые и голые, но уже через несколько
часов у них появляются мягкие белые иголочки... Как и медведица, ежиха кормит де-
тенышей молоком. Почти все малыши некоторое время живут с родителями.
Игра «Подбери маму малышам»
Воспитатель в произвольном порядке раскладывает на полу или на столе карточки с
изображениями взрослых животных и их детенышей. Дети должны подобрать к
каждому изображению взрослого животного карточку с изображением его детеныша.
Воспитатель. Только зайчата после рождения остаются одни под кустом. Зайчиха
покормит их молоком и убежит. Если мимо пробежит другая зайчиха, она непременно
тоже покормит малышей. А очень скоро они и сами начнут есть листья и траву.
Руководитель физкультуры. Давайте поиграем с вами в игру «Зайчиха и зайчата».
QA.
Подвижная игра «Зайчиха и зайчата»
Играющие — «зайчата» образуют круг, стоя на расстоянии двух шагов друг от друга.
Два игрока находятся вне круга. Один из них — «зайчонок», другой — «зайчиха». В
руках игрок-«зайчиха» держит картонную морковку (15—20 см). «Зайчонок» старается
убежать от «зайчихи» — он не хочет есть морковку, а «зайчиха», наоборот, старается
догнать «зайчонка», чтобы «покормить» его — передать морковку «зайчонку» в руки.
Убегающий «зайчонок» может в любой момент встать впереди кого-то из игроков,
тогда тот, кто оказывается позади, сам становится убегающим — «зайчонком». Бегать
можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий — «зайчиха» запятнает
убегающего — «зайчонка», она передает запятнанному игроку морковку и игроки
меняются ролями. Игра повторяется 2—3 раза,
Считалка;
Раз, два, три, четыре, пять! Зайчиха вышла погулять. Что нам делать, как нам быть?
Зайчонка надо покормить! Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять!
Воспитатель. Вот и побывали мы с вами в весеннем лесу. Что же там изменилось?
Дети. Прилетели птицы, проснулись некоторые животные, и многие из них вывели
или выводят детенышей. Шумно и весело стало в лесу,
Воспитатель. Молодцы!