Напоминание

Помощь ИКТ в усвоении и закреплении географических понятий


Автор: Додонова Марина Юрьевна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МОУ Чеботаевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская обл, Сурский р–он, с.Чеботаевка
Наименование материала: статья
Тема: Помощь ИКТ в усвоении и закреплении географических понятий
Раздел: среднее образование





Назад




Помощь ИКТ в усвоении и закреплении географических понятий

Понятия – это основа географических знаний. Процесс их усвоения

имеет сложный характер, и он происходит под руководством учителя, а

качество усвоения зависит от выбранной учителем методики.

Можно выделить такие этапы работы над понятиями:

1)

отбор понятий с помощью программы и учебника;

2)

введение понятия (индуктивный или дедуктивный путь);

3)

отбор способов закреплений;

4)

применение на практике (выполнение практических работ).

В усвоении географических понятий большую роль играют определения.

Они раскрывают самые общие признаки объектов и явлений, отношение

между

ними.

Географические

понятия

усваиваются

не

сразу,

не

одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса.

В

методической разработке хотелось бы поделиться своим опытом по

закреплению и формированию определений, именно от этого этапа работы

над понятием зависит, как хорошо ваши ученики усвоят эти понятия и будут

потом успешно применять их на практике. В этом неоценимую помощь мне

оказывают компьютерные технологии.

Определение

лучше

воспринимается,

если

связать

его

с

наглядной

основой.

Для этого, по каждому курсу географии у меня в кабинете имеются

карточки со всеми понятия курса географии. Использую их уже много лет.

Сейчас их можно распечатать на плотной бумаге и разрезать. Лучше

всего для этого подходит набор бумаги для черчения. На картоне дольше

будут служить, а на плотной бумаге можно на магнитную доску вывешивать.

Набирать

текст

понятий

лучше

в

программе Power Point. Сделайте один

слайд, а потом копируйте слайды и вписывайте новые определения вместо

первых.

Вариантов использования таких карточек с понятиями на уроках много.

уже на первых уроках можно объяснить ученикам, что это за

карточки. Если хотите «напугать» своих учеников, можете сразу

показать

все понятия, которые им предстоит учить в течение

года.

А

можете

«обрадовать»

и

показать,

сколько

новых

определений они узнают на уроках географии;

при вводе понятия на уроке вы, показывая и прикрепляя карточку

с понятием на доске, привлекаете внимание учеников на новом

понятии, закрепляете его зрительный образ.

Чаще

всего

учителя

используют

дедуктивный

путь

усвоения

и

формирования

понятия.

Дают

определение

понятий,

а

затем

организуют

работу над усвоением его признаков. Как организовать этот этап работы над

понятием можно прочитать у Крыловой О.В. (учебник для 6 класса). Когда

накопится

3-5

карточек

с

понятиями,

можно

использовать

следующие

приемы:

1)

показывается

карточка,

а

ученики

с

места

устно

дают

определение;

2)

ученики вытягивают по 3 карточки с понятиями и устно дают

определения (за 1 правильное определение – «3», за 2 – «4», за 3

– «5»);

3)

ученикам

со

слабыми

учебными

возможностями

дается

возможность выбирать из «открытых» карточек, т.е. они видят и

выбирают те понятия, которые они уже выучили. Если не знают

еще ни одного, дается задание найти в учебнике определение

понятия и выучить, пока спрашивают других. ( В следующий раз

я

«выбрасываю»

понятия,

по

которым

они

уже

отвечали.

Обычно,

зная

это,

каждый

старается

хоть

одно

определение

понятия к следующему уроку выучить. А у другого ученика уже

появляется желание выучить больше, чтобы получить оценку

выше);

4)

на доске прикрепляется по 3-5 понятий для каждого варианта и

ученики письменно дают определение в тетрадях;

5)

к

концу

года

для

сильных

учеников

усложняются

условия

-

предлагается по 5 понятий, на сколько понятий дал правильные

определения – такую оценку получил;

6)

можно закрепить слабых учеников за теми, кто уже получил

оценки за понятия по изучаемой теме, для повторения перед

уроком определений.

В общем, вариантов использования подобных карточек с понятиями

много. Главное, чтобы была система, и ваши ученики были с ней знакомы.

Ведь

главная

наша

задача

-

не

поймать

ученика

на

незнаниях,

а

предложить

такую

систему

работы,

которая

бы

дала

положительные

результаты в изучении материала.

Еще для закрепления понятий я использую «географические карты» с

определениями

понятий.

Идея

не

моя,

такие

«биологические

карты»

существуют

типографские,

например,

Елькина

А.М.

Старцев

П.Е.

Биологические

карты.

Дидактический

материал

к

учебнику

А.А.

Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение».

Географические

карты

с

определениями

можно

использовать

для

взаимопроверки и самопроверки знаний, так как они содержат не только

понятие, но и его определение.

Ученики получают по 3 карточки каждый и задают вопросы друг

другу. Если ученик «бьет» карту, т.е.

дает определение правильно, то

карточка

бита

и

откладывается

в

сторону,

а

если

нет,

то

ученик

её

принимает и, пока его товарищ «отбивает следующую карту», т. е. дает

свое

определение,

у

него

есть

возможность

повторить

определение

понятия, которое он не знает

Норма оценок:

1 правильный ответ - оценка «3»,

2 правильных ответа - оценка «4»,

3 правильных ответа - оценка «5».

Готовые карточки с понятиями и «географические карты» можно будет

скачать на моем персональном сайте. В течение года буду и далее стараться

размещать «географические карты» по мере прохождения тем.

У нас маленькая сельская школа, много учеников со слабыми учебными

возможностями, но ученикам нравится отвечать по таким карточкам.

Как часто вы будете планировать проводить такую работу, зависит от

учебных

возможностей

ваших

учеников.

Я

стараюсь,

как

можно

чаще

спросить устно 2-3 ученика по картам с понятиями и три пары учеников

опросить по «географическим картам». Времени это занимает не много, а

польза большая.



В раздел образования