Напоминание

Сценарий занятия, на котором педагоги научатся конструктивно общаться с родителями


Автор: Шишкунова Ольга Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 7 "Родничок"
Населённый пункт: г. Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий занятия, на котором педагоги научатся конструктивно общаться с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий занятия, на котором педагоги научатся конструктивно

общаться с родителями

Чтобы

научить

педагогов

конструктивно

общаться

с родителями,

нужно провести тренинг. В ходе тренинга педагоги определят свои

слабые

стороны

в общении

и узнают

о том,

как

на ладить

эмоциональный контакт.

Участники: педагог-психолог, педагоги – от 12 до 15 человек.

Цель:

развить

навыки

конструктивного

взаимодействия

педагогов

с родителями.

Задачи: сформировать

у педагогов

самопознание,

коммуникативную

компетентность,

выявить

сильные

и слабые

стороны

в общении

с родителями.

Материалы

и оборудование:

бумага,

карандаши

по количеству

участников.

Продолжительность: 2 часа.

Вводный этап – 10 мин

Педагог-психолог:

Дорогие

коллеги,

добро

пожаловать

на тренинг,

который

поможет

каждому из вас развить навыки конструктивного общения с родителями

и больше узнать о самих себе.

Упражнение «Образ отношений с родителями»

Цель:

провести

рефлексию

сильных

и слабых

сторон

педагогов

в общении

с родителями,

проанализировать

актуальные

проблемы

взаимодействия. Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.

Педагог-психолог:

Пусть каждый из вас нарисует на листе бумаги себя и родителей своих

воспитанников в виде геометрических фигур. Обратите внимание, что

упражнение

конфиденциальное!

При

его

выполнении

желательно

ничего не комментировать и не задавать вопросов.

По завершении

работы

задайте

вопросы,

которые

педагоги

должны

проанализировать

самостоятельно.

После

каждого

вопроса

дайте

время, чтобы участники тренинга могли обдумать ответ. Затем обсудите

варианты ответов.

Вопросы к упражнению:

Посмотрите на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры:

на одном уровне или на разных? Кто выше, а кто ниже? Какой

вы вкладываете личный смысл в понятия «выше» и «ниже»?

Кто расположен в центре, в окружении других геометрических

фигур? Почему?

На ка ком

р а с с т о я н и и д р у г

о т друга

расположены

геометрические фигуры? Почему?

Посмотрите,

сколько

места

занимает

на листе

ваше

изображение

и сколько

фигуры,

которые

изображают

родителей?

Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя

и родителей? Почему?

Присутствуют ли

острые

углы

в изображенных

фигурах?

Почему?

Какой

смысл

вы вкладываете

в понятие

«острые

углы»?

Какие свои сильные качества во взаимодействии с родителями

вы могли бы

выделить?

Постарайтесь

найти

не менее

трех

личностных качеств.

Представьте свои идеальные взаимоотношения с родителями.

Какие изменения вы внесли бы в рисунок?

После того как участники ответят на последний вопрос, предложите

педагогам

поделиться

своими

мыслями,

чувствами

по содержанию

упражнения.

Основной этап -80 мин.

Педагог-психолог:

Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда собеседник неправильно

воспринимает информацию, которую мы хотим передать. Это приводит

к конфликтам.

Задача

эффективной

коммуникации –

правильно

передавать

и получать

информацию

и п р и

э т о м

н е терять

ее первоначальный

смысл.

Люди

передают

сообщения

в виде

фраз,

вопросов

и невербальных

действий,

то есть

зрительного

контакта,

жестов, телодвижений. Если вы хотите, чтобы вас понимали, вы сами

должны сначала понять то, что хотите донести до собеседника. Это

четыре компонента сообщения: содержание, призыв, самораскрытие

и отношение.

Содержание

это

главная

мысль

сообщения,

его

рациональный

компонент,

то есть

та информация,

которую

вы хотите

передать.

Призыв

это

информация

о ваших

ожиданиях,

которую

извлекает

из сообщения слушатель, собеседник.

Самораскрытие

это

информация

о вашей

личности,

чувствах,

состояниях,

индивидуально-личностных

качествах,

которую

также

можно извлечь из вашего сообщения.

Отношение – это информация о вашем отношении к сообщению.

Вас не поймут, если из сообщения будет трудно извлечь содержание,

то есть основную мысль, и ваше отношение к сообщению. Например,

в сообщении

педагога:

«Ваш

ребенок

невнимательный!» –

недостаточно информации, чтобы родитель правильно понял педагога.

А из сообщения с полной информацией родитель поймет то, что и хотел

сказать

педагог:

«На занятии

по речевому

развитию

Миша

не смог

ответить на мои вопросы по сюжету рассказа».

Упражнение «Передача информации»

Цель:

развить

навыки

взаимопонимания,

конструктивного

диалога

в процессе общения педагогов с родителями. Предложите педагогам

разбиться на пары.

Педагог-психолог:

По очереди

предложите

друг

другу

примеры

сообщений

с потерей

информации,

как

в примере,

который

я привела

перед

этим.

Проанализируйте их, а затем трансформируйте в понятные сообщения.

В конце упражнения обобщите и обсудите полученный опыт.

Беседа «Эмоциональный контакт»

Цель:

н ау ч и т ь

п е д а г о г о в

у с т а н а в л и в а т ь

и поддерживать

эмоциональный контакт с родителями. Покажите участникам тренинга

схемы и назовите основные техники, которые помогают установить

и поддержать

эмоциональный

контакт

с собеседником.

Обсудите

преимущества каждой техники, трудности применения на этапе беседы.

Упражнение «Проблема»

Цель:

развить

у педагогов

умения

устанавливать

и поддерживать

контакт

с родителями,

вести

диалог.

Разделите

педагогов

на группы

по три человека. Два из них – участники диалога, третий наблюдает

за процессом

общения.

Первый

собеседник

рассказывает

о своей

проблеме

при

взаимодействии

с родителями,

второй

внимательно

слушает,

старается

использовать

приемы,

которые

помогают

установить

и поддержать

контакт.

Собеседники

общаются

в течение

пяти минут, затем меняются ролями. Так происходит до тех пор, пока

все не побывают в роли наблюдателя.

Вопросы для обсуждения:

Что помогало или мешало понять проблему?

В каких формах чаще проявлялись участие и поддержка?

Что мешало вести диалог?

Что помогало установить и поддерживать контакт?

Упражнение «Родителем быть хорошо»

Ц е л ь : провести

рефлексию

личностных

установок

участников

на в о с п р и я т и е

п о з и ц и и

р од и т е л я .

У ч а с т н и к и

о б р а з у ю т

круг. Начинающий

круг

заканчивает

предложение:

«Родителем

быть

хорошо,

потому

что…».

Следующий

по кругу

заканчивает

предложение: «Родителем быть плохо, потому что…» и т. д. Нужно

чередовать «хорошо» и «плохо» и при этом не повторять предыдущих

версий.

Упражнение «Отработка «Я-высказывания»

Цель:

развить

умение

передавать

информацию

с использованием

техники «Я-высказывания».

Педагог-психолог:

Когда

вы взаимодействуете

с родителями,

ваша

главная

цель –

совместно

помочь

ребенку

в разных

ситуациях

в процессе

его

воспитания

и развития.

Эффективно

общаться

с родителями

вам

помогут

«Я-высказывания»,

то есть

высказывания

от своего

имени

и о себе. Описывайте свои действия, свое эмоциональное состояние.

Вместо того чтобы обвинять собеседника, конкретизируйте проблему

и нацеливайте

его

на способы

урегулировать

противоречия.

Используйте

«Я-высказывания»

в ситуациях

критики,

если

надо

выразить претензию, когда зарождается конфликт, необходимо снизить

эмоциональное

напряжение

или

найти

рациональный

способ

урегулировать проблемную ситуацию.

Безусловно,

не каждому

родителю

будет

приятно

выслушивать

от педагога

проблему

собственного

ребенка

даже

в такой

конструктивной

форме.

Однако

такая

форма

помогает

передать

родителям

негативную

информацию

о ребенке

вызывает

меньше

негативных

переживаний,

так

как

нацелена

на поиск

совместных

конструктивных методов решения проблемы.

Как построить «Я-высказывание» в ситуации критики

1. Опишите факт, претензию

Необходимо

как

можно

точнее

описать

ситуацию,

конкретное

поведение.

2. Вербализуйте свои чувства

Необходимо проговорить свои чувства в отношении ситуации, которую

критикуете.

3. Опишите последствия события, которое критикуете

Расскажите о том, к каким последствиям может привести проблема.

4. Попросите помочь найти решение проблемы

Обсудите с собеседником возможные варианты решения проблемы и

выхода из ситуации.

Упражнение «Анализ ситуаций»

Предложите педагогам ситуации для анализа. Их задача – сообщить

родителям о проблеме ребенка в конструктивной форме, используя «Я-

высказывания».

Задача

воспитателя –

корректно

сформулировать

требование/просьбу,

описать

проблему

так,

чтобы

не допустить

конфликта. Обобщите и обсудите полученный опыт работы.

Ситуация 1

Время, когда вы ждете детей в группу утром, согласно режиму дня,

с 7:30

до 8:00.

Родители

постоянно

приводят

ребенка

около

8:30,

поэтому ребенок пропускает утреннюю зарядку и приходит в группу

перед завтраком, а иногда и во время него. Это влияет на режим дня

группы.

Вы вынуждены

отвлекаться

на этого

ребенка.

В корректной

и убедительной

форме

выразите

родителям

требование,

чтобы

они

приводили ребенка вовремя.

Ситуация 2

В группе

идет

подготовка

к праздничному

мероприятию.

Вы даете

детям задания выучить стихотворения, роли персонажей сказок и др.

Одному из детей вы поручили подготовить и рассказать стихотворение.

Его родители сначала согласились участвовать в подготовке, а во время

репетиции

выяснилось,

что

ребенок

стихотворение

не выучил.

Вам

необходимо

выяснить

причину,

по которой

они

не поступили,

как

обещали.

Ситуация 3

В группе есть мальчик 5 лет. В последнее время вы замечаете резкие

изменения в его поведении: ребенок стал агрессивно вести себя с

другими детьми, может ударить или толкнуть сверстника, при этом он

не реагирует на замечания взрослого. Вы обеспокоены ситуацией и

собираетесь сообщить родителям об изменениях в поведении ребенка.

Ситуация 4

Ребенку 6 лет, он стал грызть свою одежду: ворот и рукава рубашки,

куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает: «Хорошо», – но

через минуту все повторяется. Вам необходимо сообщить родителям о

проблеме ребенка.

Ситуация 5

Ребенку 5 лет. Он часто пытается обратить на себя внимание других

детей словами: «Миша, давай играть». Если получает отказ, то может

импульсивно или агрессивно реагировать: дергает за одежду, пытается

настойчиво

дать

игрушку

или

стукнуть.

Среди

детей

возникают

конфликты. Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.

Беседа «Прокурор-адвокат»

Ц е л ь : научить

педагогов

занимать

позицию

« а д во кат а » ,

а не «прокурора» при общении с родителями.

Педагог-психолог:

Во взаимодействии у людей проявляются разные стили общения. Две

основных

позиции,

с которых

вы обращаетесь

к родителям –

«прокурор» и «адвокат». Понять сходство и различие между ними вам

поможет карточка.

(Приложение 1.Чем отличаются позиции «прокурор» и «адвокат»)

Упражнение «Здравствуйте, мама!»

Цель: отработать навыки конструктивно реагировать на проблему.

Предложите

педагогам

разыграть

две

ситуации.

Выберите

четырех

актеров и раздайте им описания их ролей. Каждому зрителю выдайте

бланки с общей характеристикой ситуации. По окончании упражнения

обсудите

впечатления

и подведите

итоги.

Дайте

каждому

педагогу

памятку «Девять правил конструктивного общения».

Памятка «Девять правил конструктивного общения»

для педагогов

Учитывайте мнение собеседников.

Находите общие позиции в решении проблемы.

1

Не перекладывайте ответственность на другого.

Решайте проблему «здесь и сейчас», с позиции обеих сторон.

2

Проявляйте инициативу.

Открыто

выражайте

свое

желание

и

необходимость

обсудить

конфликтную тему.

3

Обсуждайте конкретную проблему.

Не выходите за рамки ситуации, когда обсуждаете проблему.

4

Открыто выражайте свои потребности и интересы.

Говорите о своем эмоциональном состоянии.

5

Помогайте партнеру.

Помогите ему выразить свою позицию в восприятии проблемы.

6

Обсудите все возможные варианты решения проблемы.

Это поможет выбрать оптимальный вариант.

8

Формулируйте конкретные желания.

Так разговор останется в конструктивном русле.

7

Определите степень ответственности каждого.

Точно и конкретно определите, какую ответственность возьмет на себя

каждый участник в решении проблемы.

Ц е л ь : от работ ать

навыки

конст руктивно

р е а г и р о в ат ь

на проблему. Предложите педагогам разыграть две ситуации. Выберите

четырех актеров и раздайте им описания их ролей. Каждому зрителю

выдайте

бланки

с общей

характеристикой

ситуации.

По окончании

упражнения обсудите впечатления и подведите итоги. Дайте каждому

педагогу памятку «Девять правил конструктивного общения».

Ситуации к упражнению

Ситуация 1.

Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало

беспокойство родителей других детей. Воспитатели побеседовали с

родителями девочки.

Оказалось, что дома с ее поведением проблем никогда не возникало.

Юля послушная и не капризная: папа держит ее в «ежовых рукавицах».

Мама, подстраивается под стиль воспитания, который выбрал отец.

В

группе

воспитатели

общались

с

ребенком

в

другом

стиле.

Они

объясняли девочке,

почему надо поступать тем или иным образом, почему нельзя бегать по

группе, бросать и ломать игрушки, пытались делать замечания в мягкой

форме.

Участник 1 – воспитатель - «прокурор». Он хочет рассказать родителю

«всю правду» о ребенке. Вы пригласили для беседы родителей

пятилетней Юли. По Вашему мнению, присутствие девочки в группе

опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как

вихрь,

то

бросает

в

детей

игрушки,

когда

они

говорят

что-нибудь

неприятное

для

нее,

то

царапается

и

кусается.

Если

ей

что-то

не

нравится в поведении сверстника, она может его стукнуть или обозвать,

отобрать игрушку. В тихий час Юля не спит, а громко поет песни,

щекочет других детей. Появление Юли в группе и задиристое

поведение в первый же день вызвало беспокойство родителей других

детей.

На

занятиях

Юля

может

отказаться

выполнять

задание

или

встать со своего места и начать бегать по группе. Вы пробовали

найти к ней подход, но никакие методы не помогают справиться с

нежелательным поведением.

Участник 2 – беспокойная, неуверенная в себе мама. Вы мама Юли.

Вас пригласила для беседы воспитатель группы, которую посещает

Ваша пятилетняя дочь. Этот детский сад Юля посещает недавно, с

начала сентября. До этого времени Вы были вынуждены уже дважды

переводить ее в другой детский сад, потому что, по словам педагогов,

ее присутствие в группе «опасно для здоровья окружающих»: Юля

агрессивно вела себя с детьми, могла ударить ребенка, отнять или

сломать

игрушку,

порвать

или

испортить

что-то

в

группе.

Дома

с

поведением

дочери

проблем

не

возникало.

Юля

послушна

и

без

капризов: папа держит ее в «ежовых рукавицах». Вы поддерживаете

стиль воспитания, выбранный мужем, но в его отсутствие разрешаете

ребенку то, что запрещает отец, и ведете себя с ней более мягко. В

группе

воспитатели

стараются

общаться

с

ребенком

мягко

и

предъявляют разумные требования к поведению.

Упражнение «Сказка»

Цель: актуализировать

личный

опыт

конструктивного

разрешения

возникающих проблем в общении. Предложите участникам тренинга

разделиться на три группы и сочинить сказку о воспитателе, которому

было трудно общаться с родителями, и о том, как он с этим справился.

Уточните

с участниками

время,

которое

им потребуется,

чтобы

выполнить задание. По завершении задания каждая группа знакомит

остальных участников тренинга со своим вариантом сказки. Обсудите

с педагогами

правила

коммуникаций.

Обобщите

и обсудите

полученный опыт работы.

Заключительный этап -10 мин.

Упражнение «Рефлексия»

Цель: установить обратную связь, проанализировать опыт, который

участники получили при работе в группе. Каждый участник группы

должен завершить фразы: «На этом занятии я…», «Теперь я буду…»,

«Теперь

я могу…».

Затем

подведите

итоги

тренинга.

Организуйте

обмен мнениями между педагогами.

Приложение 1. Чем отличаются позиции «прокурор» и «адвокат»



В раздел образования