Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Галикеева Римма Стафеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №80 "Светлячок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ В

РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Галикеева Р.С.

Воспитатель МАДОУ ДС №80 «Светлячок»

г. Нижневартовск

Расскажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать

самому, и я пойму.

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследо-

вательская деятельность. Ребенок познает мир через деятельность, где деятельность — это

активное взаимодействие человека с окружающей средой.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников

основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению

опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ре-

бенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы,

увидеть

новые

возможности

в

уже

знакомом

и

найти

новый

вариант

применения

имеющихся

знаний.

Исследовательская

деятельность

позволяет

ребенку

открывать

свойства

объектов,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

определять

закономерности, расширять представления об окружающем.

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится

на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий

деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое

знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Ис -

следовательская

деятельность

является

составляющими

технологий

деятельностного

типа.

Составляющими исследовательской деятельности ребенка-дошкольника являются:

выявление проблемы, выр гипотезы, наблюдения, опыты, эксперимент,а также сделанные

на их основе суждения и умозаключения.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем

и среднем дошкольном возрасте - это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию

ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситу -

ации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской дея-

тельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это формирование предпосылок поисковой

деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные

методы

решения

проблемы

с

помощью

взрослого,

а

затем

и

самостоятельно;

формирование

умения

применять

данные

методы,

способствующие

решению

поставленной

задачи,

с

использованием

различных

вариантов;

развитие

желания

пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе

совместной исследовательской деятельности.

При этом важно помнить, что исследование дошкольников в данном случае будет от -

личаться от проектирования. В современной педагогике исследовательскую деятельность

и проектирование используют часто как синонимичные понятия. Отмечая их близость,

нельзя не отметить и разницу между ними. Проектирование всегда направлено на решение

какой-либо практической задачи. Исследовательская деятельность более свободная и не

регламентирована внешними установками. Если оценивать возможности исследования и

проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные

методы,

и

методы

исследовательского

обучения,

следовательно,

с

детьми

можно

выполнять и проекты, и исследовательские работы.

Изучив подходы А.И. Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.

Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского

поведения) автором статьи были выделены этапы организации исследовательской деятель-

ности на основе комплексно-тематического планирования.

ЭТАП ПЕРВЫЙ: ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы организуют педагоги в форме диалога с детьми.

Необходимо связать выбор темы со следующими параметрами: интересы детей; имею-

щийся у детей опыт; общий уровень развития всех детей группы; содержание реализуемой

в ДОУ образовательной программы.

Для детей старшего дошкольного возраста занимательным является всё, что связано с

жизнью людей (с их отношениями, достижениями), явлениями природы (связью между

временами года), техническим прогрессом. Темы в старших группах детского сада в

основном

идут

от

детей.

Дети

являются

активными

участниками

планирования,

их

вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора

содержания воспитания и обучения в группах ДОУ.

На основе комплексно-тематического планирования своей группы были подобраны

темы исследований и проектов, которые можно провести в рамках этих тем.

Классификация тем исследований

Тема по рабочей программе

Темы исследований и проектов

День нефтяников

«Мы дети нефтяников» «Как добывают нефть»

Дорожная азбука

«От кареты до ракеты»

«Как появились дорожные знаки»

Мир игры. История игрушки

«Как,

чем

и

во

что

играли

наши

бабушки»

«Игрушка моей мечты»

Мой мир. Кто Я? Какой Я?

«Мальчики и девочки»

«Игры и игрушки для девочек и мальчиков»

Мир вокруг нас. Из чего сделаны предметы?

«Чудесные превращения дерева»

Всемирный день животных

«Домашние

животные»

«Дикие

животные»

«Животные Севера» «Животные жарких стран»

«Красная книга Югры» «Аквариумные рыбки»

Весна стучится к нам в окно День птиц

«Какие

птицы

не

летают?»

«Птицы

нашего

края» «Поющие птицы»

День пожилого человека Я и моя семья

«Моя родословная» «Что означает мое имя»

Я здоровье берегу

«Полезные и вредные продукты»

«Где живут микробы»

«Продукты, в которых живут витамины»

Мой город, моя страна

«Люди

разных

национальностей»

«Традиции

разных

национальностей»

«Национальная

кухня»

Красота в жизни природы

«Кто рисует картины о природе»

Неделя детской книги

«Откуда книга к нам пришла»

«Детские

писатели,

поэты»

«Художники-

иллюстраторы детских книг»

День земли

«Почва»

«Камни»

«Как очистить воду» «Если не будет воды»

День космонавтики

«Планеты»

«Космонавты»

«Космические корабли и космические станции»

Придерживаясь тем рабочей программы, детям предлагались карточки с изображением

«тем» будущих исследований, выбиралось то, что интересует детей в данный момент.

ЭТАП ВТОРОЙ: ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми (дети старшего дошкольного

возраста

могут

за

неё

проголосовать),

организуем

её

обсуждение

и

планирование.

Эффективным

приемом

для

организации

такого

обсуждения

используется

беседа

по

принципу трёх вопросов.

Первый вопрос: «Что мы знаем о ….?»

Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о …?»

Третий вопрос: «Как нам это сделать?

С помощью приема «мозговой штурм» выявляем имеющиеся у детей знания по данной

теме. На стенде под надписью: «Что мы знаем о ...?» фиксируются высказывания каждого

ребёнка, за высказыванием записывается его имя. При дальнейшем планировании работы

опираемся на те знания и тот фундамент, который есть у детей по данной теме.

Под надписью: «Что мы хотим узнать о ...?» фиксируются вопросы, возникшие у детей,

вписывается или схематично зарисовывается, так как многие дети не умеют читать. При -

нимаются все идеи и вопросы детей, даже если они кажутся глупыми или нелогичными.

Под надписью: «Как нам это узнать?», используется методика А.И. Савенкова. Далее

следуют записи и рисунки: узнать из книг; спросить у другого человека; посмотреть по

телевизору; понаблюдать; провести эксперимент; получить информацию с помощью ком-

пьютера;

связаться

со

специалистом.

В

результате,

дети

начинают

понимать,

что

источников информации, из которых они могут почерпнуть сведения, много, и все их

можно и нужно использовать.

Вместе

с

детьми

просматриваются

сделанные

записи,

рисунки

и

создаётся

тематическая

паутинка»

-

схема

темы.

В

центре

схемы

записывается

тема,

а

на

расходящихся в разные стороны лучах записываются интересы детей внутри темы (что

хочет узнать ребенок). Тема едина для всех, но каждый ребёнок может выбрать тот аспект

темы, который ему ближе.

Например, аспекты темы «Пернатые птицы»: виды птиц; покров тела; способы пере-

движения; чем питаются; звуки, которые они издают; люди, связанные с птицами; птицы в

сказках,

стихах,

музыке,

в

рисунках

художников-иллюстраторов;

уход

за

домашними

птицами; польза человеку и т.д.

В результате, когда записаны и логически классифицированы все слова-ассоциации детей

по теме, сформулированы и вплетены в неё все вопросы, гипотезы, она, действительно,

становится похожа на паутинку. Составление такой «паутинки» позволяет реализовать сле -

дующие цели:

-

объединение детей в группы по интересам;

-

создание изначальной основы для систематизации сведений.

«Паутинка» используется для информирования родителей и сотрудников о том,

что происходит в группе, для оповещения родителей о работе по теме.

Приглашаем родителей участвовать в реализации темы, проектов, для этого

совместно

с

детьми

составляется

письмо-приглашение

(по

рекомендациям

Е.Г.

Юдиной) и вывешивается его в раздевальной комнате.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

Мы с ребятами решили, что следующей у нас будет тема:

«ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Мы уверены, что будем очень заняты, но без вашей помощи нам не обойтись.

На этой неделе мы займёмся следующим:

Прочитаем книги о птицах;

Вспомним мифы и легенды народов мира;

Сюжетами наших работ станут: «Птица моей мечты»; «Что я люблю»; «Птицы, ко -

торые живут рядом с нами»;

Изготовим коллаж «Птицы нашего двора»;

Отметим на карте или на глобусе где живут наши птицы;

Почитаем, сами напишем стихи о птицах;

Построим вольеры для птиц;

Измерим вес, рост, ширину лап разных видов пернатых;

Подготовим показ кукольного театра «Хроменькая уточка».

Возможно,

и

вам

захочется

рассказать

нам

о

птицах,

показать

их

фотографии,

прочитать книги.

Если сможете, то приходите к нам. Мы будем рады вам и вашей помощи

В процессе планирования совместно с детьми мы продумываем ряд проектов, которые

позволяет

выполнить

тема.

На

основе

составленной

«паутинки»

планируется

образовательная

работа:

последовательно

просматривается

содержание

программы,

намечаются

пути

реализации

темы

по

пяти

образовательным

областям,

отбираются

методы их реализации, подбираются средства и материалы.

-Социально-коммуникативное»

Организация

игр:

«Чей

хвост

длиннее?»,

«Перелёт

птиц»,

«Птичий

двор»,

«Помоги

друзьям»,

«Пернатый

зоопарк».

Разработка

правил общения с разными птицами.

-Познавательное развитие»

Игра «Восточный птичий рынок» -

Поисковые вопросы: Сколько съедает

колибри за один день?

Сколько воды выпивают воробей и страус за

день?

В

какое

время

и

как

часто

надо

кормить

домашних птиц (кур, уток, гусей, индюков?)

«Речевое развитие»

Инсценировка сказки Н. Юсупова «Голубь и

пшеничное зерно».

Рассматривание иллюстраций к книге «Как

человек и птица помогают друг другу».

Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», И.

Крылов «Ворона и лисица»,М.Горький

«Воробьишко», Н. Сладков «Ласточка».

«Художественно-эстетическое

развитие»

Варианты сюжетов для развёртывания

конструктивной деятельности «Кто хочет

построить вольер для птиц?», «Как

перевести фламинго?», «Какой дом должен

быть в зоопарке для сокола-сапсана, а какой

для пеликана?»

Физическое развитие»

Игра-этюд: «Я как птичка», «Птичья

гимнастика», «Создадим правильное меню

для разных птиц». Проблемный вопрос:

«Всем ли нужны витамины?»

В ходе планирования сразу продумывается оснащение материалами центров в среде

группы. Центры деятельности становятся лабораторией для ребёнка в процессе изучения

темы, выполнения проектов. Центры наполняются материалами в соответствии с изучае -

мой темой.

ЭТАП ТРЕТИЙ: РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и стимулиру-

ется нами, педагогами, но дети — активные участники работы: они задают вопросы, ищут

ответы, высказывают своё мнение. Они получают возможность осмысливать, представлять

и воссоздавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, танцев, схем, театра-

лизованных представлений и т.д.

Приведем примерные варианты прохождения темы:

Изобразительная

деятельность Детям предлагается на выбор несколько вариантов

художественно-изобразительной деятельности: нарисовать рисунок «Птица моей сказки» и

потом

объединить

рисунки

в

книгу;

выполнить

аппликацию

или

лепку

птицы.

Обращается внимание на характерные черты, создать иллюстрации к книге «Как человек

и птица помогают друг другу».

Познавательно-исследовательская деятельность Дети, проявившие особый интерес

к образу жизни птиц, местам их обитания, повадками, знакомятся с соответствующим

иллюстративным и наглядным материалом. Отвечаем на вопросы детей, задаём их

сами, помогаем детям найти на глобусе или картах места, где живут те или иные

птицы, рассказываем о природе, климате этих стран, а также о том, какую роль эти

птицы играют в жизни и труде человека.

Особое внимание уделяем проблеме охраны пернатых в связи с варварским истреблением

браконьерами

и

загрязнением

окружающей

среды,

рассказываем

о

«Красной

книге»,

проводим опыты с пером птицы. Вместе с детьми просматриваем кадры из научно-по -

пулярных фильмов о птицах. В группу приглашаются родители, которые побывали в

разных странах и могут рассказать об экзотических птицах и т. д. Многообразие путей

изучения темы приводит к тому, что поисково-исследовательское поле расширяется за

границы предметно-развивающей среды группы, по ходу приобретения

знаний

появляются

другие

вопросы

В

процессе

проектно-тематического

обучения

приходится

отказываться

от

своей

традиционно

доминирующей

роли

в

процессе

присвоения

ребёнком

знаний

и

становиться

генератором

идей,

организатором,

сопереживающим наставником, слушателем и зрителем, наблюдателем, консультантом, мы

действуем рядом с воспитанниками, в сотрудничестве.

Для того чтобы действовать эффективно и успешно, надо помнить несложные правила:

Всегда подходите к проведению работы творчески

Не сдерживайте инициативы детей

Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструк-

ций

Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать

самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

-

прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

-

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

-

анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Изучение темы всегда заканчивается презентацией проектов, которые дети выполнили

в процессе прохождения темы. Это может быть книга, поделка, макет, блюдо, спектакль,

костюм,

видеофильм

и

т.д.

Организуется

представление

проекта,

дети

обмениваются

впечатлениями.

Необходимо

стремиться

к

тому,

чтобы

каждый

р е б ё н о к

продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей

и взрослых, порадовался достижениям других.

Так, например, результатом исследовательской деятельности по теме: «Круглый год»

стали коллаж •Путешествие по временам года»; по теме: «Полезные и вредные продукты»

стали

коллаж

«Самый

полезный

овощ»,

книга:

«Кулинарные

рецепты

моей

семьи»,

«Овощная выставка поделок», «Красная книга ЮГРЫ» и т.д.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации

знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством

практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения,

нести

вклад

в

решение

выявленной

проблемы,

увидеть

новые

возможности

в

уже

знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

Основная

идея

деятельностного

подхода

связана

не

с

самой

деятельностью

как

таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в

процессе

и

результате

использования

форм,

приемов

и

методов

исследовательской

деятельности

рождается

не

робот,

обученный

и

запрограммированный

на

четкое

выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный вы-

бирать,

оценивать,

планировать

и

конструировать

те

виды

деятельности,

которые

адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Список литературы

1. Акулова, О. В. Совместная деятельность взрослых формы: основные формы. Пособие

для педагогов. - М. : Просвещение, 2013. 205 с.

2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного

возраста. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. 208 с.

3. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: Дом

Федорова, 2010. 136 с.

4. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей.

-Ярославль: Академия развития, 2004. 32 с.

5. Юдина, Е. Г. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От-

крытия». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 145 с.



В раздел образования