Автор: Алякина Елена Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: с. Апраксино, Чамзинский район РМ
Наименование материала: Конспект урока математики
Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6кл.
Раздел: полное образование
МБОУ «Апраксинская СОШ»
Математика, 6 класс
“
Сложение
и
вычитание
смешанных
чисел
”
(с презентацией)
Подготовила и провела:
Алякина Е.И.
2018
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: смешанный.
Цели урока:
Образовательный аспект:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»;
- систематизировать знания по решению задач на движение двух тел;
-
повторить
правила
нахождения
неизвестных
компонентов
сложения
и
вычитания
при
решении
уравнений.
Развивающий аспект:
- развитие навыков устного счета, познавательной активности;
- развивать навыки анализа, сравнения материала;
Воспитательный аспект:
- создать у учащихся положительную мотивацию к уроку математики, путем вовлечения каждого
ученика в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь;
- воспитывать культуру речи, внимание к точности формулировок, умение формулировать условия
задач.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать
смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры,
находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и
результат
учебной
математической
деятельности;
способность
к
эмоциональному
восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Регулятивные: понимание
сущности
алгоритмических
предписаний
и
умение
действовать
в
соответствии и предложенным алгоритмом; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач,
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
Коммуникативные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, грамотно
применять математическую терминологию; овладение навыками устных, письменных вычислений,
работать в сотрудничестве.
Формы организации учебной деятельности:
-
фронтальная, индивидуальная, игровая (математическая эстафета)
Используемые технологии:
-
технология сотрудничества;
-
информационные технологии;
-
игровые технологии
Оборудование:
-
компьютер; проектор; экран; презентация; карточки-задания.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
- Ребята, посмотрели все на меня, все готовы к уроку, спокойны. Здравствуйте, садитесь.
Тема
нашего
урока:
«Сложение
и
вычитание
смешанных
чисел».
Целью
урока
является
совершенствование навыков сложения и вычитания смешанных чисел, развитие навыков устного
счета, культуры математической речи. Мы с вами на уроке вспомним правила, которые необходимы
для
работы,
проведем
устный
счет,
будет
индивидуальная
работа
и
математический
диктант,
порешаем примеры, уравнения, задачи.
Девизом нашего урока является: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Поэт Р. Сеф написал такие строчки:
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.
А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.
Откроем тетради. Запишем число. Классная работа.
2.
Проверка домашней работы.
2 мин
3.
Теоретическая разминка. Умение сосредоточится и выразить свои мысли.
Вопросы
Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?
Какие числа называют смешанными?
Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?
Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?
Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?
3 мин
4.
Устно:
1. Вычислительные цепочки.
Слайды 2, 3
2. Сократите дроби:
45
81
,
35
45
,
15
18
,
14
49
,
63
90
,
32
80
,
18
24
,
56
70
,
28
64
,
72
99
3. Из неправильных дробей выделите целую часть:
15
7
,
23
8
,
14
3
,
2
6
5
,
3
9
7
,
1
15
13
,
18
5
,
36
4
,
72
48
,
80
32
4. Представьте десятичные дроби в виде несократимых обыкновенных дробей:
0,8; 0,6; 5,12; 0,24; 0,75; 0,35; 2,34; 0,125; 1,45; 3,25
5. Представить обыкновенные дроби в виде десятичных:
2
5
,
3
4
,
3
10
,
1
1
8
,
1
2
25
,
2
3
50
,
1
3
15
,
3
9
18
,
2
7
25
,
1
21
35
5.
Решение задач:
№382, №383, №384, №385.
6.
Физкультминутка.
«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
«Приседание с хлопками»
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
И на месте мы шагаем.
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Потянулись, растянулись.
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед)
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт.
7.
«Отгадай слово» (решение примеров)
У учащихся на столах карточки с примерами.
Ключ к ответам на слайде.
а
б
ш
д
и
р
н
о
р
ь
11/12
10
1/3
Карточка 1.
В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола
“дробить” - разбивать, ломать на части.
а)
23
2
3
−
3
1
2
;
б)
15
1
2
−
8
5
8
;
в)
5
3
5
+
4
2
5
;
г)
3
2
3
+
1
18
;
д)
1
−
2
3
.
Ответ: ДРОБЬ.
В первых учебниках дроби так и называли “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берет
начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась
лишь в 1202 году. Автором первого европейского учебника, в котором использовалась современная
запись
дробей
итальянский
купец
и
путешественник
Кибоначчи
Леонардо
Пизанский.
Название
числитель и знаменатель ввел в XIII в. Максим Пеануд-греческий – монах, учитель-математик.
Карточка 2.
Какую единицу длины впервые ввели купцы. Ее еще называли “локоть”
а)
1
1
2
+
2
2
3
;
б)
5
7
9
−
2
1
6
;
в)
2
3
4
+
6
11
12
;
г)
4
2
3
−
3
1
3
;
д)
1
1
4
−
1
3
.
Ответ: АРШИН.
1 аршин=71 см.
8.
Решение задач.
Проанализируйте данные чертежа (слайды 4 – 7). Составьте условие задачи и найдите, какое
расстояние будет между участниками через час после начала движения из пунктов А и В.
9.
Решение уравнений.
№380
На слайде портреты тре великих людей прошлого: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.В.Ломоносова и
высказывание: «Человек есть дробь. Числитель – это…достоинства человека; знаменатель – это оценка
человеком самого себя.» Кому принадлежат эти слова? Ответ на этот вопрос можно получить, если
решить четыре уравнения: три – по одному под каждым портретом, и четвертое, записанное отдельно.
Корень последнего совпадает с корнем одного из первых трех. Вот именно тому, под чьим портретом
записано это уравнение, и принадлежит это высказывание. (Ответ. Л.Н.Толстой: «Человек есть дробь…
Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить
своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.»)
10. Подведение итога урока.
Ребята, понравился ли вам урок?
Почему?
Было трудно …
Было интересно …
Какое задание понравилось больше всех?
Почему?
Я закрепил …
У меня … настроение.
Какую бы оценку вы себе поставили?
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом:
№416, №419, №421.