Автор: Фирулина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Фабрично-Выселковская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Новоспасский район
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для учащихся 2-3 классов
Тема: "Этикет и культура общения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Фабрично-Выселковская
средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы Клеймёнова И.Е.
_________________
« »августа 2018г.
Программа внеурочной деятельности для 2-3 класса
«Этикет и культура общения»
Всего 68 часов
Срок реализации 2 год
Возраст 8-9лет
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Фирулиной Л.А.
Педагогический стаж 29лет
Программа рассмотрена и утверждена
На заседании Педсовета
Протокол №
« ___ » августа год 2018
Секретарь_______________________
2018г.
Информационная карта
« Образовательная программа»
1.Отдел: общекультурное направление
2.Учебное объединение: « Этикет и культура общения»
3. Ф,И,О, педагога Фирулина Л.А.
4. Название программы « Этикет и культура общения»
5. Вид программы : типовая
6. Продолжительность освоения программы: 2 года
7. Возрастной диапазон: 8-9 лет
8. Образовательная область: обществознание
9. Уровень освоения: общекультурный
10. Форма организации образовательного процесса - групповая
Содержание программы
1.Титульный лист
2.Пояснительная записка
3. Цели и задачи
4.Принципы программы
5. Содержание программы
6 Планируемые результаты обучения
7. Тематический план
8. Учебно- тематический план
9. Календарно- тематический план
10 Материально- техническая база
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших
школьников и реализуется в форме кружка для 2-3 класса.
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме
формирования культуры общения младших школьников. Существуют вполне
объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с
конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося
общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное,
потребности в формировании людей нового типа – свободных, думающих,
предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью
общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и
считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому
коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую
часть общекультурной компетенции младшего школьника.
«Интеллигентный человек постоянно соотносит свои слова, поступки,
поведение с другими людьми. Эта способность к пониманию другого,
терпимое, уважительное отношение к ребёнку и взрослому, к члену семьи,
поддерживают наше нравственное здоровье, нравственное здоровье
общества. Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в приветливости
и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и уме-
нии незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и чистоплотности быта», -
говорит В.А. Караковский . Таким образом, культура общения
(коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных
коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая
характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил
общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных
коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой
происходит акт коммуникации.
Человеку приходиться бывать в различных ситуациях , встречаться с разными
людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно , нужно с детства усвоить
нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой.
Важно как можно раньше научить ребёнка следить за своим внешним видом,
свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в
детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-
личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень
сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми
и сверстниками , но преобладает непроизвольный характер поведения.
Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать
ответственность за выполнение ряда обязанностей .У ребёнка появляется
« внутренняя позиция» , которая в дальнейшем будет присуща человеку
на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не
только к себе , но и к занимаемому им положению в жизни.
Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является
младший школьный возраст.
Данная программа имеет общекультурное направление.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том,
что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм
человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания,
саморазвития.
Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей
действительности формируется в совместной деятельности учителя и
учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает
педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать
культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам
поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное
отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему
следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.
Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу
не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное,
как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и,
как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Отличительной особенностью данной программы является широкое
привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных
жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или
иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для
применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться
он сам.
Программа рассчитана на 2 года, 68 занятий , которые проводятся 1 раз
в неделю, по одному академическому часу. Возраст детей – 8-9 лет.
Данная программа составлена на основании программы вне учебных
занятий , рекомендованную УИПК про г. Ульяновск 2011 г. с дополнениями.
Цель программы :
Воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий:
Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать
умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных
жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи программы :
- Познакомить детей с понятием « этикет», с историей этикета, с навыками
культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных
местах.
- Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное
отношение к личности другого человека.
- Развивать коммуникативные качества личности.
- Учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
общении с окружающими.
- Будить у детей желание самосовершенствоваться ,развиваться всесторонне.
Воспитательные идеи программы:
-Старайся делать добро!
-Бойся обидеть человека!
-Люби и прощай людей!
-Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе!
-Познай мир и себя!
-Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Основные принципы построения программы.
Личностноориентированные принципы:
1.
Принцип адаптации.
2.
Принцип психологической комфортности.
3.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях
обучения, идущего впереди развития.
4.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья
ребёнка.
Деятельностноориентированные принципы :
1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации
к деятельности в жизненной ситуации.
3.Принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
4.Принцип опоры на предшествующее развитие.
5.Принцип практической деятельности.
6. Принцип игры.
Культурноориентированные принципы :
1. Принцип целостности образа мира.
2. Принцип целостности содержания образования.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип смыслового отношения к миру.
5. Принцип овладения культурой.
Формы и методы организации работы
.
В основе обучения лежит игровой принцип. Он соответствует возрастным
особенностям детей.
Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты,
беседы, индивидуальные беседы, экскурсии, практические занятия.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения программы "этикет и культура общения"
В результате изучения данной программы обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога общие этические
нормы;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при
поддержке других участников группы и педагога, делать выбор,
как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от
педагога.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Получат
представления:
сервировка стола; культура внешнего вида.
Усвоят понятия:
Этика, этикет, этикет застолья, речевой этикет, комплимент, коллектив .
Приобретут умения:
1.вести разговор по телефону; сервировать стол; пользоваться столовыми
приборами;
2.вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных
зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
3.строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками,
с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
4.дарить и принимать подарки;
5.использовать невербальные средства общения;
6.оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных
норм поведения;
7.говорить комплименты.
Овладеют:
•навыками культуры общения со сверстниками;
Формы учета оценки планируемых результатов.
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика: ( Приложение)
Тематическое планирование 2класс
№
Тема
Кол-во часов
теория
практика
1.
Введение
1ч.
1ч.
-
2.
Правила жизни в
обществе
14 ч.
13ч.
1ч.
3.
Дом и семья
7 ч.
6ч.
1ч.
4.
Гость – хозяину
радость
12 ч.
9ч.
3ч.
Учебно- тематическое планирование
1 Блок-Введение.
№
Тема
Кол-во уроков
1.
Введение
1.
2 Блок-Правила жизни в обществе.( 14)
2.
На прогулке
1.
3.
В магазине
1.
4.
В больнице. Врач и пациент.
1.
5.
В общественном транспорте.
1.
6.
В театре, в кино.
1.
7.
В музее.
1.
8.
Практическое занятие
«Экскурсия в школьный музей».
1.
9.
На концерте, на стадионе.
1.
10.
Путешествия.
1.
11.
В гостинице.
1.
12.
Национальный этикет
1.
13.
У меня зазвонил телефон..
1.
14.
Пишем письма.
1.
15.
Интернет и этикет.
1.
3 Блок-Дом и семья.( 7.)
16.
Портрет семьи.
1.
17.
За столом.
1.
18.
Практическое занятие
« Сервировка стола».
1.
19.
Семейные праздники.
1.
20.
Доброе имя семьи.
1.
21.
Добрые слова, слова утешения.
1.
22.
Домашний интерьер.
1.
4 Блок-Гость – хозяину радость ( 12 ч.)
23.
Гостеприимство как национальная черта
русских.
1.
24.
Мы идём в гости.
1.
25.
Практическое занятие « Мы идём в
гости».
1.
26.
Приглашаем гостей.
1.
27.
Практическое занятие «Приглашаем
гостей.».
1.
28.
Даты и торжества
1.
29.
Поздравления. Приглашения.
1.
30.
О подарках.
1.
31.
Цветочный этикет.
1.
32.
Практическое занятие
« На день рождение к другу»
1.
33.
Дама и кавалер. Потанцуем ?
1.
34.
Обобщающее занятие
« Путешествие в страну этикета».
1.
Содержание программы.
1. Введение ( 1).
Что значит быть вежливым ?
Цель: Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
Задачи: - воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное
отношение к окружающим;
- Познакомить детей с понятием « этикет», с историей этикета, с навыками
культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных
местах.
2.Правила жизни в обществе ( 14).
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного
движения ( словарь). Правила поведения в общественных местах. Посещение
больного. Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение « Прав и
обязанностей пассажиров» ( словарь) . Решение ситуаций. Правила
театрального этикета ( поведение до начала спектакля, во время и после
окончания представления ( словарь). Культура поведения во время экскурсии
в музее, отношение к экспонатам. Правила поведения в общественных местах
( словарь).Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолёте.
Правила проживания в гостиницах. Особенности этикета в разных странах
мира. Решение ситуаций телефонного этикета , культура разговора по
телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и
в школе ( словарь). Правила оформления письма, тренировочные упражнения
по написанию писем. Правила работы с электронной почтой.
-прививать устойчивые нормы поведения в театре, в транспорте, в музее, в
больнице.
-развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
-воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к
окружающим;
- развивать коммуникативные качества личности.
- познакомить с основными правилами сетевого этикета
3.Дом и семья (7).
Речевые формы сопереживания , сочувствия, сострадания и ситуация их
употребления ( человеку больно , он одинок, ему плохо). Слова одобрения,
поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребёнку. Как помочь
словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным
ситуациям. Отношение к близким , людям старшего поколения, соседям,
права и обязанности членов семьи. Простые правила поведения за столом,
традиции застолья у народов мира. Культура организации семейного
торжества, семейные традиции.
Учащиеся должны знать: Права и обязанности всех представителей семьи,
основные приёмы сервировки стола и подачи блюд, правила хорошего тона за
столом.
Иметь представление о поведении культурного человека на главных
семейных событиях
4. Гость – хозяину радость ( 13).
Правила посещения и поведения в гостях , внешний вид гостя, столовый
этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Законы
гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная
церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Правила оформления
поздравительной открытки ( словарь). Правила выбора, получения и дарения
, оформление подарков. Дарение цветов. Отношение между девочками и
мальчиками, приглашение на танец, отказ от танца, « Белый танец».
- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в
гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета.
- формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом
особенностей девочек и мальчиков.
- будить у детей желание самосовершенствоваться .
Диагностика планируемых результатов ( приложение)
Входная диагностика
№
Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2
уровень
3
уровень
4
уровень
5
уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текущая диагностика
№
Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2
уровень
3
уровень
4
уровень
5
уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат:__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Итоговая диагностика
№
Ф.И.
Уровень воспитанности
1
уровень
2
уровень
3
уровень
4
уровень
5
уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
Результат:__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Список литературы
Для учителя:
1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
2. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании
детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне -
Уральское издательство, 1996.
5. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
7. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и
этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
8. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю.
Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
10. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-
Уральское издательство, 1996.
4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н.
Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
5. Чуковский К.И. Телефон.
6.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
7. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
8. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Приложение
Диагностика по определению уровня воспитания культуры общения.
Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.
Методика.
Ребенка просят ответить на три вопроса.
1. Какого человека называют вежливым
2. Какие вежливые слова ты знаешь
3. Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»
Высокий уровень — полностью справился.
Средний — требовалась помощь педагога.
Низкий — отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.
Задание 2.
Цель — выявить, имеются ли в пассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета,
понимает ли он их.
Методика. Ребенку дают инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе предложения, в которых
«спрятались» вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку».
Высокий уровень — из 10 заданных предложений справился со всеми.
Средний уровень — 6–7 предложений.
Низкий — менее 5 предложений.
Задание 3.
Цель — определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.
Методика. Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас я расскажу тебе одну историю про
мальчика и девочку, которых зовут Саша и Катя. Я буду рассказывать и показывать тебе
картинки, а ты будешь внимательно слушать, смотреть и помогать мне рассказывать. Ты
будешь за Сашу и Катю говорить вежливые слова». Далее описывают каждую ситуацию
общения, в которой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена
коммуникантов, время, место, цель высказывания, а также сопутствующие условия,
позволяющие сформулировать мотивировку реплик.
Ситуации.
1. Просьба.
«У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку в подарок
маме к празднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как
Саша может попросить (цель) бумагу у Кати (адресат)≤ А как ещё можно сказать≤.
2. Приветствие.
«Утром (время) ребята приходят в детский сад (место, обстановка) и здороваются
с воспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут
поздороваться с ней (цель) А как ещё можно сказать?
Задание 4.
Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника
и отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.
План наблюдения.
1. Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры,
соглашается с предложенными).
2. Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.
3. Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.
4. Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).
5. Умеет ли контролировать себя в общении со сверстниками.
6. Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое
отношение.
7. Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.
Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.
Низкий уровень — ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только
при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах
речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика
невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает
в конфликты, навязывает свое мнение.
Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета
(приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного
разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения.
Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое
поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь
интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.
Высокий уровень — проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально
окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет
формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными
навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям
собеседника.
Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо
определить степень и характер участия родителей в воспитании культуры речевого
поведения детей и понимание ими его необходимости.