Напоминание

"Этикет и культура общения"


Автор: Фирулина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Фабрично-Выселковская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Новоспасский район
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для учащихся 2-3 классов
Тема: "Этикет и культура общения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

Фабрично-Выселковская

средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы Клеймёнова И.Е.

_________________

« »августа 2018г.

Программа внеурочной деятельности для 2-3 класса

«Этикет и культура общения»

Всего 68 часов

Срок реализации 2 год

Возраст 8-9лет

Программа разработана

педагогом дополнительного образования

Фирулиной Л.А.

Педагогический стаж 29лет

Программа рассмотрена и утверждена

На заседании Педсовета

Протокол №

« ___ » августа год 2018

Секретарь_______________________

2018г.

Информационная карта

« Образовательная программа»

1.Отдел: общекультурное направление

2.Учебное объединение: « Этикет и культура общения»

3. Ф,И,О, педагога Фирулина Л.А.

4. Название программы « Этикет и культура общения»

5. Вид программы : типовая

6. Продолжительность освоения программы: 2 года

7. Возрастной диапазон: 8-9 лет

8. Образовательная область: обществознание

9. Уровень освоения: общекультурный

10. Форма организации образовательного процесса - групповая

Содержание программы

1.Титульный лист

2.Пояснительная записка

3. Цели и задачи

4.Принципы программы

5. Содержание программы

6 Планируемые результаты обучения

7. Тематический план

8. Учебно- тематический план

9. Календарно- тематический план

10 Материально- техническая база

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших

школьников и реализуется в форме кружка для 2-3 класса.

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме

формирования культуры общения младших школьников. Существуют вполне

объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с

конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося

общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное,

потребности в формировании людей нового типа – свободных, думающих,

предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью

общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и

считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому

коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую

часть общекультурной компетенции младшего школьника.

«Интеллигентный человек постоянно соотносит свои слова, поступки,

поведение с другими людьми. Эта способность к пониманию другого,

терпимое, уважительное отношение к ребёнку и взрослому, к члену семьи,

поддерживают наше нравственное здоровье, нравственное здоровье

общества. Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в приветливости

и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и уме-

нии незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и чистоплотности быта», -

говорит В.А. Караковский . Таким образом, культура общения

(коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных

коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая

характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил

общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных

коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой

происходит акт коммуникации.

Человеку приходиться бывать в различных ситуациях , встречаться с разными

людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно , нужно с детства усвоить

нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой.

Важно как можно раньше научить ребёнка следить за своим внешним видом,

свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в

детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-

личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень

сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми

и сверстниками , но преобладает непроизвольный характер поведения.

Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать

ответственность за выполнение ряда обязанностей .У ребёнка появляется

« внутренняя позиция» , которая в дальнейшем будет присуща человеку

на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не

только к себе , но и к занимаемому им положению в жизни.

Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является

младший школьный возраст.

Данная программа имеет общекультурное направление.

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том,

что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм

человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания,

саморазвития.

Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей

действительности формируется в совместной деятельности учителя и

учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает

педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать

культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам

поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное

отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему

следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу

не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное,

как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и,

как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот,

кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Отличительной особенностью данной программы является широкое

привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных

жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или

иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для

применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться

он сам.

Программа рассчитана на 2 года, 68 занятий , которые проводятся 1 раз

в неделю, по одному академическому часу. Возраст детей – 8-9 лет.

Данная программа составлена на основании программы вне учебных

занятий , рекомендованную УИПК про г. Ульяновск 2011 г. с дополнениями.

Цель программы :

Воспитание грамотной культурной личности.

Цели занятий:

Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать

умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных

жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи программы :

- Познакомить детей с понятием « этикет», с историей этикета, с навыками

культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных

местах.

- Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное

отношение к личности другого человека.

- Развивать коммуникативные качества личности.

- Учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

общении с окружающими.

- Будить у детей желание самосовершенствоваться ,развиваться всесторонне.

Воспитательные идеи программы:

-Старайся делать добро!

-Бойся обидеть человека!

-Люби и прощай людей!

-Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали

по отношению к тебе!

-Познай мир и себя!

-Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Основные принципы построения программы.

Личностноориентированные принципы:

1.

Принцип адаптации.

2.

Принцип психологической комфортности.

3.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях

обучения, идущего впереди развития.

4.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья

ребёнка.

Деятельностноориентированные принципы :

1. Принцип обучения деятельности.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации

к деятельности в жизненной ситуации.

3.Принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной

деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

4.Принцип опоры на предшествующее развитие.

5.Принцип практической деятельности.

6. Принцип игры.

Культурноориентированные принципы :

1. Принцип целостности образа мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип овладения культурой.

Формы и методы организации работы

.

В основе обучения лежит игровой принцип. Он соответствует возрастным

особенностям детей.

Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты,

беседы, индивидуальные беседы, экскурсии, практические занятия.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

освоения программы "этикет и культура общения"

В результате изучения данной программы обучающиеся получат

возможность формирования

Личностных результатов:

определять и высказывать под руководством педагога общие этические

нормы;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при

поддержке других участников группы и педагога, делать выбор,

как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от

педагога.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении

учебной задачи.

Получат

представления:

сервировка стола; культура внешнего вида.

Усвоят понятия:

Этика, этикет, этикет застолья, речевой этикет, комплимент, коллектив .

Приобретут умения:

1.вести разговор по телефону; сервировать стол; пользоваться столовыми

приборами;

2.вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных

зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

3.строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками,

с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;

4.дарить и принимать подарки;

5.использовать невербальные средства общения;

6.оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных

норм поведения;

7.говорить комплименты.

Овладеют:

•навыками культуры общения со сверстниками;

Формы учета оценки планируемых результатов.

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Диагностика: ( Приложение)

Тематическое планирование 2класс

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1.

Введение

1ч.

1ч.

-

2.

Правила жизни в

обществе

14 ч.

13ч.

1ч.

3.

Дом и семья

7 ч.

6ч.

1ч.

4.

Гость – хозяину

радость

12 ч.

9ч.

3ч.

Учебно- тематическое планирование

1 Блок-Введение.

Тема

Кол-во уроков

1.

Введение

1.

2 Блок-Правила жизни в обществе.( 14)

2.

На прогулке

1.

3.

В магазине

1.

4.

В больнице. Врач и пациент.

1.

5.

В общественном транспорте.

1.

6.

В театре, в кино.

1.

7.

В музее.

1.

8.

Практическое занятие

«Экскурсия в школьный музей».

1.

9.

На концерте, на стадионе.

1.

10.

Путешествия.

1.

11.

В гостинице.

1.

12.

Национальный этикет

1.

13.

У меня зазвонил телефон..

1.

14.

Пишем письма.

1.

15.

Интернет и этикет.

1.

3 Блок-Дом и семья.( 7.)

16.

Портрет семьи.

1.

17.

За столом.

1.

18.

Практическое занятие

« Сервировка стола».

1.

19.

Семейные праздники.

1.

20.

Доброе имя семьи.

1.

21.

Добрые слова, слова утешения.

1.

22.

Домашний интерьер.

1.

4 Блок-Гость – хозяину радость ( 12 ч.)

23.

Гостеприимство как национальная черта

русских.

1.

24.

Мы идём в гости.

1.

25.

Практическое занятие « Мы идём в

гости».

1.

26.

Приглашаем гостей.

1.

27.

Практическое занятие «Приглашаем

гостей.».

1.

28.

Даты и торжества

1.

29.

Поздравления. Приглашения.

1.

30.

О подарках.

1.

31.

Цветочный этикет.

1.

32.

Практическое занятие

« На день рождение к другу»

1.

33.

Дама и кавалер. Потанцуем ?

1.

34.

Обобщающее занятие

« Путешествие в страну этикета».

1.

Содержание программы.

1. Введение ( 1).

Что значит быть вежливым ?

Цель: Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

Задачи: - воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное

отношение к окружающим;

- Познакомить детей с понятием « этикет», с историей этикета, с навыками

культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных

местах.

2.Правила жизни в обществе ( 14).

Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного

движения ( словарь). Правила поведения в общественных местах. Посещение

больного. Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение « Прав и

обязанностей пассажиров» ( словарь) . Решение ситуаций. Правила

театрального этикета ( поведение до начала спектакля, во время и после

окончания представления ( словарь). Культура поведения во время экскурсии

в музее, отношение к экспонатам. Правила поведения в общественных местах

( словарь).Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолёте.

Правила проживания в гостиницах. Особенности этикета в разных странах

мира. Решение ситуаций телефонного этикета , культура разговора по

телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и

в школе ( словарь). Правила оформления письма, тренировочные упражнения

по написанию писем. Правила работы с электронной почтой.

-прививать устойчивые нормы поведения в театре, в транспорте, в музее, в

больнице.

-развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

-воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к

окружающим;

- развивать коммуникативные качества личности.

- познакомить с основными правилами сетевого этикета

3.Дом и семья (7).

Речевые формы сопереживания , сочувствия, сострадания и ситуация их

употребления ( человеку больно , он одинок, ему плохо). Слова одобрения,

поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребёнку. Как помочь

словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным

ситуациям. Отношение к близким , людям старшего поколения, соседям,

права и обязанности членов семьи. Простые правила поведения за столом,

традиции застолья у народов мира. Культура организации семейного

торжества, семейные традиции.

Учащиеся должны знать: Права и обязанности всех представителей семьи,

основные приёмы сервировки стола и подачи блюд, правила хорошего тона за

столом.

Иметь представление о поведении культурного человека на главных

семейных событиях

4. Гость – хозяину радость ( 13).

Правила посещения и поведения в гостях , внешний вид гостя, столовый

этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Законы

гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная

церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Правила оформления

поздравительной открытки ( словарь). Правила выбора, получения и дарения

, оформление подарков. Дарение цветов. Отношение между девочками и

мальчиками, приглашение на танец, отказ от танца, « Белый танец».

- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в

гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета.

- формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом

особенностей девочек и мальчиков.

- будить у детей желание самосовершенствоваться .

Диагностика планируемых результатов ( приложение)

Входная диагностика

Ф.И.

Уровень воспитанности

1

уровень

2

уровень

3

уровень

4

уровень

5

уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8

9

Результат:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Текущая диагностика

Ф.И.

Уровень воспитанности

1

уровень

2

уровень

3

уровень

4

уровень

5

уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8

9

Результат:__________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Итоговая диагностика

Ф.И.

Уровень воспитанности

1

уровень

2

уровень

3

уровень

4

уровень

5

уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8

9

Результат:__________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Список литературы

Для учителя:

1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

2. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании

детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне -

Уральское издательство, 1996.

5. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

7. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и

этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

8. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю.

Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

10. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

Для обучающихся:

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2. Барто А.Л. В театре.

3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-

Уральское издательство, 1996.

4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н.

Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

5. Чуковский К.И. Телефон.

6.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

7. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

8. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

Приложение

Диагностика по определению уровня воспитания культуры общения.

Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.

Методика.

Ребенка просят ответить на три вопроса.

1. Какого человека называют вежливым

2. Какие вежливые слова ты знаешь

3. Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»

Высокий уровень — полностью справился.

Средний — требовалась помощь педагога.

Низкий — отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.

Задание 2.

Цель — выявить, имеются ли в пассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета,

понимает ли он их.

Методика. Ребенку дают инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе предложения, в которых

«спрятались» вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку».

Высокий уровень — из 10 заданных предложений справился со всеми.

Средний уровень — 6–7 предложений.

Низкий — менее 5 предложений.

Задание 3.

Цель — определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.

Методика. Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас я расскажу тебе одну историю про

мальчика и девочку, которых зовут Саша и Катя. Я буду рассказывать и показывать тебе

картинки, а ты будешь внимательно слушать, смотреть и помогать мне рассказывать. Ты

будешь за Сашу и Катю говорить вежливые слова». Далее описывают каждую ситуацию

общения, в которой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена

коммуникантов, время, место, цель высказывания, а также сопутствующие условия,

позволяющие сформулировать мотивировку реплик.

Ситуации.

1. Просьба.

«У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку в подарок

маме к празднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как

Саша может попросить (цель) бумагу у Кати (адресат)≤ А как ещё можно сказать≤.

2. Приветствие.

«Утром (время) ребята приходят в детский сад (место, обстановка) и здороваются

с воспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут

поздороваться с ней (цель) А как ещё можно сказать?

Задание 4.

Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника

и отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.

План наблюдения.

1. Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры,

соглашается с предложенными).

2. Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.

3. Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.

4. Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).

5. Умеет ли контролировать себя в общении со сверстниками.

6. Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое

отношение.

7. Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.

Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.

Низкий уровень — ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только

при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах

речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика

невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает

в конфликты, навязывает свое мнение.

Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета

(приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного

разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения.

Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое

поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь

интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.

Высокий уровень — проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально

окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет

формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными

навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям

собеседника.

Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо

определить степень и характер участия родителей в воспитании культуры речевого

поведения детей и понимание ими его необходимости.



В раздел образования