Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи"


Автор: Умёнушкина Мария Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад №69" ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрань
Населённый пункт: г. Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений

звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В

статье

описаны

здоровьесберегающие

технологии,

которые

применяются в формировании правильного звукопроизношения.

В

последние

годы

отмечается

устойчивая

тенденция

ухудшения

здоровья

детей,

увеличения

числа

детей

с

нарушением

психического

и

речевого развития. Проблема нарушения звукопроизношения у дошкольников

с ОНР является наиболее распространенной у детей дошкольного возраста.

Исследованием нарушения звукопроизношения занимались такие авторы, как

Татьяна Борисовна Филичева, Нина Алексеевна Чевелева, Галина Васильевна

Чиркина и др. В связи с этим возникает необходимость применения новых

здоровьесберегающих

технологий,

направленных

на

и зу че н и е

индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и

физической саморегуляции.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

работе

логопеда

становится

эффективным

средством

коррекционной

работы

с

детьми,

к о т о р ы е

и м е ю т

н а р у ш е н и я

р е ч и .

Здоровьесберегающая технология – это с и с т е м а

м е р ,

в к л ю ч а ю щ а я

взаимосвязь

и

взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. (Н.К.Смирнов). Только комплексное воздействие на ребенка может

дать положительную динамику речевого развития. Именно поэтому данные

задачи выполняют ряд специалистов: логопед, психолог, дефектолог, учитель

по физической культуре, воспитатель.

Рассмотрим методы и приемы, которые применяются в коррекционно-

логопедической работе.

1. Дыхательная гимнастика

Данная

здоровьесберегающая

технология

направлена

на

развитие

дыхания, продолжительного, равномерного выдоха, которые необходимы для

дальнейшей

работы

над

коррекцией

звукопроизношения.

Дыхательные

упражнения развивают сильную и плавную воздушную струю. Вследствие

чего

спонтанная

фразовая

речь

звучит

плавно

и

интонированно.

Нужно

мотивировать

интерес

детей

к

дыхательной

гимнастике

сочетанием

наглядности

и

стихотворных

форм.

Дыхательную

гимнастику

применяют

логопеды при индивидуальной форме работы, воспитатели, инструкторы по

физической культуре.

2. Пальчиковая гимнастика

Один из методов здоровьесберегающих технологий, направленного на

развитие мелкой моторики. Дети с общим недоразвитием речи обладают

неразвитой моторики, у них возникают трудности при удержании карандаша,

шнуровании

ботинок

и

т.д.

Со

временем

уровень

р а з в и т и я

сложнокоординированных

движений

становится

недостаточным

для

освоения

письма,

поэтому

возникают

различные

трудности.

В

ходе

пальчиковых игр, дети, повторяя движения логопеда, активизируют моторику

рук.

Стихотворения,

считалки,

приговорки,

загадки

во

время

этого

используются

для

исправления

звукопроизношения,

развития

словарного

запаса и фразеологической речи. Данный метод используют логопеды на

своих занятиях, воспитатели, психологи.

3. Самомассаж и массаж

На логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи

используются некоторые виды самомассажа: языка, лица, кистей рук, ушных

раковин. Массаж языка при коррекции звукопроизношения повышает тонус и

сократительную

способность

мышцы.

Массаж

лица,

ушных

раковин

стимулирует

деятельность

нервной

системы,

посылая

импульсы

от

рецепторов

кожи

в

кору

головного

мозга,

тем

самым

повышается

регулирующая

роль

в

отношении

работы

всех

систем

организма.

При

массаже

языка

используются

такие

упражнения

как

поглаживание,

растирание, разминание и др.

4. Артикуляционная гимнастика

Основа

коррекции

звукопроизношении

в

дошкольном

возрасте

-

артикуляционные

упражнения.

Артикуляционная

гимнастика

улучшает

кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (проводимость

нервных импульсов); подвижность артикуляционных органов; укрепление

мышечной

системы

языка,

щек,

губ;

уменьшение

повышенного

тонуса

артикуляционных органов, либо наоборот, повышение пониженного тонуса

мышц

артикуляционных

органов;

выработка

определенного

положения

артикуляционных органов, необходимого для произнесения определенных

звуков.

Использование

при

проведении

артикуляционной

гимнастики

наглядных

пособий

активизирует

речевую

и

познавательную

активность

детей,

повышает

интерес

к

занятиям.

Артикуляционной

гимнастикой

преимущественно занимаются логопеды на индивидуальных и фронтальных

занятиях,

также

данный

метод

могут

использовать

воспитатели

на

коррекционном часе.

5. Физкультминутки

На

занятиях

у

детей

с

общим

недоразвитием

речи

достаточно

кратковременно

рабочее

состояние,

они

быстро

утомляются,

поэтому

большо е

значение

в

профилактике

переутомлению

п р и д а ют

физкультминуткам. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса,

запоминание

серии

двигательных

актов.

Физкультминутки

используют

логопеды на фронтальных занятиях, а также инструкторы по физической

культуре и музыкальные руководители.

6. Биоэнергопластика

Данный

метод

подразумевает

соединение

движений

кистей

рук

с

движением

артикуляционного

аппарата.

Артикуляционные

упражнения

можно

использовать

с

движением

рук.

Биоэнергопластикой

занимаются

логопеды как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.

7. Су-Джок терапия

Су-Джок терапия-это метод лечения с использованием кистей и стоп.

Данные

многих

исследователей

говорят

о

том,

что

речевая

область

формируется

под

влиянием

импульсов,

идущих

от

пальцев

рук.

Именно

поэтому в коррекционной работе как логопеды, так и воспитатели уделяют

большое внимание развитию мелкой моторики. Воздействие на речевые зоны

коры головного мозга осуществляется с помощью Су-Джок колец и шариков.

Данный

метод

может

быть

использован

при

автоматизации

и

дифференциации звуков. Су-Джок терапию используют логопеды, психологи

и воспитатели.

8. Песочная терапия

Данный метод может быть применим у большого ряда специалистов-

психологов,

логопедов,

воспитателей.

Логопеды

применяют

его

на

индивидуальных и фронтальных занятиях. Песочная терапия представляет

собой развитие не только высших психических функций, мелкой моторики,

но и коррекцию речевых нарушений. А именно упражнения на песке могут

быть

использованы

на

разных

этапах

логопедической

работы-

на

этапе

автоматизации,

дифференциации

звуков.

Песочная

терапия

помогает

стабилизировать

эмоциональное

состояние

детей,

а

также

они

более

заинтересованы в предлагаемых упражнениях на песке.

Реализация

здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

становится

эффективным

средством

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей,

если:

учитывается

состояние

здоровья

ребёнка

и

его

индивидуальные

психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств

обучения. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий

на каждом этапе коррекционной работы позволят

сформировать здоровое

звукопроизношение.



В раздел образования