Автор: Умёнушкина Мария Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад №69" ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрань
Населённый пункт: г. Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений
звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В
статье
описаны
здоровьесберегающие
технологии,
которые
применяются в формировании правильного звукопроизношения.
В
последние
годы
отмечается
устойчивая
тенденция
ухудшения
здоровья
детей,
увеличения
числа
детей
с
нарушением
психического
и
речевого развития. Проблема нарушения звукопроизношения у дошкольников
с ОНР является наиболее распространенной у детей дошкольного возраста.
Исследованием нарушения звукопроизношения занимались такие авторы, как
Татьяна Борисовна Филичева, Нина Алексеевна Чевелева, Галина Васильевна
Чиркина и др. В связи с этим возникает необходимость применения новых
здоровьесберегающих
технологий,
направленных
на
и зу че н и е
индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и
физической саморегуляции.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
работе
логопеда
становится
эффективным
средством
коррекционной
работы
с
детьми,
к о т о р ы е
и м е ю т
н а р у ш е н и я
р е ч и .
Здоровьесберегающая технология – это с и с т е м а
м е р ,
в к л ю ч а ю щ а я
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. (Н.К.Смирнов). Только комплексное воздействие на ребенка может
дать положительную динамику речевого развития. Именно поэтому данные
задачи выполняют ряд специалистов: логопед, психолог, дефектолог, учитель
по физической культуре, воспитатель.
Рассмотрим методы и приемы, которые применяются в коррекционно-
логопедической работе.
1. Дыхательная гимнастика
Данная
здоровьесберегающая
технология
направлена
на
развитие
дыхания, продолжительного, равномерного выдоха, которые необходимы для
дальнейшей
работы
над
коррекцией
звукопроизношения.
Дыхательные
упражнения развивают сильную и плавную воздушную струю. Вследствие
чего
спонтанная
фразовая
речь
звучит
плавно
и
интонированно.
Нужно
мотивировать
интерес
детей
к
дыхательной
гимнастике
сочетанием
наглядности
и
стихотворных
форм.
Дыхательную
гимнастику
применяют
логопеды при индивидуальной форме работы, воспитатели, инструкторы по
физической культуре.
2. Пальчиковая гимнастика
Один из методов здоровьесберегающих технологий, направленного на
развитие мелкой моторики. Дети с общим недоразвитием речи обладают
неразвитой моторики, у них возникают трудности при удержании карандаша,
шнуровании
ботинок
и
т.д.
Со
временем
уровень
р а з в и т и я
сложнокоординированных
движений
становится
недостаточным
для
освоения
письма,
поэтому
возникают
различные
трудности.
В
ходе
пальчиковых игр, дети, повторяя движения логопеда, активизируют моторику
рук.
Стихотворения,
считалки,
приговорки,
загадки
во
время
этого
используются
для
исправления
звукопроизношения,
развития
словарного
запаса и фразеологической речи. Данный метод используют логопеды на
своих занятиях, воспитатели, психологи.
3. Самомассаж и массаж
На логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи
используются некоторые виды самомассажа: языка, лица, кистей рук, ушных
раковин. Массаж языка при коррекции звукопроизношения повышает тонус и
сократительную
способность
мышцы.
Массаж
лица,
ушных
раковин
стимулирует
деятельность
нервной
системы,
посылая
импульсы
от
рецепторов
кожи
в
кору
головного
мозга,
тем
самым
повышается
регулирующая
роль
в
отношении
работы
всех
систем
организма.
При
массаже
языка
используются
такие
упражнения
как
поглаживание,
растирание, разминание и др.
4. Артикуляционная гимнастика
Основа
коррекции
звукопроизношении
в
дошкольном
возрасте
-
артикуляционные
упражнения.
Артикуляционная
гимнастика
улучшает
кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (проводимость
нервных импульсов); подвижность артикуляционных органов; укрепление
мышечной
системы
языка,
щек,
губ;
уменьшение
повышенного
тонуса
артикуляционных органов, либо наоборот, повышение пониженного тонуса
мышц
артикуляционных
органов;
выработка
определенного
положения
артикуляционных органов, необходимого для произнесения определенных
звуков.
Использование
при
проведении
артикуляционной
гимнастики
наглядных
пособий
активизирует
речевую
и
познавательную
активность
детей,
повышает
интерес
к
занятиям.
Артикуляционной
гимнастикой
преимущественно занимаются логопеды на индивидуальных и фронтальных
занятиях,
также
данный
метод
могут
использовать
воспитатели
на
коррекционном часе.
5. Физкультминутки
На
занятиях
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
достаточно
кратковременно
рабочее
состояние,
они
быстро
утомляются,
поэтому
большо е
значение
в
профилактике
переутомлению
п р и д а ют
физкультминуткам. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса,
запоминание
серии
двигательных
актов.
Физкультминутки
используют
логопеды на фронтальных занятиях, а также инструкторы по физической
культуре и музыкальные руководители.
6. Биоэнергопластика
Данный
метод
подразумевает
соединение
движений
кистей
рук
с
движением
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционные
упражнения
можно
использовать
с
движением
рук.
Биоэнергопластикой
занимаются
логопеды как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.
7. Су-Джок терапия
Су-Джок терапия-это метод лечения с использованием кистей и стоп.
Данные
многих
исследователей
говорят
о
том,
что
речевая
область
формируется
под
влиянием
импульсов,
идущих
от
пальцев
рук.
Именно
поэтому в коррекционной работе как логопеды, так и воспитатели уделяют
большое внимание развитию мелкой моторики. Воздействие на речевые зоны
коры головного мозга осуществляется с помощью Су-Джок колец и шариков.
Данный
метод
может
быть
использован
при
автоматизации
и
дифференциации звуков. Су-Джок терапию используют логопеды, психологи
и воспитатели.
8. Песочная терапия
Данный метод может быть применим у большого ряда специалистов-
психологов,
логопедов,
воспитателей.
Логопеды
применяют
его
на
индивидуальных и фронтальных занятиях. Песочная терапия представляет
собой развитие не только высших психических функций, мелкой моторики,
но и коррекцию речевых нарушений. А именно упражнения на песке могут
быть
использованы
на
разных
этапах
логопедической
работы-
на
этапе
автоматизации,
дифференциации
звуков.
Песочная
терапия
помогает
стабилизировать
эмоциональное
состояние
детей,
а
также
они
более
заинтересованы в предлагаемых упражнениях на песке.
Реализация
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
становится
эффективным
средством
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей,
если:
учитывается
состояние
здоровья
ребёнка
и
его
индивидуальные
психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств
обучения. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий
на каждом этапе коррекционной работы позволят
сформировать здоровое
звукопроизношение.