Напоминание

Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников


Автор: Тютикова Жанна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 43 "Цветочный город"
Населённый пункт: РФ, Кемеровская область, г.Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад







Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад комбинированного вида № 43 "Цветочный город"

Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС

ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики

(мониторинга) уровня развития воспитанников

(Из опыта работы)

Юрга 2016
Составитель: Тютикова Ж.А, старший воспитатель 2
В данной работе представлен опыт методического сопровождения перехода дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников Данный материал будет интересен педагогам ДОУ, работающим в современных условиях.
Приветственное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!!!!! Мы рады Вас приветствовать в рамках нашего учреждения. Несмотря на то, что мы молодой, формирующийся коллектив нам доверили, и мы работали как муниципальная, базовая, экспериментальная и методическая площадка по разработке программно – методического сопровождения перехода дошкольных учреждений на ФГОС ДО. Первая встреча с руководителями ДОУ состоялась в январе 2015 года. Сегодня вторая встреча с категорией старших воспитателей. И перед тем как поделиться наработанным опытом по теме: «Методическое сопровождение перехода 3
дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников, хотелось бы предложить Вам, уважаемые коллеги выполнить одно творческое задание.
Психологическое упражнение «Башня»
1)Инструкция: * разделитесь по принципу тюльпан, бадан, нарцисс – этими цветами сегодня украшена наша композиция. Спасибо. А сейчас согласно названиям цветов разделитесь на три группы. *. в распоряжении каждой группы есть скотч, ножницы и 20 листов бумаги. В течение 10 минут Вам необходимо обсудить строительство башни. Ваше сооружение должно быть как можно устойчивое. Затем, в течение минуты каждой команде необходимо построить свою башню. 2) Работа в группах. 3) Обсуждение: спасибо всем, посмотрим, что у вас получилось. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и пониманиями, почему не получилось. Интерпретация: введение ФГОС – это строительство той же самой башни. Данное упражнение помогло нам смоделировать ситуацию, в которой находиться каждое учреждение. Здесь сейчас были озвучены те же проблемы, которые испытывают в каждом образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО: нехватка времени, недостаточное понимание действий друг друга, не умение присоединиться или быстро среагировать ….. Цель данного упражнения – выработка тактики и стратегии совместных действий. Чем в принципе все мы с Вами и занимаемся, работая в условиях перехода на ФГОС ДО.
Доклад
Уважаемые коллеги! Методическая работа в нашем образовательном учреждении, как и в любом современном ДОУ в этом учебном году осуществлялась в процессе становления новой системы дошкольного образования. А поскольку это система и по настоящий момент находится в стадии становления, то и о каких - либо окончательных результатах на сегодняшний день говорить так же не приходиться. При этом, весь учебный год наш педагогический коллектив находился в процессе реализации дорожной карты. А методическое сопровождение педагогов в этом учебном году было нацелено на три основных, тесно взаимосвязанных и параллельно прорабатываемых направлений работы: - создание развивающей предметно - пространственной среды; - учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста; - разработка индивидуального маршрута развития ребенка. 4
Работа по данным направлениям, безусловно, способствовала повышению качества образовательной деятельности в ДОУ благодаря акценту в методическом сопровождении на планирование деятельности педагогов. Основная образовательная программа детского сада построена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. В нашем учреждении утвержден

перечень тематических модулей (Приложение 1), согласно которых составлено тематическое планирование для всего дошкольного возраста по всем образовательным областям. В соответствии с этим, при составлении перспективного планирования в нашем образовательном учреждении особое внимание делается на совместную деятельность педагога с детьми в режимных моментах (Приложение 2). Согласно уже оформленных картотек конкретно выбраны основные игры; беседы; упражнения и проблемные ситуации д л я коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностей; произведена подборка литературы для чтения и заучивания; подборка предметных и сюжетных картинок для рассматривания. В пятой колонке представлена работа с родителями, она включает папку – передвижку воспитателей «Реализация ООП в условиях ФГОС». Ее содержание отображает: 1 лист – тема модуля и его продолжительность; 2 лист - предполагаемые результаты о текущему модулю (всем образовательным областям; 3 лист – мы играем (игры разной направленности); 4 лист – мы читаем (разные художественные жанры); 5 лист – мы учим (стихи и песни); 6 лист – описание особенностей социального развития ребенка согласно тематике текущего модуля (социальные нормы и правила, навыки безопасного и культурного поведения в обществе); 7 лист - описание особенностей личностного развития ребенка согласно тематике текущего модуля (черты характера, жизненные привычки, интересы, увлечения). И папку специалистов, которая также согласно тематике модуля содержит конкретные основные рекомендации, консультации и памятки, способствующие повышению мотивации и включенности родителей в процесс развития, воспитания и обучения собственного ребенка. В конце каждого модуля согласно программных задач конкретной образовательной области прописывается предполагаемый результат. На этот результат педагоги ориентируется не только в рамках проведения занятий, а в течение работы с утра до вечера согласно тематике модуля. А так как наша образовательная деятельность осуществляется по пяти образовательным областям (физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие), то и итоговый предполагаемый результат модуля в целом,будет отражать все пять направлений в развитии ребенка дошкольного возраста. Возвращаясь к трем основным направлениям методического сопровождения работы педагогов ДОУ, рассмотрим создание развивающей предметно - пространственной среды (Приложение 3), которая сама постоянно находится в состоянии развития. Работа началась: 1) С проведения цикла консультаций, деловых игр, моделирования и педагогических ситуаций, помогающих понять, требования, предъявляемые к развивающей предметно – пространственной среде. 5
* С педагогами и младшими воспитателями был проведен мастер – класс «Основные режимные моменты детского сада». В ходе работы методически обыгрывался должностной функционал воспитателя и младшего воспитателя с целью определения ответственности каждого и единства в командном взаимодействии по созданию необходимого средового пространства на группе в течение дня. 2) В ходе всей осуществляемой работе проводился ежемесячный педагогический анализ и оперативный контроль по вопросам: - Состояние пространства группы в начале (окончании рабочего дня) -Организация пространства в часы приема воспитанников - Степень функционирования центров развития на группах в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей - Соответствие содержания развивающей предметно – пространственной среды в группах согласно тематике модуля - Соответствие выносного материала сезону, календарному плану и учету индивидуальных особенностей развития воспитанников группы и другие 3) Еженедельно на планерках педагогов знакомили с результатами педагогического анализа, раз в месяц в рамках методического часа со справкой по итогам контроля за месяц. При этом, педагоги получали рекомендации к своей профессиональной деятельности, отмечался и предлагался к распространению положительный опыт отдельных педагогов – осуществлялась работа с установкой: достижения каждого в общую копилку успеха коллектива. 4) Все ежедневные сон часы были посвящены индивидуальному прорабатыванию имеющееся информации и полученных рекомендаций с каждым педагогом для возможности понять и применить ему все это в своей профессиональной деятельности. 5) Некоторым итогом работы в данном направлении выступила подготовка и проведение педагогического совета по теме: «Возможности развивающей предметно – пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО» (Приложение 4). На этапе подготовки к педсовету педагогами была дана консультация о содержательной стороне центров развития как составляющих развивающую предметно пространственную среду ДОУ. В ходе работы педсовета (по результатам тематического контроля) педагоги познакомились с анализом состояния развивающей предметно – пространственной среды в детском саду; - так же познакомились с результатами анкетного опроса родителей, который проводился с целью определения степени удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ДОУ и условиями, созданными педагогами группы для развития, воспитания и обучения их детей 6) Кроме это, педагогам было предложено, работая в группах оформить проектный дизайн развивающей предметно – пространственной среды группы для предстоящего на том этапе модуля «Юный исследователь» Итогом данной работы явилось: 6
- у первой группы вариант общения детей разного возраста в условиях группы и детского сада в форме «Гостевые комнаты»
-
вторая группа предоставила вариант развивающей предметно – пространственной среды, раскрывающий характеристики трансформируемость и полифункциональность - третья группа раскрыла возможности развивающей предметно – пространственной среды с позиции вариативности, доступности, содержательной насыщенности. В течение всего учебного года данное направление работы осуществлялось

через организацию смотров и конкурсов творчества педагогов,через семейное творчество в условиях ДОУ. А наиболее важным и ведущим компонентом данного направления всегда выступало использование во взаимодействии с детьми среды с ее такими характеристиками, как "живая", побуждающая к развитию, познавательной активности, к деятельности. То есть среду, в которой ребенок может проявить себя непосредственно, с учетом своих интересов, склонностей, возможностей и при этом выдать результат деятельности, в которой он находится (Приложение 5) Развивающаяся предметно - пространственная среда в нашем ДОУ кроме этого, преобразовывается с началом каждого модуля (Приложение 6): - центральный холл оформляется надписью и тематической экспозицией; - как вариант, в первый день воспитанников и родителей могут встречать герои или персонажи модуля, которые потом на протяжении всего периода приходят в гости на группы в режимные моменты, а так же на праздники и развлечения - на группах параллельно с действующими центрами развития появляются тематические выставки книг, игрушек, предметов и т.д. - обновляется вся информация стендов для родителей - стена детского творчества пополняется в течение модуля выставками рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и соленного теста (Приложение 7) - ярко и выразительно насыщенно, по новому преображаются спортивный и музыкальный залы - и даже в бассейне, по возможности, используются элементы тематического декора (Приложение 8). Создавая в нашем ДОУ развивающую предметно - пространственную среду с целью ее открытости, доступности и информированности родителей воспитанников по результатам анкетного опроса о степени удовлетворенности работой ДОУ, было приятно отметить, что достаточно большой процент родителей осведомлены о работе ДОУ через наглядную стендовую информацию, которая обновляется в учреждении согласно утвержденных графиков: раз в две недели, к началу каждого модуля или согласно произошедших изменений. Так как педагог и его педагогическое мастерство являются частью среды, в которой находится ребенок, то, конечно же, большое внимание в течение всего учебного года методическое сопровождение было направлено и на профессиональное развитие педагогов. Для этого согласно годового плана работы в ДОУ было проведено для педагогов, учебно - вспомогательного и обслуживающего персонала с целью формирования коллектива в единстве педагогических ценностей и приоритетов (Приложение 9).  Веревочный курс 7
 Цикл групповых занятий с элементами тренинга "Давайте, познакомимся и станем понятны друг другу!" с педагогическим коллективом проводился:  Семинар старшего воспитателя по теме: «Совершенствование системы работы педагога дошкольного учреждения в условиях перехода на ФГОС ДО» А так как особый акцент методического сопровождения педагогов был сделан на три основных, тесно взаимосвязанных и параллельно прорабатываемых направлений работы, то проблемам возраста детей и учету их индивидуальных особенностей были посвящены  Семинар – практикум педагога – психолог по теме: «Психотехнологии общения в работе педагогов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста»  Семинар с участием канд.пед.наук, доцент каф.психол. и соц.пед. КРИПК и ПРО по теме: «Концептуальные подходы ФГОС в ДОУ». В рамках данного семинара были рассмотрены и отработаны возможности образовательных областей для раскрытия социально – личностного потенциала ребенка на основе возрастных и индивидуальных особенностей его развития»  Проведена консультация городских специалистов детского невролога и клинического психолога по теме: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста: норма и патология». В ходе систематизации знаний, углубления понимания и отработки навыков применения на практике профессиональных компетенций данного направления работы с педагогами так же проводились консультации, психологические игры и упражнения, деловые игры, проблемные ситуации большое место в которых отводилось составлению психолого – педагогических характеристик воспитанников и группы в целом, планированию индивидуальной и подгрупповой работы по результатам имеющихся наблюдений и промежуточных итогов профессиональной деятельности педагогов. В течение всего учебного года в ДОУ работал ПМПк, на котором заседание специалистов с воспитателями каждой группы позволило максимально актуализировать имеющиеся проблемы в адаптации и социально – личностном развитии отдельных воспитанников и трудности в процессе формирования детских коллективов с целью социализации каждого ребенка в среде сверстников. Огромная роль отводится в этом направлении работы педагогу – психологу и психологическому сопровождению, которое осуществляет специалист с каждым воспитанником, имеющим подобные трудности. В связи с индивидуализацией образовательной деятельности и оказания психологической поддержке детям этой категории возник образ «Фея цветов» (Приложение 10). Основная суть этого образа заключается в том, что красивая добрая волшебница приходит на помощь к каждому 8
ребенку, который оказывается в трудной для него ситуации – любом режимном моменте, негативном психоэмоциональном состоянии. И приходит она для того, что бы успокоить, понять причину дискомфорта, помочь принять ребенку данную ситуацию и, конечно же, найти из нее выход. Для этого Фея использует весь имеющейся у нее арсенал «волшебных» предметов: шляпки с цветами, шарфики разного цвета, веера, зонтик со свистком; саквояж, в котором всегда найдется нужная вещица, что бы произошло чудо – ребенок сам смог справиться со своей личностной несостоятельностью и решить те проблемы, в которых он вдруг оказался. Путь индивидуализации образовательного процесса сопровождался такими вопросами педагогического анализа и оперативного контроля на месяц, как: - Роль педагога в организации самостоятельной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников группы в рамках тематики модуля - Наличие и содержание центров развития на группе с учетом характеристики группы воспитанников (подбор детей, их интересы, предпочтения, имеющиеся трудности в воспитании, обучении и развитии) Характер, содержание, системность и последовательность в планировании и осуществлении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми на основе итогов промежуточных результатов профессиональной деятельности педагога - Взаимосвязь и единство требований в работе воспитателей группы и специалистов ДОУ через тетради взаимодействия и календарное планирование, фактическое выполнение запланированных мероприятий Важным моментом на данном этапе выступает требование – соответствие отражения в календарных планах и выполнение всех рекомендаций специалистов по необходимой индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками воспитателями группы Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование детского коллектива на основе возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста» выявил имеющиеся особенности и определил задачи работы ДОУ на летний период и следующий учебный год по социально – личностному развитию воспитанников в детском сообществе группы и детского сада. Третье направление методического сопровождения работы педагогов ДОУ - это разработка и апробация индивидуального маршрута развития воспитанника детского сада. Составляющими данного маршрута являются - карта индивидуального развития ребенка, где педагоги фиксируют результаты педагогического наблюдения за развитием воспитанника согласно возрастных норм (целевых ориентиров); - портфолио воспитанника, в котором отражается процесс развития ребенка с описанием его индивидуальных особенностей. Данная работа началась в октябре 2014 – 2015 учебного года с разработки Положения о портфолио воспитанника, издания приказов заведующего ДОУ о рабочих группах по разработке этих двух документов. 9
Неоднократно с промежуточными результатами работы проходили заседания рабочих групп, на которых осуществлялся анализ проделанной и внесение корректив для последующей работы. С уже готовым продуктом были познакомлены педагоги ДОУ. Разработчики этих документов представили и дали консультацию по работе, оформлению и применению их в профессиональной деятельности педагогов. По приказу заведующего воспитатели группы № 1 «Одуванчик» начали апробировать карту индивидуального развития ребенка. После родительских собраний, на которых воспитатели групп объяснили и замотивировали родителей принять активное участие в заполнении портфолио воспитанника, родители всех возрастных групп охотно и с большим интересом включились в данную совместную работу. Начатая работа будет продолжены и систематизирована педагогическим коллективом ДОУ в следующем учебном году.
Рефлексия работы семинара
Мы молодое учреждение и многое из того, над чем работаем мы, у Вас, уважаемые коллеги уже имеется в копилке профессиональной компетенции педагогов. Но какие – то из предложенных нами идей, возможно, оказались для Вас интересными. Хотелось бы услышать от вас, уважаемые коллеги обратную связь о проделанной сегодня работе
Приложение 1

Тематические модули

Кол -

во

Название модуля

Время

проведения
01 Неделя здоровья по ПДД 17.08 – 21.08. 02 Здравствуй, детский сад 24. 08. – 04. 09. 03 Осень 07.09. – 30. 09. 04 Я и моя семья 01.10 – 16. 10. 05 Мой дом – 1 и 2 младшая группы Мой город – средняя группа Моя страна – старшая группа Мой край - моя малая Родина – подготовительная группа 19.10 – 30.10. 06 Неделя здоровья по ПБ 02.11 – 06.11. 07 Зима День Матери (23 - 30) 09.11 – 30.11. 08 Новый Год 01.12 – 31.12. 09 Народная культура. Традиции. 11.01. – 22.01. 10 Юный исследователь 25.01 – 05. 02. 11 День Защитника Отечества 08.02 – 22.02. 12 8 Марта 24. 02 – 11.03. 10
13 Весна. Экосистема лес: Лес - 1 и 2 младшая группы Луг – средняя группа Тайга – многоэтажный дом – старшая группа Тайга – цепи питания – подготовительная группа 14.03 – 31.03. 14 Космос 01.04 – 08.04. 15 Общение. Я и мои друзья 11.04 –22.04. 16 День Победы 25.04 – 10.05. 17 Неделя здоровья по комплексной безопасности 11.05 – 20.05. 18 Вода и её обитатели. Экосистема: Река - 1 и 2 младшая группы Болото – средняя группа Море – старшая группа Океан. Вода в природных явлениях – подготовительная группа 23.05 – 31.05.
Лето
1 Неделя здоровья по ЗОЖ 01.06 – 10.06
Приложение 2

Перспективный план на 2015 – 2016 учебный год

по образовательной области «Развитие речи»
вторая младшая группа
Модуль

Организованная образовательная

деятельность

Развитие речи

Совместная

деятельность

педагога с детьми в

режимные моменты

Работа с

родителями

Тема занятия,

дата

Источник

Задачи

(Цель)

Модуль «Здравствуй, детский сад»

Занятие №1
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка». (В.В. Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе 1.Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры). Побуждать детей к речевой активности. 2. Развивать коммуникативные 1.Рассказ по сюжетным картинкам «Дружба»; 2.Чтение и обсуждение стихотворения Юрий Энтин «Про дружбу»; 3.Песня «Барбарики– Дружба - это не работа» 4.Мультфильм «По дороге с облаками»; 5.Загадки «Про лето». 1. Папка – передвижка «Реализация ООП в условиях ФГОС» по теме модуля 11

24.08.15 – 04.08.15
детского сада. Планы занятий – 2-е изд., исправлено и дополнено .- М.: МОЗАИКА- Синтез, 2012.- 96с .- С.26) способности по отношению к верстникам. 3. Воспитывать культуру поведения, умение слушать стихи. 6.Чтение и заучивание потешка «Божья коровка», «Радуга –дуга…»; 7.Пальчиковая игра «Детский сад».
Предполагаемый результат:
дети проявляют интерес к общению со сверстниками, к участию в совместных пальчиковых играх, участвуют в их обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию текста; проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, исполняют их; с интересом рассматривают сюжетные картинки, отвечают на вопросы. Отгадывают загадки, слушают потешки. Анализируют просмотренный мультфильм. 12

Приложение 3

Создание развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ




13



Приложение 4

Педагогический совет «Возможности развивающей предметно – пространственной

среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»


14



Приложение 5

«Живая», побуждающая к развитию среда
15

Приложение 6

Развивающаяся предметно - пространственная среда в холле ДОУ
16

Приложение 7

Творческие выставки воспитанников ДОУ
17

Приложение 8

Спортивный, музыкальный залы, бассейн ДОУ
18

Приложение 9

Работа с коллективом ДОУ
19

Приложение 10

Фея цветов
20
. 21


В раздел образования