Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников
Автор: Тютикова Жанна Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 43 "Цветочный город" Населённый пункт: РФ, Кемеровская область, г.Юрга Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
" Детский сад комбинированного вида № 43 "Цветочный город"
Методическое сопровождение перехода дошкольного учреждения на ФГОС
ДО по проектированию системы психолого – педагогической диагностики
(мониторинга) уровня развития воспитанников
(Из опыта работы)
Юрга 2016
Составитель: Тютикова Ж.А, старший воспитатель
2
В данной работе представлен опыт методического сопровождения перехода
дошкольного учреждения на ФГОС ДО по проектированию системы психолого –
педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников
Данный материал будет интересен педагогам ДОУ, работающим в современных
условиях.
Приветственное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!!!!! Мы рады Вас приветствовать в рамках нашего
учреждения. Несмотря на то, что мы молодой, формирующийся коллектив нам доверили, и
мы работали как муниципальная, базовая, экспериментальная и методическая площадка по
разработке
программно
–
методического
сопровождения
перехода
дошкольных
учреждений на ФГОС ДО. Первая встреча с руководителями ДОУ состоялась в январе
2015 года. Сегодня вторая встреча с категорией старших воспитателей. И перед тем как
поделиться наработанным опытом по теме:
«Методическое сопровождение перехода
3
дошкольного
учреждения
на
ФГОС
ДО
по
проектированию
системы
психолого
–
педагогической диагностики (мониторинга) уровня развития воспитанников, хотелось бы
предложить Вам, уважаемые коллеги выполнить одно творческое задание.
Психологическое упражнение «Башня»
1)Инструкция: *
разделитесь по принципу тюльпан, бадан, нарцисс – этими цветами сегодня украшена
наша композиция. Спасибо. А сейчас согласно названиям цветов разделитесь на три
группы.
*. в распоряжении каждой группы есть скотч, ножницы и 20 листов бумаги. В течение
10 минут Вам необходимо обсудить строительство башни. Ваше сооружение должно быть
как можно устойчивое. Затем, в течение минуты каждой команде необходимо построить
свою башню.
2) Работа в группах.
3) Обсуждение: спасибо всем, посмотрим, что у вас получилось. Поделитесь, пожалуйста,
своими ощущениями и пониманиями, почему не получилось.
Интерпретация: введение
ФГОС
–
это
строительство
той
же
самой
башни.
Данное
упражнение
помогло
нам
смоделировать
ситуацию,
в
которой
находиться
каждое
учреждение. Здесь сейчас были озвучены те же проблемы, которые испытывают в каждом
образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО:
нехватка времени,
недостаточное понимание действий друг друга, не умение присоединиться или быстро
среагировать …..
Цель данного упражнения – выработка тактики и стратегии совместных действий. Чем в
принципе все мы с Вами и занимаемся, работая в условиях перехода на ФГОС ДО.
Доклад
Уважаемые коллеги!
Методическая
работа
в
нашем
образовательном
учреждении,
как
и
в
любом
современном ДОУ в этом учебном году осуществлялась в процессе становления новой
системы
дошкольного образования. А поскольку это система и по настоящий момент
находится в стадии становления, то и о каких - либо окончательных результатах на
сегодняшний день говорить так же не приходиться. При этом, весь учебный год наш
педагогический
коллектив
находился
в
процессе
реализации
дорожной
карты.
А
методическое сопровождение педагогов в этом учебном году было нацелено на три
основных, тесно взаимосвязанных и параллельно прорабатываемых направлений работы:
- создание развивающей предметно - пространственной среды;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного
возраста;
- разработка индивидуального маршрута развития ребенка.
4
Работа по данным направлениям, безусловно, способствовала повышению качества
образовательной деятельности в ДОУ благодаря акценту в методическом сопровождении
на планирование деятельности педагогов.
Основная
образовательная
программа
детского
сада
построена
на
основе
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы.
В нашем учреждении утвержден перечень тематических модулей (Приложение 1),
согласно
которых
составлено
тематическое
планирование
для
всего
дошкольного
возраста по всем образовательным областям.
В соответствии с этим, при составлении перспективного планирования в нашем
образовательном
учреждении
особое
внимание
делается
на совместную
деятельность
педагога с детьми в режимных моментах (Приложение 2). Согласно уже оформленных
картотек конкретно выбраны основные игры; беседы; упражнения и проблемные ситуации
д л я коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельностей; произведена подборка литературы для чтения и заучивания; подборка
предметных и сюжетных картинок для рассматривания.
В
пятой
колонке
представлена работа
с
родителями,
она
включает
папку
–
передвижку
воспитателей
«Реализация
ООП
в
условиях
ФГОС».
Ее
содержание
отображает: 1 лист – тема модуля и его продолжительность; 2 лист - предполагаемые
результаты о текущему модулю (всем образовательным областям; 3 лист – мы играем
(игры разной направленности); 4 лист – мы читаем (разные художественные жанры);
5 лист – мы учим (стихи и песни); 6 лист – описание особенностей социального развития
ребенка
согласно
тематике
текущего
модуля
(социальные
нормы
и
правила,
навыки
безопасного и культурного поведения в обществе); 7 лист -
описание особенностей
личностного
развития
ребенка
согласно
тематике
текущего
модуля
(черты
характера,
жизненные привычки, интересы, увлечения).
И папку специалистов, которая также согласно тематике модуля содержит
конкретные
основные
рекомендации,
консультации
и
памятки,
способствующие
повышению мотивации и включенности родителей в процесс развития, воспитания и
обучения собственного ребенка.
В конце каждого модуля согласно программных задач конкретной образовательной
области
прописывается
предполагаемый
результат.
На
этот
результат
педагоги
ориентируется не только в рамках проведения занятий, а в течение работы
с утра до
вечера согласно тематике модуля.
А
так
как
наша
образовательная
деятельность
осуществляется
по
пяти
образовательным
областям
(физическое
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно
-
эстетическое
развитие,
социально
–
коммуникативное
развитие), то и итоговый предполагаемый результат модуля в целом,будет отражать все
пять направлений в развитии ребенка дошкольного возраста.
Возвращаясь к трем основным направлениям методического сопровождения
работы педагогов ДОУ, рассмотрим создание развивающей предметно - пространственной
среды (Приложение 3), которая сама постоянно находится в состоянии развития.
Работа началась:
1) С проведения
цикла консультаций, деловых игр, моделирования и педагогических
ситуаций, помогающих понять, требования, предъявляемые к развивающей предметно –
пространственной среде.
5
* С педагогами и младшими воспитателями был проведен мастер – класс «Основные
режимные
моменты
детского
сада».
В
ходе
работы
методически
обыгрывался
должностной функционал воспитателя и младшего воспитателя с целью определения
ответственности
каждого
и
единства
в
командном
взаимодействии
по
созданию
необходимого средового пространства на группе в течение дня.
2) В ходе всей осуществляемой работе проводился ежемесячный педагогический анализ и
оперативный контроль по вопросам:
- Состояние пространства группы в начале (окончании рабочего дня)
-Организация пространства в часы приема воспитанников
- Степень функционирования центров развития на группах в совместной деятельности
педагога и детей и самостоятельной деятельности детей
- Соответствие содержания развивающей предметно – пространственной среды в группах
согласно тематике модуля
- Соответствие выносного материала сезону, календарному плану и учету индивидуальных
особенностей развития воспитанников группы и другие
3)
Еженедельно
на
планерках
педагогов
знакомили
с
результатами
педагогического
анализа, раз в месяц в рамках методического часа со справкой по итогам контроля за
месяц.
При
этом,
педагоги
получали
рекомендации
к
своей
профессиональной
деятельности,
отмечался
и
предлагался
к
распространению
положительный
опыт
отдельных педагогов – осуществлялась работа с установкой: достижения каждого в общую
копилку успеха коллектива.
4)
Все
ежедневные
сон
часы
были
посвящены
индивидуальному
прорабатыванию
имеющееся
информации
и
полученных
рекомендаций
с
каждым
педагогом
для
возможности понять и применить ему все это в своей профессиональной деятельности.
5) Некоторым итогом работы в данном направлении выступила подготовка и проведение
педагогического
совета
по
теме:
«Возможности
развивающей
предметно
–
пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО» (Приложение 4).
На
этапе
подготовки
к
педсовету
педагогами
была
дана
консультация
о
содержательной стороне центров развития как составляющих развивающую предметно
пространственную среду ДОУ.
В
ходе
работы
педсовета
(по
результатам
тематического
контроля)
педагоги
познакомились с анализом состояния развивающей предметно – пространственной среды в
детском саду;
- так же познакомились с результатами
анкетного опроса родителей, который
проводился
с целью
определения
степени
удовлетворенности
родителей
качеством
образовательной деятельности
ДОУ и условиями, созданными педагогами группы для
развития, воспитания и обучения их детей
6) Кроме это, педагогам было предложено, работая в группах оформить проектный
дизайн развивающей предметно – пространственной среды группы для предстоящего на
том этапе модуля «Юный исследователь» Итогом данной работы явилось:
6
- у первой группы вариант общения детей разного возраста в условиях группы и
детского сада в форме «Гостевые комнаты»
- вторая группа предоставила вариант развивающей предметно – пространственной
среды, раскрывающий характеристики трансформируемость и полифункциональность
- третья группа раскрыла возможности развивающей предметно – пространственной
среды с позиции вариативности, доступности, содержательной насыщенности.
В течение всего учебного года данное направление работы
осуществлялось через
организацию смотров и конкурсов творчества педагогов,через
семейное творчество в
условиях ДОУ. А наиболее важным и ведущим компонентом данного направления всегда
выступало
использование
во
взаимодействии
с
детьми
среды
с
ее
такими
характеристиками, как "живая", побуждающая к развитию, познавательной активности, к
деятельности. То есть среду, в которой ребенок может проявить себя непосредственно, с
учетом
своих
интересов,
склонностей,
возможностей
и
при
этом
выдать
результат
деятельности, в которой он находится (Приложение 5)
Развивающаяся предметно - пространственная среда в нашем ДОУ кроме этого,
преобразовывается с началом каждого модуля (Приложение 6):
- центральный холл оформляется надписью и тематической экспозицией;
- как вариант, в первый день воспитанников и родителей могут встречать герои или
персонажи модуля, которые потом на протяжении всего периода
приходят в гости на
группы в режимные моменты, а так же на праздники и развлечения
-
на
группах
параллельно
с
действующими
центрами
развития
появляются
тематические выставки книг, игрушек, предметов и т.д.
- обновляется вся информация стендов для родителей
- стена детского творчества пополняется в течение модуля выставками рисунков,
аппликаций, поделок из пластилина и соленного теста (Приложение 7)
-
ярко
и
выразительно
насыщенно,
по
новому
преображаются
спортивный
и
музыкальный залы
- и даже в бассейне, по возможности, используются элементы тематического декора
(Приложение 8).
Создавая в нашем ДОУ развивающую предметно - пространственную среду с целью
ее
открытости,
доступности
и
информированности
родителей
воспитанников
по
результатам анкетного опроса о степени удовлетворенности работой ДОУ, было приятно
отметить, что достаточно большой процент родителей осведомлены о работе ДОУ через
наглядную
стендовую
информацию,
которая
обновляется
в
учреждении
согласно
утвержденных графиков: раз в две недели,
к началу каждого модуля или согласно
произошедших изменений.
Так как педагог и его педагогическое мастерство являются частью среды, в которой
находится ребенок, то, конечно же, большое внимание в течение всего учебного года
методическое
сопровождение
было
направлено
и
на
профессиональное
развитие
педагогов.
Для
этого
согласно
годового
плана
работы
в
ДОУ
было
проведено
для
педагогов,
учебно
-
вспомогательного
и
обслуживающего
персонала
с
целью
формирования
коллектива
в
единстве
педагогических
ценностей
и
приоритетов
(Приложение 9).
Веревочный курс
7
Цикл групповых занятий с элементами тренинга "Давайте, познакомимся и станем
понятны друг другу!"
с педагогическим коллективом проводился:
Семинар
старшего воспитателя по теме: «Совершенствование системы работы
педагога дошкольного учреждения в условиях перехода на ФГОС ДО»
А так как особый акцент методического сопровождения педагогов был сделан на
три
основных,
тесно
взаимосвязанных
и
параллельно
прорабатываемых
направлений работы, то проблемам возраста детей и учету их индивидуальных
особенностей были посвящены
Семинар – практикум педагога – психолог по теме: «Психотехнологии общения в
работе педагогов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития
детей дошкольного возраста»
Семинар с участием канд.пед.наук, доцент каф.психол. и соц.пед. КРИПК и ПРО
по теме: «Концептуальные подходы ФГОС в ДОУ». В рамках данного семинара
были
рассмотрены
и
отработаны
возможности
образовательных
областей
для
раскрытия социально – личностного потенциала ребенка на основе возрастных и
индивидуальных особенностей его развития»
Проведена
консультация
городских
специалистов
детского
невролога
и
клинического психолога по теме: «Психологические особенности развития детей
дошкольного возраста: норма и патология».
В ходе систематизации знаний, углубления понимания и отработки навыков
применения на практике профессиональных компетенций данного направления работы с
педагогами
так
же
проводились
консультации,
психологические
игры
и
упражнения,
деловые игры, проблемные ситуации большое место в которых отводилось составлению
психолого
–
педагогических
характеристик
воспитанников
и
группы
в
целом,
планированию
индивидуальной
и
подгрупповой
работы
по
результатам
имеющихся
наблюдений
и
промежуточных
итогов
профессиональной
деятельности
педагогов.
В
течение всего учебного года в ДОУ работал ПМПк, на котором заседание специалистов с
воспитателями
каждой
группы
позволило
максимально
актуализировать
имеющиеся
проблемы в адаптации и социально – личностном развитии отдельных воспитанников и
трудности в процессе формирования детских коллективов с целью социализации каждого
ребенка в среде сверстников.
Огромная роль отводится в этом направлении работы
педагогу – психологу и
психологическому
сопровождению,
которое
осуществляет
специалист
с
каждым
воспитанником,
имеющим
подобные
трудности.
В
связи
с
индивидуализацией
образовательной
деятельности
и
оказания
психологической
поддержке
детям
этой
категории
возник
образ
«Фея
цветов»
(Приложение
10).
Основная
суть
этого
образа
заключается в том, что красивая добрая волшебница приходит на помощь к каждому
8
ребенку, который оказывается в трудной для него ситуации – любом режимном моменте,
негативном психоэмоциональном состоянии. И приходит она для того, что бы успокоить,
понять причину дискомфорта, помочь принять ребенку данную ситуацию и, конечно же,
найти
из
нее
выход.
Для
этого
Фея
использует
весь
имеющейся
у
нее
арсенал
«волшебных» предметов: шляпки с цветами, шарфики разного цвета, веера, зонтик со
свистком; саквояж, в котором всегда найдется нужная вещица, что бы произошло чудо –
ребенок сам смог справиться
со своей
личностной несостоятельностью и решить те
проблемы, в которых он вдруг оказался.
Путь
индивидуализации
образовательного
процесса
сопровождался
такими
вопросами педагогического анализа и оперативного контроля на месяц, как:
-
Роль
педагога
в
организации
самостоятельной
деятельности
детей
с
учетом
индивидуальных особенностей развития воспитанников группы в рамках тематики модуля
- Наличие и содержание центров развития на группе с учетом характеристики группы
воспитанников
(подбор
детей,
их
интересы,
предпочтения,
имеющиеся
трудности
в
воспитании,
обучении
и
развитии)
Характер,
содержание,
системность
и
последовательность в планировании и осуществлении индивидуальной и подгрупповой
работы
с
детьми
на
основе
итогов
промежуточных
результатов
профессиональной
деятельности педагога
- Взаимосвязь и единство требований в работе воспитателей группы и специалистов ДОУ
через тетради взаимодействия и календарное планирование, фактическое выполнение
запланированных мероприятий
Важным моментом на данном этапе выступает требование – соответствие отражения в
календарных планах и выполнение всех рекомендаций специалистов по необходимой
индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками воспитателями группы
Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование детского
коллектива
на
основе
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
детей
дошкольного возраста» выявил имеющиеся особенности и определил задачи работы ДОУ
на летний период и следующий учебный год по социально – личностному развитию
воспитанников в детском сообществе группы и детского сада.
Третье направление методического сопровождения работы педагогов ДОУ - это разработка
и
апробация
индивидуального
маршрута
развития
воспитанника
детского
сада.
Составляющими данного маршрута являются
-
карта
индивидуального
развития
ребенка,
где
педагоги
фиксируют
результаты
педагогического
наблюдения
за
развитием
воспитанника
согласно
возрастных
норм
(целевых ориентиров);
- портфолио воспитанника, в котором отражается процесс развития ребенка с описанием
его индивидуальных особенностей.
Данная
работа
началась
в
октябре
2014
–
2015
учебного
года
с
разработки
Положения о портфолио воспитанника, издания приказов заведующего ДОУ о рабочих
группах по разработке этих двух документов.
9
Неоднократно
с
промежуточными
результатами
работы
проходили
заседания
рабочих групп, на которых осуществлялся анализ проделанной и внесение корректив для
последующей работы.
С уже готовым продуктом были познакомлены педагоги ДОУ. Разработчики этих
документов представили и дали консультацию по работе, оформлению и применению их в
профессиональной деятельности педагогов. По приказу заведующего воспитатели группы
№ 1 «Одуванчик» начали апробировать карту индивидуального развития ребенка. После
родительских
собраний,
на
которых
воспитатели
групп
объяснили
и
замотивировали
родителей принять активное участие в заполнении портфолио воспитанника, родители
всех возрастных групп охотно и с большим интересом включились в данную совместную
работу.
Начатая работа будет продолжены и систематизирована педагогическим коллективом
ДОУ в следующем учебном году.
Рефлексия работы семинара
Мы молодое учреждение и многое из того, над чем работаем мы, у Вас, уважаемые
коллеги уже имеется в копилке профессиональной компетенции педагогов. Но какие – то
из предложенных нами идей, возможно, оказались для Вас интересными. Хотелось бы
услышать от вас, уважаемые коллеги обратную связь о проделанной сегодня работе
Приложение 1
Тематические модули
Кол -
во
Название модуля
Время
проведения
01
Неделя здоровья по ПДД
17.08 – 21.08.
02
Здравствуй, детский сад
24. 08. – 04. 09.
03
Осень
07.09. – 30. 09.
04
Я и моя семья
01.10 – 16. 10.
05
Мой дом – 1 и 2 младшая группы
Мой город – средняя группа
Моя страна – старшая группа
Мой край - моя малая Родина –
подготовительная группа
19.10 – 30.10.
06
Неделя здоровья по ПБ
02.11 – 06.11.
07
Зима
День Матери (23 - 30)
09.11 – 30.11.
08
Новый Год
01.12 – 31.12.
09
Народная культура. Традиции.
11.01. – 22.01.
10
Юный исследователь
25.01 – 05. 02.
11
День Защитника Отечества
08.02 – 22.02.
12
8 Марта
24. 02 – 11.03.
10
13
Весна.
Экосистема лес:
Лес - 1 и 2 младшая группы
Луг – средняя группа
Тайга – многоэтажный дом – старшая группа
Тайга – цепи питания – подготовительная
группа
14.03 – 31.03.
14
Космос
01.04 – 08.04.
15
Общение. Я и мои друзья
11.04 –22.04.
16
День Победы
25.04 – 10.05.
17
Неделя здоровья по комплексной безопасности
11.05 – 20.05.
18
Вода и её обитатели.
Экосистема:
Река - 1 и 2 младшая группы
Болото – средняя группа
Море – старшая группа
Океан. Вода в природных явлениях –
подготовительная группа
23.05 – 31.05.
Лето
1
Неделя здоровья по ЗОЖ
01.06 – 10.06
Приложение 2
Перспективный план на 2015 – 2016 учебный год
по образовательной области «Развитие речи»
вторая младшая группа
Модуль
Организованная образовательная
деятельность
Развитие речи
Совместная
деятельность
педагога с детьми в
режимные моменты
Работа с
родителями
Тема занятия,
дата
Источник
Задачи
(Цель)
Модуль «Здравствуй, детский сад»
Занятие №1
«Кто у нас
хороший, кто у
нас пригожий».
Чтение
стихотворения
С.Черного
«Приставалка».
(В.В. Гербова
Занятия по
развитию речи
во второй
младшей
группе
1.Вызвать у детей
симпатию к
сверстникам с
помощью
рассказа
воспитателя
(игры).
Побуждать детей
к речевой
активности.
2. Развивать
коммуникативные
1.Рассказ по
сюжетным картинкам
«Дружба»;
2.Чтение и
обсуждение
стихотворения Юрий
Энтин «Про
дружбу»;
3.Песня «Барбарики–
Дружба - это не
работа»
4.Мультфильм «По
дороге с облаками»;
5.Загадки «Про
лето».
1. Папка –
передвижка
«Реализация
ООП в
условиях
ФГОС» по
теме модуля
11
24.08.15 – 04.08.15
детского сада.
Планы занятий
– 2-е изд.,
исправлено и
дополнено .-
М.:
МОЗАИКА-
Синтез, 2012.-
96с .- С.26)
способности по
отношению к
верстникам.
3. Воспитывать
культуру
поведения,
умение слушать
стихи.
6.Чтение и
заучивание потешка
«Божья коровка»,
«Радуга –дуга…»;
7.Пальчиковая игра
«Детский сад».
Предполагаемый результат: дети проявляют интерес к общению со
сверстниками,
к участию в совместных пальчиковых играх, участвуют в их обсуждении,
отвечают на вопросы по содержанию текста; проявляют эмоциональную
отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения,
исполняют их; с интересом рассматривают сюжетные картинки, отвечают
на вопросы. Отгадывают загадки, слушают потешки. Анализируют
просмотренный мультфильм.
12
Приложение 3
Создание развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
13
Приложение 4
Педагогический совет «Возможности развивающей предметно – пространственной
среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»
14
Приложение 5
«Живая», побуждающая к развитию среда
15
Приложение 6
Развивающаяся предметно - пространственная среда в холле ДОУ
16