Напоминание

"Агрессивность наших детей"


Автор: Зуйкова Олеся Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Мозаика"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: "Агрессивность наших детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Агрессивность наших детей

(материал для выступления на родительском собрании подготовила педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 10 «Мозаика» г. Брянска Зуйкова О.В.)

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как

является

инстинктивной

формой

поведения,

основной

целью

которой

является

самозащита

и

выживание

в

мире.

Но

человек,

в

отличие

от

животных,

с

возрастом

приучается

трансформировать

свои

природные

агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е.

у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессия

становится

нормой

поведения

в

современном

мире.

Агрессивные компьютерные игры, сцены убийства по телевидению, террор.

Если агрессия и не является средством защиты, то она используется как

средство

нападения,

чтобы

доказать

свою

силу,

значимость

и

без

явной

угрозы».

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние

многие

факторы,

среди

которых

можно

выделить

две

основные

группы.

Первую

из

них

составляют

внутренние

факторы,

к

которым

относят

особенности нервной системы и темперамента, личностные черты и т.п. К

другой группе относятся внешние факторы: социальное воздействие, влияние

окружающей среды и конкретной ситуации.

Наибольшее влияние на становление и закрепление агрессивного

поведения оказывает семья.

Разрушение эмоциональных связей в семье

К

повышенной

агрессивности

ребенка

может

привести

разрушение

положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком,

так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных

ссорах

и

дебошах,

жизнь

ребенка

становится

настоящим

испытанием.

Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой.

Часто

в

меру

своих

сил,

ребенок

пытается

примирить

родителей,

но

в

результате он сам может попасть под горячую руку.

В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от

нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему

людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации

в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные

реакции

детей

могут

быть

вызваны

некорректной

и

нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями со

стороны родителей, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только

гнев,

но

и

откровенную

ярость.

Неуважение

к

личности

ребенка

и

пренебрежение,

высказанное

публично,

порождает

в

нем

глубокие

и

серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Одной из причин подавляемой агрессии бывает жестокий характер матери

или отца, которые стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его

волю,

не

допуская

никакого

проявления

его

личной

инициативы

и

не

1

предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не

столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания

практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви.

Результатом

будет

агрессия,

как

завуалированный

протест

против

существующего положения вещей.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда

в

семье

ребенку

уделяется

чрезмерное

внимание,

он

становится

избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое

поведение

оборачивается

против

самих

родителей.

Если

родители

не

исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку

агрессии.

У детей вечно занятых родителей, наоборот, агрессия - это способ привлечь к

себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в

котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть

ругает, чем не обращает внимания".

"Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не

верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается,

что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную

боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется

пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение, что взрослые

совершенно не способны его понять, а значит и помочь. Вокруг ребенка

сгущается

атмосфера

одиночества,

он

чувствует

себя

напуганным

и

беспомощным. И пытается сам напасть на мир.

Отказ в праве на личную свободу

Как только ребенок начинает осознавать свое "Я", он начинает делить мир на

"своих" и "чужих", и окружающие предметы разделяются им на свои и

чужие.

Поэтому,

если

у

родителей

есть

возможность,

нужно

выделить

ребенку

отдельную

комнату

или

отгородить

его

персональный

уголок

в

общей комнате шкафом или ширмой. При этом родители не должны без

спроса

брать

вещи

ребенка,

тем

самым

нарушая

его

границы.

Многие

родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от

них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли

понравилось

бы.

Ребенку

необходима

свобода,

чтобы

он

научился

самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но ему также

нужны определенные нравственные нормы, правила и границы, чтобы он

сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

Неуверенность в собственной безопасности

Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а

ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в

собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее

нет, становится недоверчивым и подозрительным. Ребенок психологически

сжимается

в

комочек

и,

замирая

от

страха,

ждет

"удара"

от

мира.

А

результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

Недовольство собой

2

Еще одна причина агрессивности - недовольство собой, которое вызывается

отсутствием

эмоционального

поощрения

от

родителей.

Как

следствие

ребенка никто не научил любить себя. Для ребенка жизненно важно, чтобы

его любили не за что-то, а просто за сам факт существования. Если ребенок

не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И

потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Влияние продуктов питания

Агрессивность

ребенка

может

быть

обусловлена

питанием.

За

рубежом

проводились исследования, которые доказали прямопропорциональную связь

между

употреблением

чипсов,

гамбургеров,

сладкой

газированной

воды,

чрезмерного

употребления

шоколада

и

повышенной

тревожностью,

нервозностью и агрессивностью.

Социально-биологические причины

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем

девочки.

Согласно

бытующим

в

нашем

обществе

стереотипам,

особенно

укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть

грубым и агрессивным. Мальчики начинают проявлять агрессивность, чтобы

не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди

одноклассников или друзей по уличным играм.

Нередко

агрессивные

реакции

детей

бывают

обусловлены

установками,

предрассудками

и

системой

ценностей

значимых

для

них

взрослых.

Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их

положения на иерархической лестнице, от своеобразной "табели о рангах",

способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице,

гардеробщице или дворнику. Если члены семьи измеряют все количеством

денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает

мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном

пренебрежении по отношению к учителям.

Критерии агрессивности ребенка (схема наблюдения)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8.

Чувствителен,

очень

быстро

реагирует

на

различные

действия

окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в

течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8

перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков

агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Что делать с агрессией?!

3

С ребенком можно и нужно говорить о том, что такое агрессия и каковы ее

разрушительные действия, каким злым и некрасивым становится человек в

порыве

гнева.

Поэтому

важно

работать

над

собой,

управлять

и

владеть

своими

эмоциями.

Для

того,

чтобы

помочь

ребенку

избавиться

от

агрессивных форм поведения, нужно научить его выражать или выплескивать

свои эмоции.

1.

Необходимо

проявление

со

стороны

родителей

безусловной

любви

к

ребенку

в

любой

ситуации.

Нельзя

допускать

высказываний,

наподобие

следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше

любить

не

будут!".

Нельзя

оскорблять

ребенка,

обзывать

его.

Проявлять

недовольство

надо

именно

действием,

поступком,

принимая

личность

ребенка в целом.

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими

игрушками,

подарками

и

т.п.

Для

него

гораздо

важнее

и

нужнее

ваше

непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами

должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда

помнить,

что

дети

учатся

приемам

социального

взаимодействия,

прежде

всего, путем наблюдения за поведением родителей.

3.

Нельзя

подавлять

проявление

агрессии

ребенком,

это

может

нанести

серьезный

вред

его

здоровью.

Научите

его

выражать

свои

враждебные

чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или

при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Единственное, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в

том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает ребенок. Взрослый

может лишь предполагать, а знает и рассказывает сам ребенок.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками -

обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со

временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы успокоиться.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но

ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто

дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5.

Уважайте

личность

в

вашем

ребенке,

считайтесь

с

его

мнением,

воспринимайте

всерьез

его

чувства.

Ошибочным

считается

мнение

некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких

секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать

телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас

старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, то

впоследствии с ним никто не захочет общаться и дружить, и он останется в

гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите

также о неотвратимости наказания, возвращении зла и др.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной

для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для

детей младшего возраста требования могут быть более подробными.

4

8.

Не

забывайте

хвалить

ребенка

за

старательность.

Не

стоит

говорить:

"Хороший

мальчик"

или:

"Хорошая

девочка".

Дети

не

обращают

на

это

внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда

поделился со своим младшим братом. Теперь я знаю, что могу доверить тебе

уход

за

ним".

Такая

похвала

позволяет

ребенку

почувствовать

свою

значимость.

9.

Беседовать

с

ребенком

о

его

поступке

надо

без

свидетелей

(класса,

родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше

эмоциональных слов (стыдно и др.).

10.

Надо

исключить

ситуации,

провоцирующие

негативное

поведение

ребенка.

11. Система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье.

Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем

случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно

следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю.

Наказание будет иметь эффект, если ребенок понимает, что заслужил его,

кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

12.

Надо

предоставлять

возможность

ребенку

получить

эмоциональную

разрядку

в

игре,

спорте

и

т.д.

Можно

завести

специальную

"сердитую

подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может

поколотить эту подушку.

Контроль времени пребывания ребенка у компьютера/телевизора

До 3-х лет – просмотр запрещен

3 - 4-х лет – 15 мин./день

4 - 5-ти лет – 30 мин./день

5 - 7-ми лет – 1 час./день – не более 3-4-х раз в неделю

7 - 10-ти лет – не более 1,5 час./день

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: все

перечисленные способы и приемы борьбы с агрессивным поведением не

приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер.

Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению

поведения

ребенка.

Терпение

и

внимание

к

ребенку,

его

нуждам

и

потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими —

вот что поможет родителям и учителям наладить взаимоотношения с детьми

и устранить нежелательное поведение.

5



В раздел образования