Автор: Васильева Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ Тисульский Д/С № 2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: ФЭМП с элементами экспериментирования для детей старшей группы "Сказка к нам пришла"
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательного занятия по ФЭМП с
элементами экспериментирования для детей
старшей группы
«Сказка к нам пришла»
Цель:
Задачи:
Закрепить знания детей о роли воды в природе, о ее свойствах.
Закрепить понятия больше, меньше. Счет до пяти. Геометрические
фигуры.
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Активизировать словарь: снег, лед, облака, речка, сосулька и т. д.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: ведерко; карточки с рисунками (ответы на загадки); игрушка
«Колобок», прозрачные сосуды и деревянная палочка на каждого ребенка для
проведения опыта.
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов и сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята сегодня к нам в группу придёт сказочный герой, но чтобы
он пришёл нужно произнести следующие слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.
Будем вместе мы играть,
Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.
Будем дружно мы играть,
Сжимают и разжимают кулачки.
И сказку в гости будем ждать.
Поднимают руки вверх
После того как дети произнесут слова, звучит песня главного героя из сказки
«Колобок». Появляется сказочный герой Колобок. (Картинка или Игрушка)
Воспитатель. Из какой сказки к нам пришел гость? (Дети отвечают на вопрос и
приветствуют Колобка.) Какой формы колобок, цвет.
Колобок. Здравствуйте ребята. Я колобок - румяный бок. Люблю бабушку,
дедушку, слушаюсь, не убегаю, забочусь о них, стараюсь помочь всегда и
везде. Бабушка и дедушка попросили меня принести воды в ведерке. Воды я
раньше не видел и что это такое, не знаю. Объясните, пожалуйста, какая она и
где ее взять?
Воспитатель. Дети, поможем Колобку все узнать о воде?
Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Она течёт.
(Наливаем в стаканчики) Можно налить полный стаканчик и это будет много а
можно налить чуть чуть и тогда воды в стаканчике будет мало.
Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Вода может менять цвет
в зависимости от того, что в неё добавили.
Вода – безвкусная.
Вода не имеет запаха.
Воспитатель. Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит
пищу, умывается, стирает одежду и убирает свое жилище. Людям требуется
очень много воды. Кто еще не может жить без воды?
Дети (воспитатель добивается от детей развернутых ответов):
Рыбам нужна вода, они в ней живут. Картинка где много рыб и где одна)
Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.
Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут
(крокодил, кит, утки т. д.)
Воспитатель. Вспомните, ребята, о чём просил Колобок? Где можно набрать
воду Колобку? (в речке в кране, ручейке, озеро, …). А где еще бывает вода? (в
океане, море, луже…).
На столе стоят два ведра большое и маленькое. Сравнить какое больше какое
меньше.
Воспитатель. Сегодня мы узнали какими свойствами может обладать вода. А
еще я хочу показать вам какие предметы вода может удерживать на плаву, а
какие нет.
Дети подходят к столам.
Воспитатель. Сегодня мы все вместе узнаем, какие предметы вода может
удерживать на плаву, а какие нет. Посмотрите, какие предметы нам помогут
это узнать. (Закрепить геометрические фигуры)
- Итак, начнём проводить наш опыт. Попрошу вас взять в одну руку
деревянную палочку, а в другую камушек. Определите, что тяжелее.
- Как вы думаете, какой из этих предметов может остаться на плаву, а какой
пойдет на дно (ответы детей).
- Давайте проверим наши ответы, а Колобок внимательно будет за всем
наблюдать. Сначала опустите в воду камень. Что с ним произошло? (ответы
детей). А теперь опустите деревянную палочку. Она утонула или нет?
- Вода держит на плаву, какие предметы?
- А что случилось с камнем? Почему? (он тяжелый).
Воспитатель. Колобок - румяный бок, помогли ли тебе ребята?
Колобок. Да я многое узнал, спасибо вам ребята, теперь знаю, что вода и
помощница и поилица. А еще она может превращаться в разное состояние и
держать на поверхности деревянные предметы.