Напоминание

" Путешествие в мир кислот"


Автор: Ким Людмилда Викторовна
Должность: учитель химиии
Учебное заведение: Мбоу"Корниловская СОШ"
Населённый пункт: с Корнилово
Наименование материала: Разработка урока
Тема: " Путешествие в мир кислот"
Раздел: среднее образование





Назад




Межпредметная

проектная

задача

«

Путешествие

в

мир

кислот

»

Название

проектной

задачи

« Путешествие в мир кислот»

Автор

Ким Людмила Викторовна, учитель химии МБОУ

«Корниловская СОШ» Томского района

Класс

8

Тип задачи

Межпредметная одновозрастная

Цели и

педагогические

задачи

1. Систематизировать накопленные знания, акцентировать

внимание учащихся на значимости кислот в жизни человека.

2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных

группах.

3. Связать ключевые идеи курса химии «состав- строение –

свойства- применение».

4. Продолжить формирование умений проводить химические

опыты.

Знания, умения

и способы, на

которые

опирается

задача

Предметные умения:

- на практике познакомиться с химическими свойствами

кислот;

- повторение понятия кислота;

- изучение химических свойств;

- практическое применение.

Общеучебные:

- установление взаимосвязи химических знаний с бытовыми;

- осуществление межпредметной связи с биологией и

геометрией;

- работа по инструкциям.

Планируемый

педагогический

результат

1. Умения работать в малой одновозрастной группе.

2. Усвоения темы « Кислоты».

3. Усвоение химических знаний для их практического

применения.

Планируемые

результаты

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению,

готовности учащихся к самообразованию на основе

мотивации к обучению;

- формирование уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку посредством работы в группе;

- формирование коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со сверстниками через

групповую работу.

Метапредметные:

- формирование умения самостоятельно определять цели

своего обучения и развития мотива своей познавательной

деятельности через целеполагание на уроке;

- формирование умения организовать учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками посредством

групповой работы;

- формирование умения вести диалог.

Предметные:

- повторение свойств кислот;

- состав и классификация кислот;

- взаимодействие кислот с разными классами веществ

Применение.

Оборудование и

материалы

- Реактивы для проведения практической работы.

- Тексты домашних заготовок.

- Геометрические шаблоны для составления схем уравнений

реакций.

- Инструкции по ТБ

- Клей, карандаш, ручки .

- Компьютер, интерактивная доска.

- Таблица растворимости.

Конечный продукт

Составление памятки по классу «Кислоты» для дальнейшей работы по

изучению темы «Основные классы неорганических веществ». Составление

схемы по применению различных кислот для дальнейшего её использования

при изучении курса химии элементов в 9 класс. Повторить навыки работы с

реактивами. Вспомнить правила ТБ при работе с кислотами. Составление

схемы по классификации кислот.

Этапы

организационно

й

учебной

деятельности

Этапы

проектной

работы

Деятельность

организатора проектной

задачи

Деятельность

ученика

Приемы

организации

проектной работы

Мотивационный

Вступительное слово

организатора

Учитель начинает урок

следующими стихотворными

строками:

Хочу я загадку всем вам

загадать

Найдите ответ-

Легче будет понять.

Чем мы займемся на этом

уроке.

Итак .догадайтесь-ка:

Есть в каждом соке

И даже в кефире.

У каждой хозяйки

И в автомобиле

В животных. Растеньях.

Почти повсеместно

Они вокруг нас

И давно вам известны

Есть с кислородом и без

Кислорода

Ну как догадались?

Все это------------

О каких веществах идет

речь?

Слушают, думают.

В начале урока

вживаются и

отвечают на

вопрос учителя.

На слайдах

изображение

Кислот.

Операционно-

познавательный

Повторить

состав и

классификаци

ю кислот.

Сегодня на уроке мы

повторим состав кислот. Для

этого ответим на следующие

вопросы:

1. Дайте определение кислот.

2. Что такое номенклатура

кислот?

3.Какая классификация у

кислот?

Учащиеся

отвечают на

вопросы, работая в

группе.

Создают схемы

классификации

кислот для

использования их

при изучении темы

«Основные классы

неорганических

веществ».

На отдельных

листочках

составляют схемы

классификации

кислот и

приклеивают их в

тетрадь.

Приложение№1

Повторить

свойства

кислот и ТБ

при работе с

кислотами.

На каждом столе находятся

набор реактивов . Используя

их проведите практическую

работу по инструкции и

сделайте отчет и таблицу

результатов , отражающие

общие свойства кислот

Учащиеся

повторяют

инструкцию по ТБ

и изучают задание

– инструкцию по

выполнению

работы

Проводят серию

химических

опытов и по ходу

проведения

заполняют таблицу

Приложение №4

Учащиеся

распределяются по

группам и каждый

выбирает одну из

кислот:

1. Соляная;

2. Серная;

3. Фосфорная.

Учитель раздает

памятки по ТБ и

задания

-инструкции по

выполнению

работы.

Приложение№2 и

Приложение №3

Операционно-

познавательный

Проводят

анализ

практической

работы и

записывают

уравнения

реакций.

В тетрадях записывают

уравнения реакций.

Составляют схемы реакций,

используя геометрические

наборы фигур и на

отдельных листочках их

сдают учителю.

Используя

геометрические

фигуры,

составляют схемы

уравнений

реакций.

Приложение №5

Используют

наглядный

материал для

запоминания.

На последнем

этапе урока

работаем по

домашним

заготовкам

(теоретический

материал) и

составляем

схемы,

отражающие

роль кислот и

их применение.

На отдельных листочках

составьте схемы, прочитав

теоретический материал.

Учащиеся в группе

изучают

теоретический

материал и

составляют схемы

кислоты, с которой

они работали при

выполнении

практической

работы .

Рефлексивно-

оценочный

Обращает

внимание

учащихся на

план урока и

организует

рефлексию.

Мы осуществили все этапы

намеченного плана работы.

У вас на партах лежат

желтые бумажные солнышки,

синие облачка черные тучки.

Если вам сегодня на уроке

удалось вспомнить главные

вопросы химии кислот, и вы

смогли продвинуться в

своих знаниях, то поднимите

вверх солнышко. Если же

остались моменты

непонимания, то поднимите

синее облако. Если на уроке

было непонятно все, то

поднимите черную тучу.

Не забудьте сдать тетради.

По итогам всех письменных

работ вы получите оценку в

журнал.

А памятки оставьте для

дальнейшей работы.

Говорят о том, что

они достигли цели

урока.

Поднимают вверх

бумажное

солнышко, облако

или тучу.

Передают тетради.

Домашнее задание:

Приготовить отчет

по плану урока в

электронном виде.

Каждая группа

делает отчет по

своей кислоте.

Приложение №1 Состав кислот.

Учащиеся получили схему, на которой они распределили формулы кислот.

1.

Самая первая кислота, которую научился получать и использовать

человек, - уксусная кислота.

2.

Серная кислота называется «матерью всех кислот».

3.

Все кислоты кислые на вкус(Салициловая - сладкая, никотиновая -

горькая).

4.

Сначала вода, потом кислота - иначе случится беда.

5.

Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов

водорода и кислотных остатков.

HNO3 - азотная кислота

HNO2 - азотистая кислота

H2SO4 - серная кислота

H2SO3 - сернистая кислота

H2CO3 - угольная кислота

H2SiO3 - кремниевая кислота

H3PO4 - фосфорная кислота

Задание: Напишите примеры кислот

1. По наличию водорода:

2. По наличию кислорода:

Приложение №2 Работа по изучению химических свойств кислот.

Каждая группа выбрала себе одну из предложенных кислот:

1 группа - соляная кислота

2 группа - серная кислота

3 группа - фосфорная кислота

На каждый стол выдается инструкция по ТБ ,

Правила техники безопасности

(инструкция)

При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила

техники безопасности:

1.

Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в

инструкции.

2.

Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3.

Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не

закрывать ее отверстие пальцем.

4.

При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется

большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную

кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную

кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то

часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения.

Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.

Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую

на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим

количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Приложение № 3

Задания- инструкции по выполнению работы( выдается каждой группе)

1. В пробирку с порошкообразным магнием аккуратно добавь несколько капель

кислоты. Наблюдай происходящее явление, напиши уравнение реакции и

заполни таблицу. Какой газ при этом выделяется? О чем это свидетельствует?

2. В пробирку с оксидом меди аккуратно добавь несколько капель кислоты.

Наблюдай происходящее явление, напиши уравнение реакции и заполни

таблицу.

3. В пробирку с гидроксидом калия аккуратно добавь несколько капель

фенолфталеина. Наблюдай появление малиновой окраски, затем в эту же

пробирку добавь несколько капель кислоты до исчезновения окраски. Наблюдай

происходящее явление, напиши уравнение реакции и заполни таблицу.

4. В пробирку налей аккуратно несколько миллилитров карбоната натрия и

затем туда же добавь несколько капель кислоты. Наблюдай происходящее

явление, напиши уравнение реакции и заполни таблицу.

5. Сделай общий вывод.

Приложение №4

Результаты изучения химических свойств кислот

Название

опыта

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнение

реакции

Вывод

Приложение № 5

Задание: Составить схему химических свойств кислот , используя

геометрические фигуры.

1. Кислота + Металл = Водород + Соль

2. Кислота + Оксид металла = Соль + Вода

3. Кислота + Основание = Соль + Вода

4. Кислота + Соль = Новая соль + Новая кислота

1.

+

=

2.

+

=

3.

+

=

4.

+

=

Применение кислот:

Фармацевтическая промышленность (изготовление лекарств);

Парфюмерная промышленность (косметические средства);

Пищевая промышленность (маргарины, пищевые добавки);

Военная промышленность (взрывчатые вещества);

Лёгкая промышленность (красители, волокна, искусственная кожа);

Химическая промышленность (лаки, краски, эмали, пластмассы,

растворители);

Сельскохозяйственная промышленность (соли кислот растворяются

удобрениями).

Список использованной литературы

1. "Концептуальные методологические основания новых образовательных

стандартов" лекция Прищепа Т.А.

2. "Современные психолого-педагогические подходы сопровождения процессов

развития одаренности" лекция ПрищепаТ.А.

3. "Групповое взаимодействие как эффективная форма организации

образовательного процесса" лекция Путинцева Е.В.

4. "Кислоты-основания" Б.В Мартышева, Москва « Просвещение».

5. "Занимательная химия" Л.Ю. Апикберова, Москва « АСТ-Пресс».

6. "Технология личностно-ориентированного обучения" Е. П. Петрова.

7. "Химические свойства кислот и их роль в жизни человека" Бочаров А. Н.

8. Модель учебного занятия "Изучение химических свойств кислот" В.А.

Демидова.

9. Федеральный образовательный стандарт основного и среднего образования.

10. "Современные педагогические технологии" Гусарева Е. 2008г .

11. Журнал "Химия".



В раздел образования