Автор: Ченпалова Елена Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "ДМШ №8"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы преодоления сценического волнения учащихся фортепианного отделения музыкальной школы".
Раздел: дополнительное образование
Ченпалова Е.В.,
Преподаватель высшей категории
МБУДО г.Казани «ДМШ №8»
Методы преодоления сценического волнения учащихся
фортепианного отделения музыкальной школы.
Участвуя на обсуждении преподавателями зачетного или экзаменационного
выступления учащегося, приходится слышать следующую фразу: «Он ничего не
сделал из того, что я ему сказала!!! Весь текст рассыпался!». Как правило, это
говорят педагоги, которые сами очень давно не выходили на сцену. И объяснить,
что ребенку бывает сложно принять груз ответственности в форме бесчисленных
мелких
рекомендаций,
которые,
педагог
непременно
просит
выполнить.
Как
следствие, текст рассыпался, потерялся. Безусловно, работа в классе требует и
детальной шлифовки каждого мотива, и дифференциации голосов, и еще многого,
в результате чего произведение может заиграть всеми красками. Но, к сожалению,
вынести все это на сцену начинающий музыкант не может, поскольку еще учится
держать
в
голове
несколько
задач
и
уметь
управлять
одновременно
их
реализацией. Со временем многие умственные процессы, происходящие в голове
пианиста,
автоматизируются,
и
тогда
уже
моно
ставить
новые
и
новые
исполнительские
задачи.
Но
на
начальном
этапе
они
должны
выдаваться
дозированно, чтобы оставалась возможность окрасить исполнение эмоционально.
Педагог
часто
нетерпелив,
и
в
этом
ошибка,
итогом
которой
является
несостоявшееся выступление на зачете или концерт.
Психологический комфорт ребенка перед выходом на сцену крайне важен.
Это необходимое условие удачного выступления. Ученик должен быть уверен в
том, что у него все получается., а если даже и не получится, ругать его за это не
будут. И все же, первое исполнение на публике бывает, как правило, провальным.
Даже
если
слушает
мама,
сестра
или
подруга
по
классу.
Потому
что
психологические процессы, происходящие при работе над произведением, и то,
что овладевает человеком, когда требуется сыграть программу целиком, имеют
разную природу. Волнение, потеря ориентации, сумбур накатывают внезапно.
Теряется
управление,
память
подводит,
в
действиях
присутствует
хаос.
Все
потому, что ранее не было настроенности на исполнение, был настрой просто
проиграть произведение, отрепетировать его, повторить.
Как же настроиться на выход на сцену? Чтобы быть уверенным на сто
процентов, что все задумки состоятся, сто не будет сбивок, потерь текста, что не
будут дрожать пальцы, что голова будет управлять руками?
Задача
педагога
–
не
оставить
ребенка
наедине
с
этими
сложными
эмоциональными проблемами, а подготовить к ним.
Выход
на
сцену
просто
необходимо
тренировать.
Сначала
это
просьба
«сыграть для мамы», можно поставить запись во время исполнения программы,
потом дать ребенку ее послушать. Также очень полезно сменить комфортную
обстановку – сыграть программу в другом кабинете, на другом пианино, затем
выбраться в зал.
Сигналом к нужному настрою могут послужить слова: «А сейчас сыграем
как на зачете!».
А.Баренбойм
рассказывает
как
один
из
видных
советских
пианистов
репетирует новую программу, с которой ему предстоит вскоре выступать: «То, что
он делает, со стороны может показаться детской забавой…Он выходит из другой
комнаты
(«артистической»)
к
роялю,
представляет
себе,
что
находится
в
концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу».
Многие
музыканты
считают,
что
работу
над
произведением
нельзя
считать
законченной, если оно не было исполнено публично несколько раз.
Одним из направлением работы в плане подготовки детей к концертным
выступлениям может стать, например, «Детская филармония». В нашей школе
этот
проект
существует
4
года,
и
за
это
время
юные
участники
«Детской
филармонии»
стали
лауреатами
всероссийских
и
международных
конкурсов.
Аудитория
слушателей
на
концертах
«Детской
филармонии»
-
воспитанники
детских садов, учащиеся общеобразовательных школ.
Каждый раз перед ответственным выступлением учащиеся проходят через
«Детскую
филармонию».
Выходит
первое
волнение,
обнаруживаются
слабые
места, которые нужно подучить и почистить. И приходит понимание того, что на
сцене
надо
играть
ярко,
выпукло.
Иначе
внимание
слушателя
рассеивается,
начинается шуршание или даже разговоры в зале. Вот что по этому поводу
говорить
Ю.И.Янкелевич:
«Для
комнаты
хороша
маленькая
картина,
но
на
площади нужен плакат. Чтобы увлечь, заинтересовать аудиторию своим замыслом
надо четко представить себе, какое впечатление вы хотите произвести.»
Очень
важно
научить
юного
музыканта
справляться
со
сценическим
волнением как можно в более раннем возрасте, чтобы не сформировался рефлекс
«страха перед сценой».
Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» вспоминает, как
волновались перед концертами такие знаменитые артисты, как А.Рубинштейн,
Л.Годовский, и другие. А.Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением
было свойственно большинству великих артистов. Как о редчайшем исключении
из этого правила говорит об И.Гофмане, который совершенно не волновался перед
концертом. Тем не менее великие пианисты научились управлять этим волнением.
Без него исполнение было бы сухим, публика необыкновенно воодушевляет и
наполняет.
Как педагог, считаю крайне важным умение самому продемонстрировать
перед учеником владение собой на сцене.
Во-
первых,
это
поднимает
авторитет
преподавателя.
Во-вторых,
после
такого преподаватель уже не скажет: «Ученик ничего не сделал из того, что было
задумано».
Поскольку
начнет
понимать
изнутри,
что
для
реализации
всех
исполнительских
установок
недостаточно
их
озвучивания
–
необходимо
тренировать эти умения в различных ситуациях, различных обстановках, при
разной публике, на разных инструментах. Мы называем это «обыгрыванием», и
чем больше «обыгрываний», тем выше результат.
Кроме
психологического
зажима,
боязни
сцены,
существует
еще
и
физический, мышечный зажим, когда пальцы перестают слушаться, подушечка
теряет чувствительность, поднимаются плечи, уходит ощущение естественного
веса руки. Тут может помочь глубокое дыхание - оно помогает снять мышечный
спазм.
Высказывание
К.Станиславского
помогают
шире
взглянуть
на
вопрос
о
мышечных фиксациях: «Пока существует физическое напряжение, не может быть
и речи о правильном чувствовании и о нормальной душевой жизни роли». То же
самое применимо и к пианизму – невозможно достичь тонкости звукоизвлечения
и
технической
состоятельности
при
физиологическом
зажиме.
Поэтому
управление своим телом, осмысление функций каждого звена пианистического
аппарата является необходимым этапом подготовки к сценическому выступлению.
Еще
один
момент
психологического
характера:
в
отличие
от
других
инструменталистов,
пианист
на
сцене
совершено
один,
без
концертмейстера,
который,
несомненно,
осуществляет
ощутимую
поддержку
юному
скрипачу,
флейтисту
и
т.д.
Требуется
и
воля,
и
умение
слышать
себя
в
большом
пространстве сцены, и смелость, и яркая сценическая харизма, чтобы привлечь
внимание слушателей. Все это приходит с исполнительским опытом, и его должно
быть много. Иначе советы преподавателя так и останутся невыполненными.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что страх перед сценой – не
диагноз, его вполне можно преодолеть при желании ученика и мудрости педагога.
Иногда приезжаю в Москву, чтобы послушать детей из ЦМШ – их концерты в
Малом, Рахманиновском залах Московской консерватории проходят регулярно, в
ученических целях. Потому что невозможно справиться с волнением, не имея
возможности регулярно его преодолевать.
Список использованной литературы:
1.
Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. М., 1961.
2.
Баренбойм
Л.
Вопросы
фортепианной
педагогики
и
исполнительства.
Л.1969.
3.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.1987.
4.
Станиславский К. Работа актера над собой. М. 1938.
5.
Ильин Е.П. Характеристика различных эмоций.