Автор: Ким Людмила Викторовна
Должность: учитель химиии
Учебное заведение: Мбоу"Корниловская СОШ"
Населённый пункт: с Корнилово
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по химии " Решение олимпиадных задач"
Тема: Решение олимпиадных задач
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей
естественнонаучного
цикла
протокол № ____
от « __» __________ 2016 г.
Руководитель МО
_________Н.Б.Толкачева
СОГЛАСОВАНО
решением
педагогического
совета
МБОУ
«Корниловская
СОШ» Томского района
протокол № ______
от «__» ___________ 2016 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом № _____
от «___»_________ 2016 г
директор
МБОУ «Корниловская СОШ»»
Томского района
_____________________
(Горобец ИС)
Рабочая программа
по химии
«Решение олимпиадных задач»
(внеурочная деятельность)
для обучающихся 8 класса
составила:
учитель химии
Ким Людмила Викторовна
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала
должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В
школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структурe
урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может
привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе,
технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной
стороны химических процессов.
Решение
задач
содействует
конкретизации
и
упрочению
знаний,
развивает
навыки
самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов,
теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет
устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение
мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи
является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины
усвоения ими учебного материала.
Сроки
реализации
программы. Данный
курс
по
выбору
является
углубленным
и
предназначен
для
8–9-х
классов.
Курс
служит
для
подготовки
учащихся
не
только
к
олимпиадам различного уровня и к ОГЭ, но и является базой для дальнейшего продолжения
образования в профильном биолого-химическом или химико - биологическом классах в
старшей школе.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по
химии
путем
решения
разнообразных
задач
повышенного
уровня
сложности,
соответствующие
требованиям
устных
и
письменных
экзаменов
по
химии.
Основным
требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чѐткость
формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений
практического характера.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к
изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при
решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического
мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей,
трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.
Результаты освоения курса
Личностными результатами являются следующие умения:
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
составлять различные виды планов для решения задач;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных
параметров системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин,
необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и
не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то
же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята
владели
важнейшими
вычислительными
навыками,
алгоритмами
решения
типовых
химических
задач,
умели
применять
при
решении
задач
важнейшие
физические
и
химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7
класса.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В
качестве
дополнительных
форм
организации
образовательного
процесса
используется
система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий.
Для контроля уровня достижений учащихся используются виды и формы контроля:
отчеты по решенным задачам,
дифференцированное
тестирование,
конкурс,
самостоятельная
работа,
защита
авторских
задач.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№
Наименование тем
Всего часов
п/п
1.
Основные законы и понятия химии
5
2.
Количественные соотношения в газах
5
3.
Количественные соотношения в растворах
6
4.
Задачи на уравнениях реакций
10
5.
Решение олимпиадных задач 8
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию
расчетных
задач,
использовать
дифференцированный
подход
и
разноуровневые
контрольные работы. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по
образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать
условия
и
возможные
пути
решения.
Несомненно,
представленный
элективный
курс
можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,
интенсификации
учебной
деятельности
следует
обращаться
к
современным
образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология
развития критического мышления). Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы
ребята
могли
научиться
не
только
великолепно
решать
задачи
разных
типов,
но
и
самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала,
информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Тематическое планирование
Кол-во
Дата
часов
№
Основное содержание
Основные понятия
УУД
Формы
№
п/п
контроля
п/теме
Основные законы и понятия химии (5 часов)
1
1
Решение
задач
на
Формировать
умение:
нахождение массовых
допей
массовая
долярешать расчетные задачи по
элементов в веществе.
элементов в веществе
образцу
и
аналогии, в
сходной ситуации,
а также
Задачи
на
нахождениеосновные химические
в новой ситуации;
2
2
неизвестного
индекса
поформулы
дляумение
быстро
и
четко
данным массовой доли одного
решения
расчѐтных
формулировать свои мысли,
из элементов в веществе
задач
применять знания в сходной
3
3
Задачи
на
нахождение
ситуации, применять знания
молекулярных
мольная
доляв новой ситуации, логически
формул
неорганических
вещества в смеси
рассуждать;
Отчеты
по
веществ по данным массовых
выбирать
более
решенным
долей элементов.
объѐмная доля газов
рациональный
способ
задачам
решения задач;
4
4
Задачи
с
пользоваться
ПСХЭ
использованием
количества
Д.И.Менделеева
для
вещества
при
нахождении
получения
информации
о
объѐма газов, числа молекул и
химическом
элементе,
массы вещества
применять химический язык
для
описания
уравнений
5
Нахождение
мольной
доли
химических реакций.
5
вещества в смеси
Нахождение
объѐмной
доли
компонентов в смеси газов
Количественные соотношения в газах (5 часов)
абсолютная
иФормировать
умение:
относительная
производить
расчеты
с
плотности газов
использованием
газовых
Задачи
с
использованием
законов;
умение
применять
6-7
1-2
газовые
законыгазовые
законы
для
плотности
и
относительной
(законы
Бойля
–решения
задач по аналогии
плотности газов.
Мариотта
и
Гей–
или
в
сходной ситуации;
Задачи
на
газовые законы
Люссака и
уравнение
умение
производить
8-9-10
3-
4-5
Клапейрона–
простейшие
расчеты
с
(законы Бойля –
Мариотта и
Отчеты
по
Менделеева).
использованием
газовых
Гей– Люссака и
уравнение
решенным
закон
Авогадро изаконов;
умение
применять
Клапейрона–Менделеева).
задачам
следствия из закона
газовые
законы
для
5
Вычисления
с
решения
задач
по
уравнению
реакции
по
5
использованием
закона
аналогии
или
в
сходной
Авогадро
и
следствий из
ситуации;
рассчитывать
закона.
относительную
плотность
газов;
работать
с
дополнительной
литературой.
Количественные соотношения в растворах (6 часов)
11-12
1-
2
Задачи
на
нахождение
массовая
доляФормировать
умение:
растворѐнных
рассчитывать
массовую
массовых долей растворѐнных
веществ в растворах
долю р.в. и массу вещества
веществ в растворах
молярная
в растворе, решать задачи по
13-14
34
Задачи
на
нахождение
концентрация
образцу
и
аналогии,
в
растворов
сходной ситуации, а также
молярной
концентрации
кристаллогидраты
в новой ситуации;
растворов
Отчеты
по
рассчитывать
молярную
решенным
15
5
концентрацию.
Задачи
на использование
в
задачам
качестве
растворѐнного
Самостоятельная
вещества кристаллогидратов
работа
16
6
Задачи на концентрирование,
разбавление и
смешивание
растворов
веществ,
между
которыми
не
происходят
реакции
Задачи на уравнениях реакций (10 часов)
17-18
1-
2
Задачи на уравнениях реакций
содержание примеси
Формировать
умение:
записывать
уравнения
Задачи
на
уравненияхпрактический
выходхимических реакций;
реакций, когда одно из
продукта
производить
расчѐты
по
реагирующих
веществ
параллельным
и
содержит примеси
избыток и недостаток
последовательным
реагирующих
уравнениям хим. реакций;
19-20
3-
4
Задачи на уравнениях реакций
веществ
решать задачи на избыток и
с указанием
практического
недостаток,
по
выхода реакции
термохимические
термохимическим
уравнения
уравнениям;
задач
на
Задачи
на
избыток
и
примесь
и
практический
недостаток
выход.
Отчеты
по
21-22
5-6
Смешанные задачи
решенным
задачам
Задачи
на
термохимических
уравнениях
Задачи на
последовательных
превращениях
23-24
7-
8
Задачи
на
уравнениях
реакций,
происходящих
в
растворах.
Задачи
на
параллельных
25-26
9-10
реакциях
Решение олимпиадных задач 8 класса (8 часов)
27-28
1-2
Решение
олимпиадных
задач
Формировать умение:
решать задачи повышенного
Отчеты
по
и олимпиадного уровня.
решенным
задачам
29-30-31
3-4-5
Избранные
олимпиадных
задач предыдущих лет
32-34
6-
8
Школьная
олимпиада
по
Конкурс
химии
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.
Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.
Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
4. Н.А. Шириков, О.И. Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ: Русь; 2008
5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.
Шириков, О.И . Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и
абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998
8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в
вузы. М.: Дрофа, 1999
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:
Новая волна, 1996.
10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону:
Издательство «Феникс», 2004.