Напоминание

Решение олимпиадных задач


Автор: Ким Людмила Викторовна
Должность: учитель химиии
Учебное заведение: Мбоу"Корниловская СОШ"
Населённый пункт: с Корнилово
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по химии " Решение олимпиадных задач"
Тема: Решение олимпиадных задач
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей

естественнонаучного

цикла

протокол № ____

от « __» __________ 2016 г.

Руководитель МО

_________Н.Б.Толкачева

СОГЛАСОВАНО

решением

педагогического

совета

МБОУ

«Корниловская

СОШ» Томского района

протокол № ______

от «__» ___________ 2016 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом № _____

от «___»_________ 2016 г

директор

МБОУ «Корниловская СОШ»»

Томского района

_____________________

(Горобец ИС)

Рабочая программа

по химии

«Решение олимпиадных задач»

(внеурочная деятельность)

для обучающихся 8 класса

составила:

учитель химии

Ким Людмила Викторовна

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из

приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение

учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала

должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В

школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структурe

урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может

привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе,

технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной

стороны химических процессов.

Решение

задач

содействует

конкретизации

и

упрочению

знаний,

развивает

навыки

самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов,

теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет

устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение

мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи

является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины

усвоения ими учебного материала.

Сроки

реализации

программы. Данный

курс

по

выбору

является

углубленным

и

предназначен

для

8–9-х

классов.

Курс

служит

для

подготовки

учащихся

не

только

к

олимпиадам различного уровня и к ОГЭ, но и является базой для дальнейшего продолжения

образования в профильном биолого-химическом или химико - биологическом классах в

старшей школе.

Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по

химии

путем

решения

разнообразных

задач

повышенного

уровня

сложности,

соответствующие

требованиям

устных

и

письменных

экзаменов

по

химии.

Основным

требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чѐткость

формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений

практического характера.

Главным назначением данного курса является:

– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к

изучению химии;

– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при

решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического

мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи курса:

– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

– развитие навыков самостоятельной работы;

– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей,

трудолюбия и добросовестности;

– развитие учебно-коммуникативных умений.

– формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

– использование знаний по математике, физике, биологии;

– составление авторских задач и их решение;

– использование местного материала для составления условий задач.

Результаты освоения курса

Личностными результатами являются следующие умения:

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных

действий (УУД)

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять

цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

составлять различные виды планов для решения задач;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

– способы решения различных типов усложненных задач;

– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

– стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

– решать задачи повышенной сложности различных типов;

– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных

параметров системы, описанной в задаче;

– работать самостоятельно и в группе;

– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

– владеть химической терминологией;

– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин,

необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и

не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то

же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята

владели

важнейшими

вычислительными

навыками,

алгоритмами

решения

типовых

химических

задач,

умели

применять

при

решении

задач

важнейшие

физические

и

химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7

класса.

Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В

качестве

дополнительных

форм

организации

образовательного

процесса

используется

система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа

учащихся с использованием современных информационных технологий.

Для контроля уровня достижений учащихся используются виды и формы контроля:

отчеты по решенным задачам,

дифференцированное

тестирование,

конкурс,

самостоятельная

работа,

защита

авторских

задач.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план

Наименование тем

Всего часов

п/п

1.

Основные законы и понятия химии

5

2.

Количественные соотношения в газах

5

3.

Количественные соотношения в растворах

6

4.

Задачи на уравнениях реакций

10

5.

Решение олимпиадных задач 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию

расчетных

задач,

использовать

дифференцированный

подход

и

разноуровневые

контрольные работы. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по

образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать

условия

и

возможные

пути

решения.

Несомненно,

представленный

элективный

курс

можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,

интенсификации

учебной

деятельности

следует

обращаться

к

современным

образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология

развития критического мышления). Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы

ребята

могли

научиться

не

только

великолепно

решать

задачи

разных

типов,

но

и

самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала,

информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).

Тематическое планирование

Кол-во

Дата

часов

Основное содержание

Основные понятия

УУД

Формы

п/п

контроля

п/теме

Основные законы и понятия химии (5 часов)

1

1

Решение

задач

на

Формировать

умение:

нахождение массовых

допей

массовая

долярешать расчетные задачи по

элементов в веществе.

элементов в веществе

образцу

и

аналогии, в

сходной ситуации,

а также

Задачи

на

нахождениеосновные химические

в новой ситуации;

2

2

неизвестного

индекса

поформулы

дляумение

быстро

и

четко

данным массовой доли одного

решения

расчѐтных

формулировать свои мысли,

из элементов в веществе

задач

применять знания в сходной

3

3

Задачи

на

нахождение

ситуации, применять знания

молекулярных

мольная

доляв новой ситуации, логически

формул

неорганических

вещества в смеси

рассуждать;

Отчеты

по

веществ по данным массовых

выбирать

более

решенным

долей элементов.

объѐмная доля газов

рациональный

способ

задачам

решения задач;

4

4

Задачи

с

пользоваться

ПСХЭ

использованием

количества

Д.И.Менделеева

для

вещества

при

нахождении

получения

информации

о

объѐма газов, числа молекул и

химическом

элементе,

массы вещества

применять химический язык

для

описания

уравнений

5

Нахождение

мольной

доли

химических реакций.

5

вещества в смеси

Нахождение

объѐмной

доли

компонентов в смеси газов

Количественные соотношения в газах (5 часов)

абсолютная

иФормировать

умение:

относительная

производить

расчеты

с

плотности газов

использованием

газовых

Задачи

с

использованием

законов;

умение

применять

6-7

1-2

газовые

законыгазовые

законы

для

плотности

и

относительной

(законы

Бойля

–решения

задач по аналогии

плотности газов.

Мариотта

и

Гей–

или

в

сходной ситуации;

Задачи

на

газовые законы

Люссака и

уравнение

умение

производить

8-9-10

3-

4-5

Клапейрона–

простейшие

расчеты

с

(законы Бойля –

Мариотта и

Отчеты

по

Менделеева).

использованием

газовых

Гей– Люссака и

уравнение

решенным

закон

Авогадро изаконов;

умение

применять

Клапейрона–Менделеева).

задачам

следствия из закона

газовые

законы

для

5

Вычисления

с

решения

задач

по

уравнению

реакции

по

5

использованием

закона

аналогии

или

в

сходной

Авогадро

и

следствий из

ситуации;

рассчитывать

закона.

относительную

плотность

газов;

работать

с

дополнительной

литературой.

Количественные соотношения в растворах (6 часов)

11-12

1-

2

Задачи

на

нахождение

массовая

доляФормировать

умение:

растворѐнных

рассчитывать

массовую

массовых долей растворѐнных

веществ в растворах

долю р.в. и массу вещества

веществ в растворах

молярная

в растворе, решать задачи по

13-14

34

Задачи

на

нахождение

концентрация

образцу

и

аналогии,

в

растворов

сходной ситуации, а также

молярной

концентрации

кристаллогидраты

в новой ситуации;

растворов

Отчеты

по

рассчитывать

молярную

решенным

15

5

концентрацию.

Задачи

на использование

в

задачам

качестве

растворѐнного

Самостоятельная

вещества кристаллогидратов

работа

16

6

Задачи на концентрирование,

разбавление и

смешивание

растворов

веществ,

между

которыми

не

происходят

реакции

Задачи на уравнениях реакций (10 часов)

17-18

1-

2

Задачи на уравнениях реакций

содержание примеси

Формировать

умение:

записывать

уравнения

Задачи

на

уравненияхпрактический

выходхимических реакций;

реакций, когда одно из

продукта

производить

расчѐты

по

реагирующих

веществ

параллельным

и

содержит примеси

избыток и недостаток

последовательным

реагирующих

уравнениям хим. реакций;

19-20

3-

4

Задачи на уравнениях реакций

веществ

решать задачи на избыток и

с указанием

практического

недостаток,

по

выхода реакции

термохимические

термохимическим

уравнения

уравнениям;

задач

на

Задачи

на

избыток

и

примесь

и

практический

недостаток

выход.

Отчеты

по

21-22

5-6

Смешанные задачи

решенным

задачам

Задачи

на

термохимических

уравнениях

Задачи на

последовательных

превращениях

23-24

7-

8

Задачи

на

уравнениях

реакций,

происходящих

в

растворах.

Задачи

на

параллельных

25-26

9-10

реакциях

Решение олимпиадных задач 8 класса (8 часов)

27-28

1-2

Решение

олимпиадных

задач

Формировать умение:

решать задачи повышенного

Отчеты

по

и олимпиадного уровня.

решенным

задачам

29-30-31

3-4-5

Избранные

олимпиадных

задач предыдущих лет

32-34

6-

8

Школьная

олимпиада

по

Конкурс

химии

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.

2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.

Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.

3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.

4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е.

Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.

4. Н.А. Шириков, О.И. Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ: Русь; 2008

5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.

Шириков, О.И . Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)

6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001

7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и

абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998

8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в

вузы. М.: Дрофа, 1999

9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:

Новая волна, 1996.

10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону:

Издательство «Феникс», 2004.



В раздел образования