Автор: Лапина Тамара Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Школа с. Аксарка
Населённый пункт: Аксарка
Наименование материала: Разработка урока, справочные материалы, презентация
Тема: Социальная инфраструктура.
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
Тема
урока:
Социальная
инфраструктура.
Научный
комплекс.
Проблемы и перспективы развития комплекса.
Цели урока:
Образовательные:
выявлять какие отрасли относятся к непроизводственной сфере;
показать состав сферы
обслуживания, науки и их географию.
Развивающиеся:
продолжить
развитие
умения
выделять
главное
при
работе
с
учебником, презентациями;
развивать
умения
анализировать
разные
источники
географической
информации;
развивать умение обобщать полученные результаты;
стимулировать любознательность.
Воспитательные:
формировать личную жизненную позицию.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
у ч е б н и к География
России.
Природа.
Население.
В.Б.Пятунин
,
Е.А.Таможняя ,
мультимедийный
учебник
для
уроков
географии,
презентации.
Справочный
материал.
Приложение
к
практической
работе.
Компьютер
(ноутбук)
на
каждую
группу,
мультимедийный проектор.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная
компетенция: развитие
умений
анализировать,
обобщать материал
информационная
компетенция: развитие умения анализировать и отбирать
необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения
пользоваться учебниками, дополнительной литературой для поиска учебной
информации;
коммуникативная
компетенция: развитие
умений
вести
беседу,
доносить
материал до своих сверстников, задавать вопросы.
Формы
организации
работы
детей:
групповая
(просмотр
презентации,
практическая работа). Индивидуальная (заполнение таблицы). Проблемное
обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой
обучающихся,
вводит
детей
в
тему
урока,
обобщает
ранее
полученные
знания, организует беседу по слайдам анализирует и дополняет ответы детей,
создает проблемные ситуации.
Компьютерная презентация к уроку позволяет обучающимся:
1.
Получить знания о социальной инфраструктуре, об отраслях, проблемах и
перспективах комплекса.
2.
Проконтролировать свои знания.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок географии.
Слайд 1. Взгляните на фотографии и ответьте, какой комплекс мы изучаем?
Слайд 2. К какому сектору экономики комплекс относится?
Слайд 3. Что такое инфраструктура?
Слайд 4. На какие сферы подразделяют инфраструктурный комплекс, какие
отрасли в них входят?
Учитель: Как называется тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. А
как ,по-вашему, какие цели нужно поставить, чтобы усвоить материал?
Слайд 6. Тема урока
Записываем в тетрадях тему урока
Слайд 6. Цели урока.
Учитель:
Слайд
7. Непроизводственная
сфера
состоит
из
отраслей
непосредственно
обслуживающих
население
(сфера
обслуживания) и отраслей обеспечивающих существование
государства и общества в целом (управление, наука, охрана
правопорядка)
Слайд 8. Вопросы классу: Как вы понимаете, что такое обслуживание?
Что такое услуга?
Слайд 9. Запись и отработка понятий.
Учитель:
Слайд
10.
Сфера
обслуживания
–
одна
из
важнейших
сфер
современного
хозяйства,
определяющих
качество жизни населения. Она имеет сложный
состав
и
напрямую
связана
с
уровнем
экономического
развития
государства
и
личными доходами граждан.
Откройте
учебник стр.121, таблица 24
Задание. Слайды 11-19. Используя, таблицу назовите отрасли третичного
сектора экономики и назовите предприятия, учреждения, которые относятся
к этим отраслям.
Учитель: Слайд 20,21.
Какие услуги, связаны с производственной сферой?
Задание. Слайды 22-25. Используя, таблицу назовите отрасли четвертичного
сектора экономики и назовите предприятия, учреждения, которые относятся
к этим отраслям.
Слайд 26. Итог работы с таблицей.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми отраслями и выслушаем
представителей
от
отраслей.
Слово
предоставляется
представителю
жилищно-коммунального хозяйства (подготовленный ученик), презентация
«Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», учебник
стр. 122, таблица 25.
Итог: назовите проблемы этой отрасли.
Слово
предоставляется
представителю
отрасли
«Туризм
и
рекреация»
(подготовленный ученик), презентация «Туризм и рекреация»
Итог: назовите проблемы этой отрасли.
Слово
предоставляется
представителю
отрасли
«Наука»
(подготовленный
ученик), презентация «Наука». Учебник стр. 125, рис.71, стр.126, рис.72
Учитель: Ребята, как вы увидели в сфере обслуживания много разных
профессий:
это
врачи,
учителя,
воспитатели,
продавцы
и
другие
расширение
сферы
услуг
предоставляет
большие
возможности
для
обеспечения
занятости
населения,
что
особенно
важно
для
регионов,
испытывающих экономические трудности.
Слайд
27. И так подводим итоги по изученному материалу (выслушать
высказывания обучающихся)
Учитель: Слайд 28,29. Выполняем практическую работу №10,
используя, справочник Приуральского района и справочный материал
(на рабочем столе ноутбука), заполните таблицу и сделайте вывод об
обеспеченности разными услугами населения с. Аксарка.
Обучающиеся работают в парах.
Учитель: Слайд 30.Сделайте вывод о проделанной работе.
Домашнее задание. Слайд 31
Рефлексия: подошёл к концу наш урок. Что показалось трудно на уроке?
Чем вы можете поделиться со своими друзьями, одноклассниками по теме
урока.
Спасибо всем за урок! Слайд 32.
За урок все обучающиеся получают оценку (за практическую работу).
Некоторые получают еще одну оценку за устные ответы.