Автор: Захарова Мария Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Творческий проект по математике- сборник заданий
Тема: "Алиса в стране загадочной математики"
Раздел: среднее образование
Брянская городская администрация
Управление образования
Брянский городской информационно-методический центр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №53 г. Брянска»
Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений
г. Брянска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Журнал «
Алиса в стране загадочной математики
»
Математика, литература
Выполнили: ученицы 6а класса
Антоненкова Екатерина и Ерохи-
на Элина.
Руководитель: учитель математи-
ки Захарова Мария Николаевна.
Брянск 2015
1
I. Паспорт проектной работы
1.
Аннотация
Одной из главных задач при изучении математики является привитие
интереса к предмету, умение видеть задачи по математике в повседневной
жизни. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для
учеников
в
скучное
и
однообразное
занятие.
Важнейшим
средством
формирования познавательного интереса младших школьников на уроках
математики
являются
занимательные
задания.
Особенно
интересны
для
учащихся 3-х, 4-х классов сказки, старинные истории, математические фокусы.
Благодаря народному творчеству, происходит сближение детей с понятием чисел
и форм. Занимательная математика связана с литературой, историей, биологией,
физикой и другими науками. Сказки и занимательные истории, написанные и
проиллюстрированные
учащимися,
помогают
заинтересовать
младших
школьников, вырабатывать у них наблюдательность, трудолюбие, способствует
развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления,
творческих способностей.
Творческий проект «Алиса в стране занимательной математики »
является первой самостоятельной работой учащихся 6 класса МБОУ СОШ
№53. Данный проект ориентирован на создание журнала «Алиса в стране
загадочной математики». В проекте рассматриваются занимательные задания
по математике, а также отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». В процессе
работы над проектом ребята должны были не только изучить сказку «Алиса в
стране чудес», но и придумать занимательные задачи, загадки, кроссворды по
математике для школьников начальных классов.
Начало работы над проектом – октябрь 2015, окончание – декабрь 2015.
2
2.
Цель проекта - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
компетенций учащихся через создание журнала «Алиса в стране загадочной
математики».
3.
Целевая аудитория: учащиеся третьих – четвёртых классов
4. Задачи проекта:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче-
ских способностей, устной и письменной речи учащихся;
- обучение умению ориентироваться в информационном пространстве,
самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с ин-
формацией.
- развитие навыка сотрудничества, отстаивания своей позиции, публично-
го выступления.
- развитие умения оценивать свою работу.
Продукт: журнал «Алиса в стране Загадочной математики».
Проблема: повышение познавательного интереса к изучению математики через
занимательные задания.
5.
Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы
Сроки
Задачи, решаемые на
данном этапе
Результат работы
на данном этапе
Погружение
в
проект
Сентябрь
Подготовка учащихся
к проектной
деятельности
Выбор темы
проекта,
формулирование
целей и задач
3
Планирование
деятельности
Октябрь
Сбор дополнительной
информации.
Составление
плана работы
Работа над
созданием
проекта
Ноябрь
Сбор
необходимого
материала.
Создание
изделия.
Готовый
продукт
журнал «Алиса в
стране
загадочной
математики»
Оформление
результатов
Ноябрь
Оформление
портфолио
проекта,
создание
презентации.
Портфолио
проекта и
презентация
Презентация
полученных
результатов
Начало декабря
Подготовка
публичного
выступления.
Самоанализ.
Защита проекта
6.
Необходимое оборудование и/или смета.
1.
Компьютер, проектор, экран, микрофоны, микшерный пульт.
2.
Программное обеспечение для создания слайдов к презентации, журнала.
7.
Отзыв руководителя.
Цель работы над проектом была достигнута. Содержание журнала «Алиса в
стране загадочной математике» составлено и одобрено экспертной группой.
Журнал отдан на верстку.
4
Работа шла достаточно сложно, потому что для детей это был первый
самостоятельный проект, в процессе работы над которым они учились и
взаимодействию в паре, сбору и отбору информации из различных
источников (интернет, журналы, мастер-классы и консультации экспертов), ее
анализу, систематизации. Cложность заключалась еще и в том, работа над
проектом происходила в учебное время, поэтому нужно было
взаимодействовать не только в школе, но и дополнительно через социальные
сети, скайп и электронную почту.
Творческий проект помог научить детей:
1.
Видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельно-
сти.
2.
Оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,
распределять их.
3.
Планировать свою работу.
4.
Добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значи-
мости, ограничивать по объему, использовать различные источники.
5.
Самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения.
6.
Ответственно и творчески относится к заданиям, выполнять их в срок.
7.
Высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если
собственное мнение не совпадает с мнением товарища.
8.
Выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было
заявлено в качестве цели работы;
10. Развивать коммуникативную компетенцию и адекватную самооценку.
11.
Увидеть
реальную
пользу
от
продуктов
проекта
и
наметить
продолжение работы с ними.
5
9.
Лист сопровождения проекта.
Этап
работы
Деятельность педа-
гога
Деятельность уча-
щихся
Результат деятельности
1.
Подготов
1.Организация
«мозгового штурма»
с
целью
собрать
Определяли тему, цель,
типа проекта и конеч-
ного продукта;
Тема – формирование познава-
тельного интереса младших
школьников на уроках математи-
2. Планирование
I.
Постановка
проблемных
вопро-
сов:
1.
Как органи-
зовать деятельность,
чтобы быстрее со-
брать
информацию?
2. Сколько
человек
для этого нужно?
3.
Как лучше рас-
пределить
обязан-
ности?
Из каких ис-
точников брать ин-
формацию?
4. Как уложиться в
сроки, указанные в
положении
к
кон-
Определяли
количе-
ство участников по же-
ланию;
распределяли
обязан-
ности;
определяли источники
информации;
знакомились с критери-
ями оценки результа-
тов учебного проекта;
составляли план рабо-
ты с указанием сроков.
Выбрали 2 участника проекта.
Распределили обязанности: каж-
дому участнику – предметные
области.
Составили план работы, в кото-
ром указаны этапы и сроки их
реализации, ответственные.
6
II.
Ставит
вопрос:
Насколько развит по-
знавательный
ин-
терес
у
младших
школьников в изуче-
нии математики. Как
Проводили опрос и
анкетирование уча-
щихся младших
классов.
Обработали результаты опроса
учащихся, выводы сделали в
виде диаграмм.
Выводы из опроса и анкетирова-
ния укрепили в идее создания
журнала «Алиса в стране зага-
3. Реализация проекта
1. Оказание помощи
- в обработке ин-
формации;
- в перераспределе-
нии обязанностей;
2. Проведение
консультаций.
1.
Контроль сроков
выполнения зада-
ний
Собирали и обрабаты-
вали информацию,
перераспределяли обя-
занности, привлекали к
работе
учителей
по
предметным областям
для разъяснения и от-
бора информации.
Подбирали
дополни-
тельный
материал
к
оформлению журнала.
Разрабатывали слайдо-
вую
презентацию
и
комментарии к ней.
Собрана, отобрана, системати-
зирована информация.
Выстроено содержание журнала.
Разработана слайдовая презента-
ция к защите проекта.
Даны рекомендации по подбору
заданий в соответствии с пред-
метными областями.
Помощь в редакти-
ровании содержа-
ния журнала.
Корректировали и ре-
дактировали содержа-
ние журнала.
Разработан окончательный вари-
ант содержания журнала.
7
2.
Презентация проекта
Оценивание умения
выступать, отстаи-
вать свое мнение и
результативность
проекта
Представляли результа-
ты проекта экспертной
группе, а также уча-
щ и м с я
м л а д ш и х
классов: цель, пробле-
мы, пути их решения,
вклад каждого участни-
Защита проекта
3.
Осмысление и
оценка проекта
Педагог
предлагает
лист оценки проме-
жуточных
и
итого-
вых результатов.
Подведение итогов
Оценка
итоговых
и
промежуточных
ре-
зультатов.
Самоанализ работы в
паре.
Оценили работу над проектом на
«хорошо», разобрали вклад каж-
дого участника.
Решили продолжить и расширить
проект: второй выпуск журнала.
I.
Описание процесса исполнения.
Сентябрь 2015
Аргументация темы:
Для того, что бы уроки математики в начальной школе проходили более
интересно и увлекательно, мы решили создать наш журнал в игровой форме.
8
Первым делом мы провели опрос среди учащихся четвёртого класса. Чтобы
выяснить читали ли они сказку «Алиса в стране чудес» и нравится им
изучать математику.
Результаты опроса:
1.Вы читали сказку «Алиса в стране чудес»?
Да
Нет
Другое
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Варианты ответа:
Да-8
Нет-9
Другое-4
2.Вы хотели бы ее прочитать?
Варианты ответа:
Да-9
Нет-4
Уже читал-8
9
Да
Нет
Уже читал
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Да
Нет
Уже читал
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
3. Вам нравится изучать математику?
Варианты ответа:
Да-17
Нет-1
Не знаю-3
10
4. Хотели бы Вы совместить в одном журнале сказку «Алиса в стране чудес»
и интересные задания по математике?
Да
Нет
Уже читал
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Варианты ответов:
Да-15
Нет-1
Мне всё равно-5
Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что необходимо
создать журнал «Алиса в стране загадочной математики».
Октябрь 2015
Проконсультировавшись с учителем математики, мы приступили к работе над
созданием проекта.
11
Поставили перед собой цель:
Создать журнал «Алиса в стране Загадочной математики».
Определили задачи:
1. Подготовить необходимые иллюстрации и текст для создания журнала.
2. Разработать занимательные задания по математике.
Составили план работы над проектом:
- обозначение этапов работы и сроков исполнения;
- распределение обязанностей;
- поиск, анализ, отбор, обработка и систематизация материала;
- работа над содержанием журнала, редактирование;
- подготовка к публичной защите проекта;
- публичная защита, презентация результата работы;
- осмысление и оценка проекта.
Ноябрь 2015
Собрав
всю
необходимую
информацию,
мы
приступили
к
созданию
журнала.
Наиболее
увлекательным
этапом
в
работе
над
проектом
оказалось
оформление
его
дизайна.
С
помощью
современных
информационных
12
технологий мы нашли замечательные иллюстрации к содержанию
нашего
журнала, а также придумали интересное оформление обложки журнала.
Работать в программе Power Point было не сложно, но, тем не менее, были
некоторые недочеты, в этих ситуациях к нам на помощь приходил учитель
математики Захарова Мария Николаевна.
Наконец, мы создали продукт, который желали получить.
Изготовив
журнал, мы
приступили
к
созданию
папки
проекта.
Подготовив папку проекта, мы создали презентацию к защите.
Декабрь 2015
13
Мы выступили на школьном конкурсе учебных проектов «Мой проект»
перед учащимся нашей школы. Выступление оказалось успешным. В итоге,
мы презентовали наш журнал на уроке математики в четвёртом классе.
Ученикам понравилось работать с проектом, выполнять занимательные
задания и обсуждать сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
СМЕТА
Материалы
Стоимость
Печать страниц
350 рублей
Итого:
350 рублей
Созданный нами журнал обошелся нам в 350 рублей. Данный продукт
является интересным и нужным, так как таких журналов нет.
II. Выводы и самоанализ
На заключительном занятии по работе над проектом мы анализировали
сильные и слабые стороны нашей работы. Что полезного дала нам работа над
проектом, и какие слабые стороны выявила?
Мы сделали выводы, что учебный проект помог нам:
- узнать много нового и интересного из различных областей наук;
14
- искать различные источники информации, привлекать к работе экспертов в
нужных областях, анализировать и обрабатывать информацию;
- кропотливо и терпеливо корректировать и редактировать тексты;
- сплотиться, помогать друг другу;
- отстаивать свою точку зрения, но без конфликтов;
- научиться с большей ответственностью относится к планированию деятель-
ности;
- раскрыться каждому из нас, приобрести уверенность в том, что твое предло-
жение будет внимательно выслушано и найдет свое применение;
- учиться самостоятельности и ответственности;
- научиться проводить опросы среди младших школьников;
- выступать пред аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы
- понять, что проблема – это не беда, а возможность проявить свои лучшие
качества для ее решения.
- получить эмоциональное удовлетворение от результата и процесса своей ра-
боты.
Работать над этим проектом было интересно и увлекательно. В
результате проделанной работы, мы создали журнал «Алиса в стране
Загадочной математики», где собраны занимательные задания по математике
и отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». Нами была проделана большая
работа по созданию этого журнала. В результате этой работы мы получили
много положительных эмоций.
В процессе работы возникали определенные трудности с оформлением
обложки журнала, но под руководством нашего учителя Захаровой Марии
Николаевны, мы с ними успешно справились. В ходе создания проекта мы
приобрели
опыт
работы
с
текстовыми
редакторами
в
различных
компьютерных программах, что непременно пригодится нам в дальнейшей
проектной деятельности.
15
Наш журнал может быть использован на уроках математики в третьих –
четвёртых классах, как помощник в повторении изученных тем, а также, для
учащихся заинтересованных в изучении математики.
Вывод
Никто из нашей пары не пожалел о том, что начал в работу над проектом,
хотя это и оказалось намного сложнее, чем казалось вначале.
Мы не представляли, что для создания журнала понадобится столько знаний
и информации, умений и личностных качеств.
Зато теперь мы готовы продолжить идею и начать разрабатывать новый
выпуск журнала.
IV. Список источников информации по проекту.
1.
Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обуче-
нии // Школьные технологии. – 2000. - №5.
2.
Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятель-
ности // Народное образование. – 2000. - №4.
3.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
М.: АРКТИ, 2003.
4.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1.
М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.
5.
Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.,
2005.
16