Напоминание

"Алиса в стране загадочной математики"


Автор: Захарова Мария Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Творческий проект по математике- сборник заданий
Тема: "Алиса в стране загадочной математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Брянская городская администрация

Управление образования

Брянский городской информационно-методический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №53 г. Брянска»

Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений

г. Брянска

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Журнал «

Алиса в стране загадочной математики

»

Математика, литература

Выполнили: ученицы 6а класса

Антоненкова Екатерина и Ерохи-

на Элина.

Руководитель: учитель математи-

ки Захарова Мария Николаевна.

Брянск 2015

1

I. Паспорт проектной работы

1.

Аннотация

Одной из главных задач при изучении математики является привитие

интереса к предмету, умение видеть задачи по математике в повседневной

жизни. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для

учеников

в

скучное

и

однообразное

занятие.

Важнейшим

средством

формирования познавательного интереса младших школьников на уроках

математики

являются

занимательные

задания.

Особенно

интересны

для

учащихся 3-х, 4-х классов сказки, старинные истории, математические фокусы.

Благодаря народному творчеству, происходит сближение детей с понятием чисел

и форм. Занимательная математика связана с литературой, историей, биологией,

физикой и другими науками. Сказки и занимательные истории, написанные и

проиллюстрированные

учащимися,

помогают

заинтересовать

младших

школьников, вырабатывать у них наблюдательность, трудолюбие, способствует

развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления,

творческих способностей.

Творческий проект «Алиса в стране занимательной математики »

является первой самостоятельной работой учащихся 6 класса МБОУ СОШ

№53. Данный проект ориентирован на создание журнала «Алиса в стране

загадочной математики». В проекте рассматриваются занимательные задания

по математике, а также отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». В процессе

работы над проектом ребята должны были не только изучить сказку «Алиса в

стране чудес», но и придумать занимательные задачи, загадки, кроссворды по

математике для школьников начальных классов.

Начало работы над проектом – октябрь 2015, окончание – декабрь 2015.

2

2.

Цель проекта - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных

компетенций учащихся через создание журнала «Алиса в стране загадочной

математики».

3.

Целевая аудитория: учащиеся третьих – четвёртых классов

4. Задачи проекта:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче-

ских способностей, устной и письменной речи учащихся;

- обучение умению ориентироваться в информационном пространстве,

самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с ин-

формацией.

- развитие навыка сотрудничества, отстаивания своей позиции, публично-

го выступления.

- развитие умения оценивать свою работу.

Продукт: журнал «Алиса в стране Загадочной математики».

Проблема: повышение познавательного интереса к изучению математики через

занимательные задания.

5.

Этапы и методы работы над проектом

Этапы работы

Сроки

Задачи, решаемые на

данном этапе

Результат работы

на данном этапе

Погружение

в

проект

Сентябрь

Подготовка учащихся

к проектной

деятельности

Выбор темы

проекта,

формулирование

целей и задач

3

Планирование

деятельности

Октябрь

Сбор дополнительной

информации.

Составление

плана работы

Работа над

созданием

проекта

Ноябрь

Сбор

необходимого

материала.

Создание

изделия.

Готовый

продукт

журнал «Алиса в

стране

загадочной

математики»

Оформление

результатов

Ноябрь

Оформление

портфолио

проекта,

создание

презентации.

Портфолио

проекта и

презентация

Презентация

полученных

результатов

Начало декабря

Подготовка

публичного

выступления.

Самоанализ.

Защита проекта

6.

Необходимое оборудование и/или смета.

1.

Компьютер, проектор, экран, микрофоны, микшерный пульт.

2.

Программное обеспечение для создания слайдов к презентации, журнала.

7.

Отзыв руководителя.

Цель работы над проектом была достигнута. Содержание журнала «Алиса в

стране загадочной математике» составлено и одобрено экспертной группой.

Журнал отдан на верстку.

4

Работа шла достаточно сложно, потому что для детей это был первый

самостоятельный проект, в процессе работы над которым они учились и

взаимодействию в паре, сбору и отбору информации из различных

источников (интернет, журналы, мастер-классы и консультации экспертов), ее

анализу, систематизации. Cложность заключалась еще и в том, работа над

проектом происходила в учебное время, поэтому нужно было

взаимодействовать не только в школе, но и дополнительно через социальные

сети, скайп и электронную почту.

Творческий проект помог научить детей:

1.

Видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельно-

сти.

2.

Оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,

распределять их.

3.

Планировать свою работу.

4.

Добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значи-

мости, ограничивать по объему, использовать различные источники.

5.

Самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения.

6.

Ответственно и творчески относится к заданиям, выполнять их в срок.

7.

Высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если

собственное мнение не совпадает с мнением товарища.

8.

Выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было

заявлено в качестве цели работы;

10. Развивать коммуникативную компетенцию и адекватную самооценку.

11.

Увидеть

реальную

пользу

от

продуктов

проекта

и

наметить

продолжение работы с ними.

5

9.

Лист сопровождения проекта.

Этап

работы

Деятельность педа-

гога

Деятельность уча-

щихся

Результат деятельности

1.

Подготов

1.Организация

«мозгового штурма»

с

целью

собрать

Определяли тему, цель,

типа проекта и конеч-

ного продукта;

Тема – формирование познава-

тельного интереса младших

школьников на уроках математи-

2. Планирование

I.

Постановка

проблемных

вопро-

сов:

1.

Как органи-

зовать деятельность,

чтобы быстрее со-

брать

информацию?

2. Сколько

человек

для этого нужно?

3.

Как лучше рас-

пределить

обязан-

ности?

Из каких ис-

точников брать ин-

формацию?

4. Как уложиться в

сроки, указанные в

положении

к

кон-

Определяли

количе-

ство участников по же-

ланию;

распределяли

обязан-

ности;

определяли источники

информации;

знакомились с критери-

ями оценки результа-

тов учебного проекта;

составляли план рабо-

ты с указанием сроков.

Выбрали 2 участника проекта.

Распределили обязанности: каж-

дому участнику – предметные

области.

Составили план работы, в кото-

ром указаны этапы и сроки их

реализации, ответственные.

6

II.

Ставит

вопрос:

Насколько развит по-

знавательный

ин-

терес

у

младших

школьников в изуче-

нии математики. Как

Проводили опрос и

анкетирование уча-

щихся младших

классов.

Обработали результаты опроса

учащихся, выводы сделали в

виде диаграмм.

Выводы из опроса и анкетирова-

ния укрепили в идее создания

журнала «Алиса в стране зага-

3. Реализация проекта

1. Оказание помощи

- в обработке ин-

формации;

- в перераспределе-

нии обязанностей;

2. Проведение

консультаций.

1.

Контроль сроков

выполнения зада-

ний

Собирали и обрабаты-

вали информацию,

перераспределяли обя-

занности, привлекали к

работе

учителей

по

предметным областям

для разъяснения и от-

бора информации.

Подбирали

дополни-

тельный

материал

к

оформлению журнала.

Разрабатывали слайдо-

вую

презентацию

и

комментарии к ней.

Собрана, отобрана, системати-

зирована информация.

Выстроено содержание журнала.

Разработана слайдовая презента-

ция к защите проекта.

Даны рекомендации по подбору

заданий в соответствии с пред-

метными областями.

Помощь в редакти-

ровании содержа-

ния журнала.

Корректировали и ре-

дактировали содержа-

ние журнала.

Разработан окончательный вари-

ант содержания журнала.

7

2.

Презентация проекта

Оценивание умения

выступать, отстаи-

вать свое мнение и

результативность

проекта

Представляли результа-

ты проекта экспертной

группе, а также уча-

щ и м с я

м л а д ш и х

классов: цель, пробле-

мы, пути их решения,

вклад каждого участни-

Защита проекта

3.

Осмысление и

оценка проекта

Педагог

предлагает

лист оценки проме-

жуточных

и

итого-

вых результатов.

Подведение итогов

Оценка

итоговых

и

промежуточных

ре-

зультатов.

Самоанализ работы в

паре.

Оценили работу над проектом на

«хорошо», разобрали вклад каж-

дого участника.

Решили продолжить и расширить

проект: второй выпуск журнала.

I.

Описание процесса исполнения.

Сентябрь 2015

Аргументация темы:

Для того, что бы уроки математики в начальной школе проходили более

интересно и увлекательно, мы решили создать наш журнал в игровой форме.

8

Первым делом мы провели опрос среди учащихся четвёртого класса. Чтобы

выяснить читали ли они сказку «Алиса в стране чудес» и нравится им

изучать математику.

Результаты опроса:

1.Вы читали сказку «Алиса в стране чудес»?

Да

Нет

Другое

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Варианты ответа:

Да-8

Нет-9

Другое-4

2.Вы хотели бы ее прочитать?

Варианты ответа:

Да-9

Нет-4

Уже читал-8

9

Да

Нет

Уже читал

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Уже читал

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

3. Вам нравится изучать математику?

Варианты ответа:

Да-17

Нет-1

Не знаю-3

10

4. Хотели бы Вы совместить в одном журнале сказку «Алиса в стране чудес»

и интересные задания по математике?

Да

Нет

Уже читал

0

2

4

6

8

10

12

14

16

Варианты ответов:

Да-15

Нет-1

Мне всё равно-5

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что необходимо

создать журнал «Алиса в стране загадочной математики».

Октябрь 2015

Проконсультировавшись с учителем математики, мы приступили к работе над

созданием проекта.

11

Поставили перед собой цель:

Создать журнал «Алиса в стране Загадочной математики».

Определили задачи:

1. Подготовить необходимые иллюстрации и текст для создания журнала.

2. Разработать занимательные задания по математике.

Составили план работы над проектом:

- обозначение этапов работы и сроков исполнения;

- распределение обязанностей;

- поиск, анализ, отбор, обработка и систематизация материала;

- работа над содержанием журнала, редактирование;

- подготовка к публичной защите проекта;

- публичная защита, презентация результата работы;

- осмысление и оценка проекта.

Ноябрь 2015

Собрав

всю

необходимую

информацию,

мы

приступили

к

созданию

журнала.

Наиболее

увлекательным

этапом

в

работе

над

проектом

оказалось

оформление

его

дизайна.

С

помощью

современных

информационных

12

технологий мы нашли замечательные иллюстрации к содержанию

нашего

журнала, а также придумали интересное оформление обложки журнала.

Работать в программе Power Point было не сложно, но, тем не менее, были

некоторые недочеты, в этих ситуациях к нам на помощь приходил учитель

математики Захарова Мария Николаевна.

Наконец, мы создали продукт, который желали получить.

Изготовив

журнал, мы

приступили

к

созданию

папки

проекта.

Подготовив папку проекта, мы создали презентацию к защите.

Декабрь 2015

13

Мы выступили на школьном конкурсе учебных проектов «Мой проект»

перед учащимся нашей школы. Выступление оказалось успешным. В итоге,

мы презентовали наш журнал на уроке математики в четвёртом классе.

Ученикам понравилось работать с проектом, выполнять занимательные

задания и обсуждать сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

СМЕТА

Материалы

Стоимость

Печать страниц

350 рублей

Итого:

350 рублей

Созданный нами журнал обошелся нам в 350 рублей. Данный продукт

является интересным и нужным, так как таких журналов нет.

II. Выводы и самоанализ

На заключительном занятии по работе над проектом мы анализировали

сильные и слабые стороны нашей работы. Что полезного дала нам работа над

проектом, и какие слабые стороны выявила?

Мы сделали выводы, что учебный проект помог нам:

- узнать много нового и интересного из различных областей наук;

14

- искать различные источники информации, привлекать к работе экспертов в

нужных областях, анализировать и обрабатывать информацию;

- кропотливо и терпеливо корректировать и редактировать тексты;

- сплотиться, помогать друг другу;

- отстаивать свою точку зрения, но без конфликтов;

- научиться с большей ответственностью относится к планированию деятель-

ности;

- раскрыться каждому из нас, приобрести уверенность в том, что твое предло-

жение будет внимательно выслушано и найдет свое применение;

- учиться самостоятельности и ответственности;

- научиться проводить опросы среди младших школьников;

- выступать пред аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы

- понять, что проблема – это не беда, а возможность проявить свои лучшие

качества для ее решения.

- получить эмоциональное удовлетворение от результата и процесса своей ра-

боты.

Работать над этим проектом было интересно и увлекательно. В

результате проделанной работы, мы создали журнал «Алиса в стране

Загадочной математики», где собраны занимательные задания по математике

и отрывки из сказки «Алиса в стране чудес». Нами была проделана большая

работа по созданию этого журнала. В результате этой работы мы получили

много положительных эмоций.

В процессе работы возникали определенные трудности с оформлением

обложки журнала, но под руководством нашего учителя Захаровой Марии

Николаевны, мы с ними успешно справились. В ходе создания проекта мы

приобрели

опыт

работы

с

текстовыми

редакторами

в

различных

компьютерных программах, что непременно пригодится нам в дальнейшей

проектной деятельности.

15

Наш журнал может быть использован на уроках математики в третьих –

четвёртых классах, как помощник в повторении изученных тем, а также, для

учащихся заинтересованных в изучении математики.

Вывод

Никто из нашей пары не пожалел о том, что начал в работу над проектом,

хотя это и оказалось намного сложнее, чем казалось вначале.

Мы не представляли, что для создания журнала понадобится столько знаний

и информации, умений и личностных качеств.

Зато теперь мы готовы продолжить идею и начать разрабатывать новый

выпуск журнала.

IV. Список источников информации по проекту.

1.

Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обуче-

нии // Школьные технологии. – 2000. - №5.

2.

Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятель-

ности // Народное образование. – 2000. - №4.

3.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

М.: АРКТИ, 2003.

4.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1.

М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.

5.

Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.,

2005.

16



В раздел образования