Напоминание

Экспериментальная площадка


Автор: Байрамова Галина Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Муниципальное общее бюджетное учреждение Калтасинская средняя общеобразовательная школа №2 МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: с.Калтасы
Наименование материала: Одаренные дети
Тема: Экспериментальная площадка
Раздел: среднее образование





Назад




«Одаренные дети»

Таланты трудно распознать

Не всякий может в них поверить

Таланты надо воспитать

Их надо развивать, в них верить!

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского

общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить

основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных

областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

«Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых

людей.

Возможность

развивать

свои

способности

уже

с

раннего

возраста

должны

иметь

все,

вне

зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей» - так

обращался Президент России в Федеральному собранию РФ 30.11.2010г.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети

охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью,

проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой с то или иное дело. Выделяются

умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний.

Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Одаренных

и

способных

детей

надо

привлекать

к

участию

в

олимпиадах

разного

уровня,

конкурсах,

викторинах,

что

обеспечивают

формирование

аналитического

и

критического

мышления

учащихся,

развития

познавательных

компетенций

школьников.

Они

должны

научиться

добывать

первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя

литературу,

ИКТ

ресурсы,

рекомендации

учителя.

Выступая

перед

сверстниками,

ребята

учатся

представлять свои работы в аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов

является

первым

шагом

в

большую

науку.

Работа

с

одаренными

детьми

включает

следующие

компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной

деятельности. Важно, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному,

личностному развитию ребенка, поэтому таких детей надо вовлекать в спортивные секции. Окружающая

среда

должна

быть

такой,

чтобы

ребенок

смог

черпать

из

нее

информацию,

помогать

ему

самореализовываться,

постоянно

расширять

зону

его

ближайшего

развития

и

формировать

мотивационную сферу. Необходима

разумная система поощрения успехов таких детей. Очень важно

сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и самореализации. У

педагогов и родителей должны быть общие цели и задачи в работе с одаренными детьми, поэтому важно

повышать педагогическую карьеру родителей таких детей. Им следует принимать детей такими, какие

они

есть,

а

не

рассматривать

их

в

качестве

носителей

талантов.

Их

таланты

произрастают

из

индивидуальности

личности,

а

достижения,

в

конечном

счете,

зависят

от

того,

как

эта

личность

разовьется. Родители должны помогать педагогу в развитии их детей.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, педагогу тоже необходимо много работать над собой,

то есть постоянно самосовершенствоваться. Система работы с одаренными детьми и талантливыми

детьми является одним из направлений национальной образовательной системы, поэтому обеспечение

условий для выявления и развития одаренных детей и реализации их потенциальных возможностей

является одним из приоритетов в сфере образования учителей МОБУ Калтасинская СОШ №2.

Цель программы

- создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей

детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним

уровнем обучаемости,

-

организация

разнообразной

творческой

и

научной

деятельности,

способствующей

самореализации

личности школьника, совершенствование практического мышления,

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его

склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся,

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию

самостоятельности мышления, инициативности и творчества,

- создание банка данных одаренных детей.

Программа разработана по трем направлениям:

- работа с учащимися,

- работа с родителями (составлена отдельная программа),

- работа с педагогическим коллективом (выступление на педсовете по данной программе, ознакомление с

банком данных одаренных детей класса)

Принципы:

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.

2. Развитие у учащихся обобщённых умений способов) познавательной деятельности.

3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

4. Поддержание интереса, любознательности.

5. Формирование мотивов познавательного интереса с использование особо актуального содержания

занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров,

конкурсов эрудитов, викторин и т.д.

Методика работы:

Технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические

методы работы, дискуссия, собеседования, обучение в малых группах и т.д. наиболее перспективной и

эффективной

является

работа

с

одаренными

детьми

на

основе

смешанного

обучения

при

условии

осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Основные направления работы

1. Разработка

учебных, дополнительных индивидуальных образовательных программ для работы с

одаренными детьми.

2. Проведение диагностики как неотъемлемой части развития интеллекта.

3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

Основные мероприятия по реализации

Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанное на доступности, информативности, емкости.

2. Создание банка тестов для диагностики учащихся по определению интеллектуальных способностей,

банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроках путем посещения уроков.

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

1.

Организация

консультативной

помощи

для

учащихся,

целенаправленных

на

творческую

самореализацию, самодостаточность.

2.

Информация

учащихся

о

новейших

достижениях

науки

в

избранной

ими

области

умственной

деятельности и знакомство с новой литературой.

3. Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.

4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.

5. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при

наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

Развитие творческих способностей.

1. Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.

2. Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий,

- выполнение проблемных поисковых работ,

- ответственность за предметные недели,

- повышение степени сложности заданий,

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1. Своевременное поощрение успехов учащихся.

2. Отправление благодарственных писем родителям.

3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

4. награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.

Формы работы с одаренными детьми.

Групповые занятия, факультативы, предметные кружки, кружки по интересам. Участие в олимпиадах,

конкурсах,

работа

по

индивидуальным

планам,

занятия

в

профильных

классах,

интеллектуальные

марафоны.

Ожидаемые результаты

- творческая самореализация;

-

формирование

банка

технологий

и

программ

для

выявления

работы

с

одаренными

детьми;

формирование системы работы с ними;

- качественные показатели успешности учащихся (результаты олимпиад, качество знаний);

- создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес

распространяющейся наркомании, социальному отрицанию;

- расширению диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

Данная программа позволит сформировать систему работы с одаренными детьми, в полной мере развить

их

интеллектуальны

и

творческие

способности

с

учетом

индивидуального

и

дифференцированного

подхода.



В раздел образования