Напоминание

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы по теме: "Человек и живая природа"


Автор: Шепитко Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Норильск, район Талнах, Красноярский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы по теме: "Человек и живая природа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

для детей подготовительной группы

Тема: «Человек и живая природа»

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-коммуникативное»,

«Художественно-

эстетическое», «Физическое развитие».

Программное содержание:

Образовательные

задачи:

Сформировать

у

детей

представление

о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека,

роль

в

природе.

Развивать

у

детей

способность

к

анализу,

самоконтролю,

самооценке

своего

поведения

в

природе,

речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные

задачи:

Воспитывать

устойчивое

в нима ние ,

наблюдательность,

умение

видеть

красоту

природы.

Воспитывать

доброжелательное,

бережное

отношение

и

любовь

к

животному

и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображение

диких

животных,

растений

леса;

рассматривание

и

обсуждение

экологических

знаков.

Чтение

произведений

Е.Чарушина

о

животных,

рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической

картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,

опасностях для природы.

Оборудование и материалы: глобус, картинки с изображением «поле»,

«лес»,

«тундра»,

«степь»,

карточки

с

изображением

животных

,

мяч,

экологические знаки, карандаши, бумага.

Ход НОД:

Педагог: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?

Дети:

Это

наша

планета,

которая

представляет

собой

огромный

шар-

глобус.

Педагог: земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где

проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,

поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.

Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без

нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая

вода, земля, воздух.

Послушайте стихотворение:

«Мир вокруг»

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит,

Как цветет душистый луг

И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

На небе голубом,

Когда река так глубока,

Что спрячет весь наш дом.

Когда в лесу так много птиц,

Что радуется слух!

Но не для злых все это лиц,

А лишь для тех, кто друг.

Педагог: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.

Люди,

животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,

чтобы сберечь нашу планету?

Дети:

Ответы

детей: Не

загрязнять

воздух,

не

сбрасывать

вредные

отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,

не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с

костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу…

Педагог: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где

они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только

научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:

разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,

тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,

укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу

дышится легче?

Дети: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные

вещества из воздуха, а выделяют кислород.

Педагог: А какие правила поведения в лесу вы знаете? Ответы детей

Педагог:

Я

прочитаю

стихотворение

С.

Михалкова «Прогулка», а вы

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

дети.

С.Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

После

прочтения

стихотворения

дети

называют,

какие

правила

поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Дети: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

Педагог: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение.

Дети делятся на 3 команды и выполняют задание

Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков)

Дидактическая игра « Где растет?» (с мячом)

Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для

нее растения, показ наглядного пособия.

В

лесу

сосна,

береза,

ель,

папоротник,

ландыш,

лесная

земляника,

фиалка…

В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…

В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,

жарки…

Педагог: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,

т.е.

то

место,

где

они

обитают.

Мир

животных

очень

разнообразен.

Животный мир является одним из основных частей природы (природной

среды). Кем должен быть человек для животного?

Дети:

Другом.

Сильным,

умным,

справедливым.

Именно

от

людей

во

многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.

Дидактическая

игра:

«Где

чья

Родина?» Педагог

спрашивает:

«Кто

живет…?»

Дети отбирают нужные карточки с изображение животного

- на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,

полярный волк…)

-

в

лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,

рысь…)

- в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)

- в горах (снежный барс, горный козел, серна…)

Педагог: На какие группы можно разделить (классифицировать) животных

по способу питания?

Дети: травоядные, хищники, всеядные.

Дети описывают каждый вид, педагог помогает.

Хищники

волк,

лиса,

енот,

песец,

рысь…,

они

питаются

другими

животными,

травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень…,

всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака…

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

Педагог: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял

свою летнюю шубку на зимнюю?

Дети: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка

теплее, чем летняя.

Педагог: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Дети: Ему трудно было бы спасаться от врагов.

Педагог: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Дети:

Остался

бы

голодный,

нет

ни

ягод,

ни

меда.

Бродил

бы

злой,

нападал на людей.

Педагог: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого

хвоста?

Дети: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее

как руль.

Педагог: На

все

мои

вопросы

вы

дали

очень

интересные

ответы.

Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну

игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

Педагог: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят

зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить

лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.

Будьте внимательны.

1 – У лисы длинный пушистый хвост. ( лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)

3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)

4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)

Итоговая беседа:

Воспитатель: Ребята,

давайте

сядем

на

коврик

отдохнем,

а

заодно

расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему?, что нового

вы узнали?



В раздел образования