Автор: Анисимова Ольга Алексеевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №87"
Населённый пункт: Г.Саратов
Наименование материала: Сценарий внеурочного мероприятия
Тема: Заседание кружка по химии "Посвящение в химики"
Раздел: полное образование
Сценарий праздника «Посвящение в ХИМИКИ»
Участники -8Г класс
Организаторы – 11В класс
Время проведения: октябрь
Цели: популяризация науки химии, воспитание познавательного интереса, формирование
коммуникативных УУД
Форма праздника- викторина с участием двух команд по теме «Химические элементы» с
экспериментальным туром на распознавание веществ.
Ведущие представляют тему праздника:
Эти люди не такие, как все. Их глаза отражают не огни Саратова, а тепловой эффект
экзотермических реакций. Из ржавого гвоздя, пачки пемолюкса и банки с соляной
кислотой они запросто изготовят андронный коллайдер.
Их восприятие жизни происходит в другой системе образов и знаков.
Вот, например, они приветствуют друг друга:
-Как дела?
-Хлорноватисто.
-Хлорноватисто? Понятно. И у меня хромовокисло.
-Ну ты давай не резерфордий.
-Да ладно, мне по ванадию.
А вот так они представляют себе пословицы:
«Не все аурум, что блестит»
«Куй феррум, пока горячо»
«Не плюй в колодец, пригодится H
2
O напиться»
«На чужой C
6
H
10
O
5
рот не разевай»
«Не все коту дистеарат-бутаноат»
Вот так они воспринимают натюрморт в картинной галерее:
Глюкоза с фруктозою в ряд
На этой тарелке лежат
Эх, съесть альдегид и спирт многоатомный1
Здоровыми, крепкими будем ребятами!
Вы выбрали для изучения науку самую интересную и самую глубокую, надеемся, ваш
выбор был сознательным.
Сегодня мы приготовили для вас испытания и проверим, как вы справились с первым
этапом изучения науки, названной М.В. Ломоносовым «началом всех начал»
Начинаем викторину по теме «Химические элементы»
Вопросы: (на слайдах)
1.Какой химический элемент открыт Куртуа и назван им «цветом фиалки»?
(Йод в виде паров имеет фиолетовый цвет)
2.Какой химический элемент является «царем живой природы» и почему?
(Углерод входит в состав всех веществ живой природы)
3.Какие химические элементы названы в честь стран?
(Рутений, франций. галий, полоний, америций, германий)
4.Какой химический элемент был открыт сначала на Солнце, а потом уже на Земле?
(гелий)
5.Что общего у минерала мрамора, яичной скорлупы и жемчуга?
(Эти вещества имеют одну химическую формулу CaCO
3
)
6. Сколько химических элементов систематизировал в таблицу Д.И. Менделеев в 1869
году?
(на то время были известны 63 элемента)
7. Про какой элемент придумана загадка «Атмосферой овладел, сам остался не у дел»?
(Азот входит в состав земной атмосферы и составляет 78%, но является инертным и в
природных процессах не участвует)
8.Какой элемент наиболее распространен в космическом пространстве?
(водород-единственное вещество космоса)
9.При каких условиях водород оправдывает свое название? Может ли он в
действительности «породить» воду?
(При горении водорода образуется вода: 2H
2
+O
2
= 2H
2
O)
10.Действительно ли кислород способен образовать кислоту?
(При сгорании на воздухе многих веществ образуются кислотные оксиды, которые с
водой образуют кислоты:
C+O
2
= CO
2
CO
2
+H
2
O = H
2
CO
3
угольная кислота
S+O
2
= SO
2
SO
2
+H
2
O = H
2
SO
3
сернистая кислота)
11.Какие элементы относят к «благородным» и почему? Что означает «благородство» с
химической точки зрения?
Благородные газы - инертные газы He, Ne, Ar, Kr, Ra
Благородные металлы- инертные металлы, стойкие к кислотам Au, Pt, Ru, Rh, Pd, Os
12. «Зловонный»- какой элемент и почему так назван?
(Бром имеет резкий характерный запах и является смертельно ядовитым)
13.Назовите «царя» неживой природы.
(кремний образует большинство минералов и горных пород: песок, глина, кварц и т.д.)
14.Назван ли индий в честь Индии?
(металл дает в спектрах ярко-синюю полосу цвета индиго)
15.Химический элемент «твердый» по латыни называется…
(феррум-железо)
Подводим итоги викторины.
Команда-победитель получает преимущество в экспериментальном конкурсе:
Дан набор твердых веществ и этикетки,подберите карточки с формуламии названиямик
каждому веществу(задание на скорость выполнения)
Образцы для распознавания:
мел,
мрамор,
активированный уголь в гранулах ,
сера,
алюминий в гранулах,
железо в порошке,
сода,
кварц,
малахит в порошке,
медный купорос,
железный купорос.
Подводим итоги экспериментального тура.
Конкурс для капитанов.
Сочинить криминальную историю, используя термины:мышьяк, белый фосфор, угарный
газ, сублимация, токсины.
Через 5 минут заслушиваются истории.
Подводим итоги всех испытаний.
Вы показали и смекалку, и знания предмета. И мы, как химики со стажем передаем вам
символический сосуд. Он подобен вашему интеллекту.
Наполняйте его знаниями! Успехов!