Автор: Камынин Сергей Николаевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Зырянского района"
Населённый пункт: с. Зырянское, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство развития личности ребёнка"
Раздел: дополнительное образование
Игра как средство развития личности ребёнка
Камынин Сергей Николаевич, воспитатель ОГКУ «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, Зырянского района»
Игра
является
неотъемлемой
частью
жизни
ребенка,
которая
представляет собой средство обучения общественным правилам, вступления в
значимую личностную связь с взрослым, а также установления отношений со
сверстниками.
Через
игру
дети
получают
возможность
для
развития
полноценной
личности.
Включение
ребенка
в
игру
и
его
обучение
в
игре
обеспечивают
формирование
всех
компонентов
игровой
деятельности
–
целевого,
мотивационного,
операционного,
содержательного.
Игра
вносит
огромный вклад в развитие личности ребенка. Именно в игре наиболее полно
активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование
детского
общества.
В
игре
как
в
ведущем
виде
деятельности
активно
формируется или перестраиваются психические процессы. Игра способствует
развитию
памяти
и
интеллекта
(осуществляется
переход
от
наглядно-
действенного
к
элементам
словесно-логического
мышления),
а
также
воображения как психологической основы творчества. На современном этапе
развития
общества
возрастает
роль
образования
в
становлении
личности
ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Понятие игры
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним
из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество
деятельности,
которое
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и
соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является
следствием целенаправленных
педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею
и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игротерапия
появилась, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике.
Это
набор
игровых
методик,
средств,
форм,
ситуаций.
Игротерапия
может
выполнять
функции
социализации,
коррекции
и
развития,
воспитания,
адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом,
который
помогает
школьникам
наиболее
эффективно
использовать
свои
способности к учению. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в
физической
активности
в
игре,
дети
расходуют
энергию,
готовятся
к
обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от
напряжения.
1
Игра — одно из замечательнейших явлений жизни. Прежде всего, игра —
это
совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Распространенное
представление
о
том,
что
игра
является
лишь
функционированием,
порождается
тем
фактом,
что
игровое
действие
совершается
не
ради
практического
эффекта,
который
оно
оказывает
на
обыгрываемый предмет. Игра это деятельность; это значит, что игра является
выражением
определенного
отношения
личности
к
окружающей
действительности.
Мотивы
игровой
деятельности
отражают
более
непосредственное
отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон
переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного
отношения
к
их
собственному
внутреннему
содержанию.
В
игровой
деятельности
отпадает
возможное
в
практической
деятельности
людей
расхождение
между
мотивом
и
прямой
целью
действия
субъекта.
Игра
—
способ
реализации
потребностей
и
запросов
ребенка
в
пределах
его
возможностей.
Из особенности игры, определяющей самый смысл, вытекает и то, что
одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка —
лошадь, стул — автомобиль и т.д.). Поскольку в игре существенен человеческий
аспект действия, не абстрактные свойства предмета, как «вещи в себе», а
отношение
человека
к
предмету
и
соответственно
предмета
к
человеку,
изменяется
роль,
функция
предмета
в
действии.
В
соответствии
с
этим
изменяются
и
требования,
предъявляемые
к
предмету.
Для
того
чтобы
функционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем
условиям, которые существенны для игрового действия и к числу которых
помимо
основного
условия
—
подчинения
смыслу
игрового
действия
—
присоединяется доступность для ребенка оперирования данным предметом, и
эти предметы могут не удовлетворять всем прочим условиям, для игрового
действия не существенным.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в
период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает
особое значение.
В
дошкольные
годы
жизни
ребенка
игра
является
тем
видом
деятельности,
в
которой
формируется
его
личность.
Игра
—
первая
деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии
личности,
в
формировании
ее
свойств
и
обогащении
ее
внутреннего
содержания.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры
развития
зависят
от
того,
какое
содержание
приобретает
игра,
отражая
окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и
другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит
развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни
взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые
2
мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в
искусстве.
Игра как психологический метод развития личности
Игра
является методом обучения,
передачи опыта старших поколений
младшим.
Широкое
применение
игра
находит
в
народной
педагогике,
в
дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей
ставку
на
активизацию
и
интенсификацию
учебного
процесса,
игровая
деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как
элементы
более
обширной
технологии;
в
качестве
занятия
или
его
части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии
внеклассной работы, коллективно творческих дел.
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме
различных педагогических игр. В отличие от игр педагогическая игра
обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Существуют правила игровой терапии, необходимо:
- развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимать его
таким, какой он есть;
- осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы он
понимал своё поведение;
-
сохранять
глубокое
уважение
к
способности
ребёнка
решать
свои
собственные проблемы;
-
не
пытаться
направлять
действия
ребёнка
или
его
речь,
ребёнок
–
ведущий, педагог следует за ним.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется
правилам
игры;
учебный
материал
используется
в
качестве
ее
средства,
в
учебную
деятельность
вводится
элемент
соревнования,
который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение
дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Место
и
роль
игровой
технологии
в
учебном
процессе,
сочетание
элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
В
первую
очередь
следует
разделить
игры
по
виду
деятельности
на
физические
(двигательные),
интеллектуальные
(умственные),
трудовые,
социальные и психологические.
3
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
а)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б)познавательные, воспитательные, развивающие;
в)репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехниче
-ские и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Укажем
лишь
важнейшие
из
применяемых
типов:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
и
игры-драматизации.
По
предметной
области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И,
наконец,
специфику
игровой
технологии
в
значительной
степени
определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,
настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а
также с различными средствами передвижения.
Виды психологических игр
Общую схему психологического содержания игры можно представить
следующим образом.
1. У человека возникает некоторое желание.
2. Сверхсознание запрещает реализацию данного желания
3. Подсознание начинает искать оправдание — психологические купоны,
и откупается от сверх сознания и желание удовлетворяется.
На внешнем уровне психологическая игра представляет собой заранее
предопределенную
последовательность
взаимодействий
направленную
на
достижение
психологического
выигрыша.
При
этом
следует
отметить,
что
психологический выигрыш не всегда является выигрышем «физическим». Так
психологический выигрыш может состоять в болезни, несчастном случае или
смерти играющего, поскольку сущность выигрыша состоит в подтверждении
жизненной
позиции
человека.
Этот
критерий
позволяет
отличать
психологическую
игру
от
другой
формы
человеческого
поведения
—
манипуляции, которая нацелена на получение физического выигрыша.
Э. Берн различает:
а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб,
но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;
в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые
заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.
Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять
весь
ее
потенциал.
Так
рождаются
игровые
пространства
разного
типа,
акцентированные на том или ином аспекте игры, ориентированные на те или
иные ее возможности. В арсенале психологов на сегодняшний день имеются
игровые пространства пяти различных видов. Часто в реальном действии они
переплетаются друг с другом, но все же можно говорить о них как о достаточно
самостоятельных видах деятельности со своими законами
4
Следующим видом можно назвать «иргу-проживание», которая позволяет
создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного
освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках
межличностных
отношений,
создания
и
осмысления
ценностей
личного
существования
в
данной
ситуации.
Это
более
сложный
вид
игры
как
для
участников,
так
и
для
ведущего.
Для
него
сложность
может
представлять
управление
игровым
процессом,
для
участников
опасность
связана
с
необходимостью
включаться
в
отношения,
выстраивать
их,
обращаться
к
своему собственному «Я» с достаточно непростыми вопросами. Возраст может
быть любой.
«Игра-проживание» не может быть удачной и не удачной, она всегда
складывается по-разному. Однако любой вариант «проживания» игры очень
полезен:
выявляются
скрытые
разрушительные
процессы,
личность
продвигается в понимании того, что в ней происходит. Следовательно, жизнь
продолжается.
Третий
вид
психологических
игр
–
«игры-драмы».
За
содержанием,
коллизиями
сюжета
и
изысками
антуража
любой
«игры-драмы»
стоит
необходимость
самоопределения
каждого
участника
в
конкретной
игровой
ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит
ценностно-смысловое самоопределение личности.
Однако не только процедура выбора в таких играх драматична. Как только
участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию
символического
проживания
этого
пути.
В
процессе
такого
проживания
становятся очевидны все потери и обретения, все последствия выбора. Ряд
«игр-драм» предполагает не только умение делать выборы и принимать их
следствия, не менее важно уметь строить свою жизнь в контексте сделанного
выбора: ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения
с другими людьми.
То есть, «игра-драма» может быть ориентирована на решение еще одной
психологической задачи, которая для участника озвучивается приблизительно
так: «Теперь, когда ты сделал свой выбор, как ты будешь строить свою жизнь?
». Квинтэссенция «игры-драмы» — ситуация совершения выбора, но к нему
нужно умело подвести. Выбор будет действительно личностно переживаться в
том случае, если участник глубоко погрузился в игровую ситуацию, на это
уходит
значительная
часть
времени.
Очень
хороший
эффект
дают
психодраматические и гештальт-техники проживания, медитативные приемы.
«Игры-драмы» самый сложный и ответственный вид психологических игр.
«Деловые» и проектные игры — еще один вид психологической игровой
работы.
Они
направлены
на
освоение,
осмысление
так
называемых
инструментальных
задач,
связанных
с
построением
реальной
деятельности,
достижением
конкретных
целей,
структурированием
системы
деловых
отношений участников.
«Деловые» игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут
иметь
вид
собственно
организационного
семинара.
«Д еловые»,
5
организационные
игры
не
имеют
сюжетной
линии
и
заданного
извне
эмоционального фона отношений. Участники должны быть либо изначально
мотивированы на участие в таких действиях, либо эту мотивацию необходимо
создавать и поддерживать в процессе. Несколько особняком стоят проектные
игры. Их назначение — формировать проектное мышление участников, умение
работать
с
проблемой.
Проектные
игры
могут
иметь
сюжет,
а
могут
проводиться
на
реальном
материале,
например,
в
связи
с
каким-либо
мероприятием.
«Деловые» игры — очень перспективное направление. Они учат строить
свою
деятельность,
налаживать
деловое
сотрудничество,
вступать
в
коллегиальные отношения.
Следующим
видом
психологических
игр
являются
психологические
акции. Собственно, это не игра, это — игровая среда, которая создается на
определенное
время.
Она
не
мешает
разворачиваться
другим
видам
деятельности,
но
имеет
некоторое
собственное
содержание,
правила,
намеченный результат.
Основная цель таких «акций» — расширение жизненного пространства
участников
за
счет
внесения
в
их
жизнь
новых
дополнительных
смыслов,
чувственных красок, культурных значений. «Психологические акции» могут
быть
эпизодичны,
внезапны,
невелики
по
количеству
участников
или
длительности проведения.
Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не
мешает
существовать
в
обычном
режиме
тем,
кто
хочет
ее
не
замечать,
окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции
на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее
эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в
ней люди — близкими и интересными собеседниками.
На
основании
вышесказанного,
можно
сделать
вывод,
что
основное
положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры
заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон
действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность,
мотивируется отношением к значимым для ребенка целям. Мотивы игровой
деятельности
отражают
более
непосредственное
отношение
личности
к
окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой
деятельности
на
основании
более
непосредственного
отношения
к
их
собственному внутреннему содержанию.
Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из
шести основных форм структурирования времени: деятельность, ритуал, игра,
времяпрепровождение,
отдых,
искренние
отношения.
При
этом
Э.
Берн
различает: игры первой степени, которые приемлемы в обществе; игры второй
степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки
будут, скорее всего, скрывать это от посторонних; игры третьей степени, в
которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются плачевно.
6
Различают следующие виды психологических игр: игровая «оболочка»,
«игра-проживание», «игра-драма», «деловые» игры, психологические акции.
Для
человека
любого
возраста
в
игре
предоставляется
возможность
представить
себя
в
определенной
роли,
копировать
увиденные
когда
либо
действия
и
тем
самым
приобретая
определенные
навыки
которые
могут
пригодиться.
Люди
анализируют
определенные
ситуации
в
играх,
делают
выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Другим важным фактором является развитие личности в процессе игры.
Более того, игра для человека — огромный мир, причем, мир собственно
личный, суверенный, где личность может все, что захочет.
Игра
хранит
и
передает
по
личности
огромную
гамму
духовных,
эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
К
особенностям
игры
относится
ее
эвристичность,
дух
творчества,
пронизывающий
все
разворачивающиеся
действия.
Ведь
результат
игры
изначально
непредсказуем,
имеет
вероятностный
характер,
что
и
придает
каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному
эффекту, но не воспроизводимого в точности события.
Чаще
всего
господствующим
мотивом
игры
является
выигрыш,
приобретающий различное содержание в зависимости от других мотивов и
характера игры. Но раз есть мотив, значит, должна быть и цель? В отличие от
многих других видов деятельности в игре цель зачастую не представлена в
сознании игроков, но может быть, и обозначена в виде поставленной извне
(воспитателем, ведущим) задачи: например, цель – интенсификация творческой
активности.
7