Автор: Моргасова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Приморский край, пгт. Кавалерово
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»
(подготовительная группа)
Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения
различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно
отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л. А. Венгер, А. В.
Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.
При подготовки детей к школе очень важно:
развивать творческие способности, фантазию, внимание, память;
готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего
возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать
карандаш),
формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево,
вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).
В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее
время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в
изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для
развития ребенка - дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными
видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и
мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в
дошкольном учреждении, решаются одни задачи, а в семье - другие.
В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что
способствует его личному развитию и особо для него значительным является
понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.
Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники,
музей, коллекционирование репродукций произведений изобразительного
искусства.
Надо как можно раньше приобщать ребенка к красоте, или, как считал великий
российский педагог В. Сухомлинский: «Через красивое к человечному - такова
закономерность воспитания. Если ребенок вырастил розу(нарисовал, вылепил,
сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой, - он не способен на
зло, подлость, цинизм, бессердечность». Очень важно с детьми систематически
проводить игры для психического развития детей, пальчиковые разминки,
самомассажи, как «мощное средство повышение работоспособности головного
мозга». Советуем родителям уделять играм во дворе, во время выездов на природу
и др. Все это поможет детям с самого раннего возраста держать карандаш и ручку,
выполнять графические упражнения(штриховка, обвод контуров, проведения
различных линий, раскрашивание предметов и др.) самостоятельно заплетать
косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из
глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе
радость.
Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка,
отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.
Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для
воспитания нравственного культурного человека.
В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по
отношению к ребенку:
опираюсь, на имеющийся природный потенциал;
ищу и раскрываю его дарования;
стимулирую внутренние духовные силы.
Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к
непрерывному саморазвитию.
Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию
творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми
таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование.
Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то
она:
способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие
представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в
процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты
и детали);
увеличивает его привлекательность для детей;
совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных
предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих
предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и
явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры с чтение загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально
воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер,
способствуют развитию образного мышления, воображения.
Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать,
наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского
творчества.
Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности
реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния
человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.)
Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые
образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию
познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой
моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие
выводы и обобщения и др.
Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как
творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.
Задачи:
развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного
возраста;
помочь развить у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при
овладении навыком письма в школе.
Для успешного выполнения в работе поставила задачи:
развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой,
театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности;
овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков;
воспитывать культуру деятельности;
формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с
поставленными задачами.
Творческие силы ребенка «сосредоточиваются на рисовании не случайно, но
потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко
выразить то, что им владеет» (Л. С. Высотский)
В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала,
где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком
задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать что такое
цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение
свои мысли, чувства по отношению к какому - либо предмету или явлению в
окружающем нас мире.
Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к
выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.
Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный
обстановки.
Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует
дальнейшему развитию творческих способностей. Тем кто затрудняется, не знает,
как продолжить работу, помогаю не только словами - карандашом или краской
делаю рисунки - наброски на листах - пробниках. Дети неохотно возвращаются к
доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к
мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать
высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке(как у
настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все
дети будут доводить свои работы до конца.
Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство
всестороннего развития личности, подготовки к жизни.
Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате
согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к
вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как
грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям
художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-
раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми
рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках
-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т. д.
Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать
крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить
навыкам самообслуживания.
Сотрудничая с семьей по воспитанию творческой личности, использую формы
взаимодействия: конкурсы с участием взрослых и детей «Поделки из природного
материала», «игрушки-самоделки», драматизация сказок, придумывание
спектаклей детьми и показ их в младших группах, на праздниках, развлечениях;
домашний театр с активным участием родителей; организация экскурсий в музее
поэта, нашего земляка С. Д. Дрожжина; в оформлении выставки детских рисунков.
Многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в
развитии духовности, нравственности собственных детей.
Среди главных составляющих понятие «готовность к школе - развитие
любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно
думать и решать простейшие умственные задачи.
Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к
школе.
Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют
возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить
красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам
сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем
его мире.