Напоминание

"Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"


Автор: Моргасова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Приморский край, пгт. Кавалерово
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

(подготовительная группа)

Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения

различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно

отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л. А. Венгер, А. В.

Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.

При подготовки детей к школе очень важно:

развивать творческие способности, фантазию, внимание, память;

готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего

возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать

карандаш),

формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево,

вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).

В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее

время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в

изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для

развития ребенка - дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными

видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и

мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в

дошкольном учреждении, решаются одни задачи, а в семье - другие.

В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что

способствует его личному развитию и особо для него значительным является

понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.

Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники,

музей, коллекционирование репродукций произведений изобразительного

искусства.

Надо как можно раньше приобщать ребенка к красоте, или, как считал великий

российский педагог В. Сухомлинский: «Через красивое к человечному - такова

закономерность воспитания. Если ребенок вырастил розу(нарисовал, вылепил,

сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой, - он не способен на

зло, подлость, цинизм, бессердечность». Очень важно с детьми систематически

проводить игры для психического развития детей, пальчиковые разминки,

самомассажи, как «мощное средство повышение работоспособности головного

мозга». Советуем родителям уделять играм во дворе, во время выездов на природу

и др. Все это поможет детям с самого раннего возраста держать карандаш и ручку,

выполнять графические упражнения(штриховка, обвод контуров, проведения

различных линий, раскрашивание предметов и др.) самостоятельно заплетать

косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из

глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе

радость.

Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка,

отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для

воспитания нравственного культурного человека.

В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по

отношению к ребенку:

опираюсь, на имеющийся природный потенциал;

ищу и раскрываю его дарования;

стимулирую внутренние духовные силы.

Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к

непрерывному саморазвитию.

Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию

творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми

таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,

эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то

она:

способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие

представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в

процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты

и детали);

увеличивает его привлекательность для детей;

совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных

предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих

предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и

явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Игры с чтение загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально

воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер,

способствуют развитию образного мышления, воображения.

Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать,

наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского

творчества.

Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности

реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния

человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.)

Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые

образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию

познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой

моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие

выводы и обобщения и др.

Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как

творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

Задачи:

развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного

возраста;

помочь развить у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при

овладении навыком письма в школе.

Для успешного выполнения в работе поставила задачи:

развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой,

театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности;

овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков;

воспитывать культуру деятельности;

формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с

поставленными задачами.

Творческие силы ребенка «сосредоточиваются на рисовании не случайно, но

потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко

выразить то, что им владеет» (Л. С. Высотский)

В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала,

где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком

задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать что такое

цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение

свои мысли, чувства по отношению к какому - либо предмету или явлению в

окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к

выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный

обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует

дальнейшему развитию творческих способностей. Тем кто затрудняется, не знает,

как продолжить работу, помогаю не только словами - карандашом или краской

делаю рисунки - наброски на листах - пробниках. Дети неохотно возвращаются к

доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к

мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать

высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке(как у

настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все

дети будут доводить свои работы до конца.

Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство

всестороннего развития личности, подготовки к жизни.

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате

согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к

вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как

грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям

художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-

раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми

рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках

-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т. д.

Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать

крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить

навыкам самообслуживания.

Сотрудничая с семьей по воспитанию творческой личности, использую формы

взаимодействия: конкурсы с участием взрослых и детей «Поделки из природного

материала», «игрушки-самоделки», драматизация сказок, придумывание

спектаклей детьми и показ их в младших группах, на праздниках, развлечениях;

домашний театр с активным участием родителей; организация экскурсий в музее

поэта, нашего земляка С. Д. Дрожжина; в оформлении выставки детских рисунков.

Многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в

развитии духовности, нравственности собственных детей.

Среди главных составляющих понятие «готовность к школе - развитие

любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно

думать и решать простейшие умственные задачи.

Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к

школе.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют

возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить

красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам

сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем

его мире.



В раздел образования