Напоминание

«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»


Автор: Черкасова Екатерина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

Черкасова Екатерина Олеговна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»

г. Мичуринска Тамбовской области

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей

протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей

нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации

могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.

Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку

к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать

заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация ребенка раннего дошкольного возраста к дошкольному

образовательному

учреждению

достаточно

не

простой

вопрос

для

родителей. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как

встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут

кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители

впервые оставляют ребенка с

незнакомыми людьми.

Ведь до

этого все

происходило на их глазах. Было внимание, забота, любовь всех близких. А

будет ли все это в детском саду?

Детям не только раннего возраста очень непросто начинать посещать

детский сад. Каждый из них, по – разному проходит период адаптации к

детскому саду.

Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.

В

привычную, сложившуюся жизнь

ребенка

в семье буквально врываются

изменения: чёткий режим дня, отсутствие мамы

и

папы, постоянное

присутствие

сверстников,

необходимость

слушаться

и

подчиняться

незнакомым

взрослым,

резко

уменьшается

количество

персонального

внимания.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой

обстановке. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая

степень адаптации.

При адаптации легкой степени наблюдаются:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные

эмоциональные

реакции

(капризы,

замкнутость,

агрессия,

угнетенное

состояние

и

т.д.),

изменения

в

речевой,

ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность

практически не изменяются;

-функциональные

нарушения

практиче ски

не

в ы р а же н ы ,

нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы

исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка

нормализуется

более

медленно

и

на

протяжении

первого

месяца

после

поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.

Заболевание

длиться

7–

10

дней

и

завершается

без

каких–

либо

осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются в течение месяца и более,

состояние

эмоционально

неустойчивое. Отношение к близким –

эмоционально

возбуждённое:

плачь,

крик

при

расставании

и

встрече.

Отношение

к

детям,

как

правило,

безразличное,

но

может

быть

и

заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения

в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки,

шелушение

кожи

(диатез)

в

течение

2–

х

недель.

Однако

при

эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и

поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самая последняя степень адаптации и самая тяжелая, которая вызывает

особую тревогу. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение

аппетита,

физической

и

эмоциональной

активности

это

симптомы,

обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и

не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой

окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы

негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на

его эмоциональном состоянии. Ребенок может отказываться от еды, от игр и

общения.

Как же и чем помочь ребёнку в период адаптации? На базе

МБДОУ

«Детский

сад

комбинированного

вида

№8

«Аистенок»

функционирует

ЦИПР «Ладушки»,

для

детей

от

1

до

3 лет, не

посещающих

ДОУ, в

котором

с

детьми проводятся

адаптационные

занятия, а

с

родителями

тренинги

взаимодействия, беседы

и

консультации по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. На

данных

консультациях

родителям

даются

рекомендации

о

том, что

готовить ребенка к ДОУ необходимо заранее, рассказывать малышу о

детском саде, о том, что там много детишек, новых игрушек, создавать у

ребенка настроение радостного ожидания. В то же время готовить его к

предстоящей разлуке:

практиковать

недолгие расставания (в магазин, на

работу). Можно придумать свой ритуал прощания, ребенок всегда должен

быть уверен в том, что вы всегда придете за ребенком.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить

ребенка

к

некоторым

элементарным

действиям

по

самообслуживанию:

самостоятельно

одеваться

и

раздеваться,

принимать

активное

участие

в

одевании,

мытье

рук,

пользоваться

туалетом,

ложкой,

зубной

щеткой.

Примерно

за

два-три

месяца

до

начала

посещения

детского

сада

надо

установить режим дня, близкий к режиму в дошкольном

учреждении, и

стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет

также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был

иным, чем в детском саду.

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш

уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. Будет

готов

к

общению

со

сверстниками,

не

будет

стесняться

обращаться

за

помощью

к

воспитателю

и

будет

положительно

настроен

на

посещение

детского сада. Все

дети, которые

посещали

наш

Центр

игровой

поддержки ребенка «Ладушки», прошли адаптацию к ДОУ безболезненно.

Список используемой литературы.

О.Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в детском саду» Москва,

«Просвещение»,2007 г.

Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Москва, «Учитель», 2007 г.



В раздел образования