Автор: Черкасова Екатерина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Черкасова Екатерина Олеговна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»
г. Мичуринска Тамбовской области
“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать
заблаговременно”.
Т.В.Костяк.
Адаптация ребенка раннего дошкольного возраста к дошкольному
образовательному
учреждению
достаточно
не
простой
вопрос
для
родителей. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как
встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут
кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители
впервые оставляют ребенка с
незнакомыми людьми.
Ведь до
этого все
происходило на их глазах. Было внимание, забота, любовь всех близких. А
будет ли все это в детском саду?
Детям не только раннего возраста очень непросто начинать посещать
детский сад. Каждый из них, по – разному проходит период адаптации к
детскому саду.
Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.
В
привычную, сложившуюся жизнь
ребенка
в семье буквально врываются
изменения: чёткий режим дня, отсутствие мамы
и
папы, постоянное
присутствие
сверстников,
необходимость
слушаться
и
подчиняться
незнакомым
взрослым,
резко
уменьшается
количество
персонального
внимания.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая
степень адаптации.
При адаптации легкой степени наблюдаются:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные
эмоциональные
реакции
(капризы,
замкнутость,
агрессия,
угнетенное
состояние
и
т.д.),
изменения
в
речевой,
ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность
практически не изменяются;
-функциональные
нарушения
практиче ски
не
в ы р а же н ы ,
нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы
исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка
нормализуется
более
медленно
и
на
протяжении
первого
месяца
после
поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.
Заболевание
длиться
7–
10
дней
и
завершается
без
каких–
либо
осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются в течение месяца и более,
состояние
эмоционально
неустойчивое. Отношение к близким –
эмоционально
–
возбуждённое:
плачь,
крик
при
расставании
и
встрече.
Отношение
к
детям,
как
правило,
безразличное,
но
может
быть
и
заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения
в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки,
шелушение
кожи
(диатез)
–
в
течение
2–
х
недель.
Однако
при
эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и
поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Самая последняя степень адаптации и самая тяжелая, которая вызывает
особую тревогу. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение
аппетита,
физической
и
эмоциональной
активности
–
это
симптомы,
обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и
не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой
окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы
негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на
его эмоциональном состоянии. Ребенок может отказываться от еды, от игр и
общения.
Как же и чем помочь ребёнку в период адаптации? На базе
МБДОУ
«Детский
сад
комбинированного
вида
№8
«Аистенок»
функционирует
ЦИПР «Ладушки»,
для
детей
от
1
до
3 лет, не
посещающих
ДОУ, в
котором
с
детьми проводятся
адаптационные
занятия, а
с
родителями
тренинги
взаимодействия, беседы
и
консультации по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. На
данных
консультациях
родителям
даются
рекомендации
о
том, что
готовить ребенка к ДОУ необходимо заранее, рассказывать малышу о
детском саде, о том, что там много детишек, новых игрушек, создавать у
ребенка настроение радостного ожидания. В то же время готовить его к
предстоящей разлуке:
практиковать
недолгие расставания (в магазин, на
работу). Можно придумать свой ритуал прощания, ребенок всегда должен
быть уверен в том, что вы всегда придете за ребенком.
Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить
ребенка
к
некоторым
элементарным
действиям
по
самообслуживанию:
самостоятельно
одеваться
и
раздеваться,
принимать
активное
участие
в
одевании,
мытье
рук,
пользоваться
туалетом,
ложкой,
зубной
щеткой.
Примерно
за
два-три
месяца
до
начала
посещения
детского
сада
надо
установить режим дня, близкий к режиму в дошкольном
учреждении, и
стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет
также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был
иным, чем в детском саду.
Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш
уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. Будет
готов
к
общению
со
сверстниками,
не
будет
стесняться
обращаться
за
помощью
к
воспитателю
и
будет
положительно
настроен
на
посещение
детского сада. Все
дети, которые
посещали
наш
Центр
игровой
поддержки ребенка «Ладушки», прошли адаптацию к ДОУ безболезненно.
Список используемой литературы.
О.Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в детском саду» Москва,
«Просвещение»,2007 г.
Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
Москва, «Учитель», 2007 г.