Автор: Тинякова Наталья Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад №86 города Орла"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Простые игры для развития связной речи"
Раздел: дошкольное образование
Простые игры для развития связной речи
Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть между делом
и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или
дорожной пробке.
Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления,
нужно только родительское желание и фантазия. Используйте такие речевые
игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному.
Какой? Для обогащения речи именами прилагательными. Мяч какой? –
большой,
маленький,
круглый,
резиновый,
упругий,
красный,
кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что
могут
делать…? Игра
для
увеличения
запаса
глаголов.
Что
может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять,
к у ш а т ь ,
р ы ч а т ь … .
Что
может
делать
лягушка?
Что
могут
делать
руки?
и
т.
д.
Слова наоборот. Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро,
сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий,
узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Слова-товарищи. Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и
то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь. Холодный – ледяной,
морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один – много (можно играть с мячом). Взрослый называет слово в
единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например:
нога — ноги, окно — окна.
Назови ласково (также можно играть с мячом). Например: стол —
столик, палец – пальчик и т.д.
Потому что… Включение в речь союзов и предлогов делает речь
плавной,
логичной,
цельной.
Развивайте
эту
способность
у
ребёнка,
рассуждая
и
отвечая
на
вопросы:
Я
мою
руки
потому,
что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
Объясни.
Взрослый
даёт
задание
ребёнку:
«Я
сейчас
произнесу
п р е д л о ж е н и е ,
а
т ы
о т в е т и ш ь
н а
м о й
в о п р о с »
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?
Кем
(чем)
был? Взрослый
называет
ребёнку
явления,
предметы,
животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
К о р о в а
б ы л а
т е л ё н к о м .
Б а б о ч к а
б ы л а
г у с е н и ц е й
К у р и ц а
б ы л а
ц ы п л ё н к о м ,
а
ц ы п л ё н о к
–
я й ц о м .
Лёд был водой и т. д.
Игра «Волшебный мешочек». Эта игра требует небольшой подготовки.
Заранее
подготовьте
картинки
с
изображением
овощей,
фруктов,
ягод,
сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста.
Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её
любит
кушать.
Эта
игра
позволяет
ребёнку
усвоить
окончание
существительных в дательном падеже.
Таким образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно
излагать
свои
мысли
чаще
играйте
с
ним
в
речевые
игры.
Обогащайте
словарь
ребёнка,
описывайте
предметы,
явления,
людей,
природу
и
пр.
Желаю вам успехов!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 86 города Орла»
302001, г. Орёл, ул. Красина,5
Тел.74-45-55, факс, 74-53
Консультация для родителей
«Простые игры для развития связной речи».
Тинякова Наталья Алексеевна
Учитель - логопед
2014 год