Автор: Меренова Раиса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад №6"
Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа город
Нововоронеж»
Доклад
Тема:
«
Духовно-нравственное
воспитание в дошкольном
образовательном учреждении».
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Меренова Р.А.
2017 год
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но всех
их выше должно стоять образование
нравственное.
В.Г.Белинский.
Часто педагоги размышляют о воспитании духовности у дошкольников.
Почему
дети
растут
черствыми,
бездушными?
Почему
дорогие
нашему
сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти
не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас,
Покимоны,
Бакуганы,
Человек-паук,
и
прочая
продукция
американских
авторов?
Мальчики,
практически,
не
играют
в
космонавтов,
моряков,
военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в
человека – Паука, Бетмана, трансформеры и пр. На что провоцируют наших
детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие
понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность
не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях
современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В
этой
связи остро ощущается необходимость духовно-нравственного воспитания. К
сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о
закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период
детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в
школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс,
ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни
дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера
человека.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием
духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать
ребенка
мыслящим,
добродетельным,
милосердным,
верящим
в
возможность совершенствования мира и людей.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и
покой в своем доме, оградить детей от зла и жестокости.
Слово Божие испокон веков звучало на Руси, ведь Русь часто называли
Святой.
Шли
годы,
и
люди
вновь
обращаются
к
духовным
ценностям.
Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость
приобщения к Православным традициям нашего народа.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное
состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа
низменных
страстей
и
власти
денег.
Размытые
и
искаженные
духовно-
нравственные
ориентиры,
пропаганда
насилия,
жестокости,
алчности,
отрицание семейных ценностей нелегким бременем ложатся на неокрепшую
душу ребёнка.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и
способностей.
Его
вопрошающее
сознание
обращено
к
педагогу,
родителям,
взрослым.
И
поэтому,
наша
задача
–
создать
условие
для
развития,
становления,
творческого
самовыражения
душевных
сил
ребенка.
Основой
правильного
духовно-нравственного
воспитания
детей
дошкольного возраста, является их высокая эмоциональная отзывчивость и
активность.
Чувства
и
поступки
маленьких
детей
отличаются
искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех
или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя
взрослые, являющиеся для них авторитетом.
Перед
их
глазами
постоянно
должны
быть примеры
правильного
поведения,
и
тут
роль
родительского
участия и
воспитателей
трудно
переоценить.
Духовно-нравственное
воспитание
опирается
всегда
на
вечные
ценности,
такие
как
любовь
к
Родине,
природе,
родителям,
духовно-
нравственное
и
физическое
здоровье,
уважение
к
труду,
земле,
миру,
дружбе, человечности, справедливости и др.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия
для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-
нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах
православного
воспитания
дошкольников,
заинтересовать
родителей
в
духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада,
направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Работа нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию
включает в себя: проведение организованной образовательной деятельности,
бесед
и
ситуативных
разговоров
на
темы
нравственности
и
морали,
проведение тематических праздников в соответствии с народным календарем.
Дети
нашего
детского
сада
имеют
возможность
посетить
музей
национальной культуры, открытый у нас в саду в 1998 году, где собраны
предметы
русского
быта:
деревянная
и
глиняная
посуда,
расшитые
полотенца,
русские
народные
костюмы
и
многое
другое.
Дети
с
удовольствием
рассматривают
и
манипулируют
с
народными
игрушками,
примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в
ступе зерно.
Также дети знакомятся с русскими народными потешками, сказками,
колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением, закрепляют
знания
о
предметах
старины,
готовят
поделки
и
подарки
к
праздникам,
играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни.
Со
старшими
детьми
проводятся
нравственные
беседы
и
ситуативные
разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о
милосердии,
дружбе
и
взаимопомощи.
Не
остаются
наши
дети
равнодушными
к
чужому
горю
–
собирают
пожертвования
на
лечение
онкобольных детей в нашем городе.
Готовясь к празднику, мы знакомим детей с его историей, традициями,
национальными
особенностями
празднования,
а
также
говорим
о
нравственных нормах поведения в духе Православия.
Детям
читаем
художественные
произведения
к
празднику,
детскую
Библию,
учим
стихи,
беседуем
о
семейных
традициях
Православного
праздника,
рассматриваем
картины,
иллюстрации,
иконы.
Заканчивается
праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Рождество –
конфетами и пирогами, на Масленицу – блинами, на Сороки - жаворонками
на Пасху – куличом и крашеными яичками и т.д.
Я думаю, что дети
надолго запомнят праздник Рождество, который
очень интересно прошел в нашем саду. Дети были одеты в русские народные
костюмы, пели песни о Рождестве, читали стихи, колядовали, танцевали. В
конце праздника Хозяйка угощала детей вкусными пирогами.
Несколько
детей
нашей
группы
посещают
воскресную
школу
при
Храме. Потом остальным детям они рассказывают, что нового и интересного
узнали в этой школе.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются
народные
игры.
В
них
отражается
образ
жизни
людей,
их
труд,
быт,
национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается
с духовным обогащением детей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «У
медведя во бору», «Краски», «Кошки-мышки», «Аленушка и Иванушка»,
«Тише едешь» и другие.
Важным
направлением
в
работе
по
духовно-нравственному
воспитанию
является
сотрудничество
с
родителями.
Чувства
Родины
начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу,
матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Сначала дети учатся христианской любви в родной
семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям. Поэтому свою работу
по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к
матери посредством:
1) чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви,
ее
мудрость,
жертвенность
ради
своего
ребенка,
которые
учат
детей
пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к
ней: это ненецкая сказка «Кукушка», «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да
соль» Алексея Логинова, «Материнская любовь» корейская сказка.
2) бесед на темы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о
своей маме»
-3) рассматривание иллюстраций в Библии: «Образ любящей матери в иконах
Пресвятой Богородицы».
Родители
совместно
с
детьми
принимают
активное
участие
в
организованных выставках, в выпуске стенгазеты «Наши папы – защитники
отечества»,
в
конкурсе
пластилиновых
рисунков
ко
Дню
защитника
Отечества, изготовлении поделок на конкурс «Пасхальное яйцо», и других.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи
и наполнить их досуг новым содержанием, так как в духовно- нравственном
воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На
конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной,
любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
Цель духовного обогащения человека - это беречь то, что его окружает
(родную природу, свой город, нашу страну). Православное воспитание несёт
в себе искреннее желание помогать. Не важно, подкармливаем ли мы птиц,
сажаем деревья, сохраняем природу в чистоте - мы стараемся сохранить наше
национальное богатство. Мы рассказываем детям о том, что многие красивые
растения
занесены
в
Красную
книгу,
знакомим
детей
с
обитателями
Воронежского заповедника.
Только бережное отношение к тому, что живет и растет вокруг нас,
может сделать нашу жизнь полноценной, радостной и прекрасной.
В
нашей
группе
дети
живут
в
уютном
мире
тепла
и
доброты,
в
мире
духовности
и
фантазии.
Ведь
всё
лучшее,
что
начнёт
формироваться
в
детском
саду,
найдёт
своё
отражение
в
дальнейшей
жизни
и
окажет
исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные
достижения человека.
Список использованной литературы
1.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2.
Петрова В.И., Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском
саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
3.
Галицких Е.О.Духовное развитие личности. Киров.1997 г.
4.
Алексеенков В. Нравственное и эмоциональное развитие
дошкольников. Москва.2008 г.