Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении".


Автор: Меренова Раиса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад №6"
Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа город

Нововоронеж»

Доклад

Тема:

«

Духовно-нравственное

воспитание в дошкольном

образовательном учреждении».

(из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

Меренова Р.А.

2017 год

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но всех

их выше должно стоять образование

нравственное.

В.Г.Белинский.

Часто педагоги размышляют о воспитании духовности у дошкольников.

Почему

дети

растут

черствыми,

бездушными?

Почему

дорогие

нашему

сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти

не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас,

Покимоны,

Бакуганы,

Человек-паук,

и

прочая

продукция

американских

авторов?

Мальчики,

практически,

не

играют

в

космонавтов,

моряков,

военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в

человека – Паука, Бетмана, трансформеры и пр. На что провоцируют наших

детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие

понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность

не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях

современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В

этой

связи остро ощущается необходимость духовно-нравственного воспитания. К

сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о

закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период

детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в

школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс,

ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни

дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера

человека.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием

духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать

ребенка

мыслящим,

добродетельным,

милосердным,

верящим

в

возможность совершенствования мира и людей.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и

покой в своем доме, оградить детей от зла и жестокости.

Слово Божие испокон веков звучало на Руси, ведь Русь часто называли

Святой.

Шли

годы,

и

люди

вновь

обращаются

к

духовным

ценностям.

Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость

приобщения к Православным традициям нашего народа.

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное

состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа

низменных

страстей

и

власти

денег.

Размытые

и

искаженные

духовно-

нравственные

ориентиры,

пропаганда

насилия,

жестокости,

алчности,

отрицание семейных ценностей нелегким бременем ложатся на неокрепшую

душу ребёнка.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и

способностей.

Его

вопрошающее

сознание

обращено

к

педагогу,

родителям,

взрослым.

И

поэтому,

наша

задача

создать

условие

для

развития,

становления,

творческого

самовыражения

душевных

сил

ребенка.

Основой

правильного

духовно-нравственного

воспитания

детей

дошкольного возраста, является их высокая эмоциональная отзывчивость и

активность.

Чувства

и

поступки

маленьких

детей

отличаются

искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех

или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя

взрослые, являющиеся для них авторитетом.

Перед

их

глазами

постоянно

должны

быть примеры

правильного

поведения,

и

тут

роль

родительского

участия и

воспитателей

трудно

переоценить.

Духовно-нравственное

воспитание

опирается

всегда

на

вечные

ценности,

такие

как

любовь

к

Родине,

природе,

родителям,

духовно-

нравственное

и

физическое

здоровье,

уважение

к

труду,

земле,

миру,

дружбе, человечности, справедливости и др.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому

начинаем

относиться

к

старинным

праздникам,

традициям,

фольклору,

художественным

промыслам,

декоративно-прикладному

искусству.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия

для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-

нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах

православного

воспитания

дошкольников,

заинтересовать

родителей

в

духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада,

направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Работа нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию

включает в себя: проведение организованной образовательной деятельности,

бесед

и

ситуативных

разговоров

на

темы

нравственности

и

морали,

проведение тематических праздников в соответствии с народным календарем.

Дети

нашего

детского

сада

имеют

возможность

посетить

музей

национальной культуры, открытый у нас в саду в 1998 году, где собраны

предметы

русского

быта:

деревянная

и

глиняная

посуда,

расшитые

полотенца,

русские

народные

костюмы

и

многое

другое.

Дети

с

удовольствием

рассматривают

и

манипулируют

с

народными

игрушками,

примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в

ступе зерно.

Также дети знакомятся с русскими народными потешками, сказками,

колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением, закрепляют

знания

о

предметах

старины,

готовят

поделки

и

подарки

к

праздникам,

играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни.

Со

старшими

детьми

проводятся

нравственные

беседы

и

ситуативные

разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о

милосердии,

дружбе

и

взаимопомощи.

Не

остаются

наши

дети

равнодушными

к

чужому

горю

собирают

пожертвования

на

лечение

онкобольных детей в нашем городе.

Готовясь к празднику, мы знакомим детей с его историей, традициями,

национальными

особенностями

празднования,

а

также

говорим

о

нравственных нормах поведения в духе Православия.

Детям

читаем

художественные

произведения

к

празднику,

детскую

Библию,

учим

стихи,

беседуем

о

семейных

традициях

Православного

праздника,

рассматриваем

картины,

иллюстрации,

иконы.

Заканчивается

праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Рождество –

конфетами и пирогами, на Масленицу – блинами, на Сороки - жаворонками

на Пасху – куличом и крашеными яичками и т.д.

Я думаю, что дети

надолго запомнят праздник Рождество, который

очень интересно прошел в нашем саду. Дети были одеты в русские народные

костюмы, пели песни о Рождестве, читали стихи, колядовали, танцевали. В

конце праздника Хозяйка угощала детей вкусными пирогами.

Несколько

детей

нашей

группы

посещают

воскресную

школу

при

Храме. Потом остальным детям они рассказывают, что нового и интересного

узнали в этой школе.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются

народные

игры.

В

них

отражается

образ

жизни

людей,

их

труд,

быт,

национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается

с духовным обогащением детей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «У

медведя во бору», «Краски», «Кошки-мышки», «Аленушка и Иванушка»,

«Тише едешь» и другие.

Важным

направлением

в

работе

по

духовно-нравственному

воспитанию

является

сотрудничество

с

родителями.

Чувства

Родины

начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу,

матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением. Сначала дети учатся христианской любви в родной

семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям. Поэтому свою работу

по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к

матери посредством:

1) чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви,

ее

мудрость,

жертвенность

ради

своего

ребенка,

которые

учат

детей

пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к

ней: это ненецкая сказка «Кукушка», «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да

соль» Алексея Логинова, «Материнская любовь» корейская сказка.

2) бесед на темы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о

своей маме»

-3) рассматривание иллюстраций в Библии: «Образ любящей матери в иконах

Пресвятой Богородицы».

Родители

совместно

с

детьми

принимают

активное

участие

в

организованных выставках, в выпуске стенгазеты «Наши папы – защитники

отечества»,

в

конкурсе

пластилиновых

рисунков

ко

Дню

защитника

Отечества, изготовлении поделок на конкурс «Пасхальное яйцо», и других.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи

и наполнить их досуг новым содержанием, так как в духовно- нравственном

воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На

конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

фронтовых

и

трудовых

подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной,

любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Цель духовного обогащения человека - это беречь то, что его окружает

(родную природу, свой город, нашу страну). Православное воспитание несёт

в себе искреннее желание помогать. Не важно, подкармливаем ли мы птиц,

сажаем деревья, сохраняем природу в чистоте - мы стараемся сохранить наше

национальное богатство. Мы рассказываем детям о том, что многие красивые

растения

занесены

в

Красную

книгу,

знакомим

детей

с

обитателями

Воронежского заповедника.

Только бережное отношение к тому, что живет и растет вокруг нас,

может сделать нашу жизнь полноценной, радостной и прекрасной.

В

нашей

группе

дети

живут

в

уютном

мире

тепла

и

доброты,

в

мире

духовности

и

фантазии.

Ведь

всё

лучшее,

что

начнёт

формироваться

в

детском

саду,

найдёт

своё

отражение

в

дальнейшей

жизни

и

окажет

исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные

достижения человека.

Список использованной литературы

1.

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2.

Петрова В.И., Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском

саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

3.

Галицких Е.О.Духовное развитие личности. Киров.1997 г.

4.

Алексеенков В. Нравственное и эмоциональное развитие

дошкольников. Москва.2008 г.



В раздел образования