Напоминание

"Вокальный проект как технология развития ключевых компетенций учащихся в условиях детского вокального ансамбля"


Автор: Дерябина Юлия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ Дубневская средняя школа
Населённый пункт: Городской округ Ступино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Вокальный проект как технология развития ключевых компетенций учащихся в условиях детского вокального ансамбля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ю.Н.Дерябина - педагог дополнительного образования

МБОУ «Дубневская СОШ» г.о.Ступино Московская область

«Вокальный проект как технология развития ключевых компетенций

учащихся в условиях детского вокального ансамбля»

Воспитание творчески и социально активной личности сегодня

важнейшая задача современного образования в России. Развитие ключевых

компетенций у учащихся в условиях вокальной деятельности является одним

из интересных процессов в дополнительном образовании, который требует

внедрения

современных

образовательных

технологий

в

педагогическую

практику.

Рассказать о своем ансамбле и общеразвивающих программах

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.

На

сегодняшний

момент

существует

ряд

образовательных

технологий

которые

носят

признаки

проектности,

среди

них

компетентностно-

ориентированные

задания,

образовательное

событие,

кейс-стади,

метод

модерации, социо-моделирующие игры и пр. Но начинать ребят погружать в

проектную

деятельность

следует

с

проектных

задач,

которые

позволяют

сформировать

определенные

умения

и

способы

мышления.

На

слайде

представлены каким образом происходит погружение ребят моего вокального

коллектива

в

проектную

деятельность.

Все

заявленные

проектные

образовательные формы отражены в моих общеразвивающих программах.

Все это реализовывается в естественном учебном процессе.

.Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи,

направленные на создание нового продукта. В нашем случаевокальный

проект, как особая форма погружения в вокальную деятельность детского

коллектива – это предоставление возможности учащимся попробовать себя в

различных качествах, а именно осознание своей роли в музыкально-

вокальной деятельности, умение выбирать целевые и смысловые установки

для своих действий и поступков, как вокалиста, продюсера и человека,

принятие решения в создании музыкального образа, сценического костюма,

понимание собственных вокальных дефицитов и выстраивание собственного

индивидуального маршрута саморазвития как солиста, так и участника

ансамбля, с помощью педагога – консультанта. Вокальный проект может

быть, как индивидуальным (сольным), так и групповым, он может быть

тематическим (номера подбираются на определенную заданную тему), так и

свободным.

.Рассмотрим сегодня создание проекта «Я – солист». Не каждый

участник ансамбля может почувствовать в себе силы стать солистом, в этом

случае учащийся может проявить себя в работе «Арт - группы», а именно

продюсера, режиссера, хореографа, дизайнера костюма и сценического

образа артиста.

I этап(поисковый)– участники ансамбля самостоятельно выбирают

номера, которые они будут разрабатывать. Прослушивают существующие

исполнения этих номеров, определяются с фонограммой минус, проводят

текстовый и вокальный разбор, составляют графические партитуры. На

индивидуальной консультации с педагогом определяются пути решения

вокальных и исполнительских задач. Проектируют дальнейшую

деятельность.

II этап(конструкторский этап (основной)– первые образные

решения, репетиции, подготовка костюмов, хореографии, экономическая

оценка номера, проходит первая презентация номера, после которого

устраивается тендер, где свои услуги предлагают и защищают продюсеры,

режиссеры, хореографы, дизайнеры. В комиссии могут работать

руководитель, педагоги по актерскому мастерству и хореографии,

воспитанники старших групп, выпускники. Таким образом, каждый солист

набирает свою команду.

III этап(технологический этап)– «мозговой штурм», разрабатывается

стратегияосуществления конечного продукта – концертного номера. Перед

каждой группой поставлены определенные сроки, роли определены, каждый

занимается своей частью работы. Продюсер рассчитывает проект и ищет

пути его осуществления, режиссер и хореограф работают над постановкой

номера и воплощением музыкально – художественного образа, дизайнер

разрабатывает

костюм и сценический образ артиста в целом(консультации педагогов по

вокалу, актерскому мастерству, хореографии).

IV этап– культурно – образовательное событие: представление и

защита проекта. Оценивание защиты вокального проекта происходит

согласно заранее определенным критериям и уровневым показателям. Итогом

успешной защиты может стать включение номера в репертуар ансамбля или

запись номера на студии.

Заключительным этапом работы становится индивидуальная и

групповая рефлексия, в процессе которой ребята оценивают достигнутый

результат. А именно отвечают на следующие поставленные вопросы: Для

чего нужны вокальные проекты в работе нашего коллектива?

Как Вы думаетедостигли ли мы желаемого результата? Оцените каждый

свою работу.

Оцените

работу

группы,

обоснуйте

значимость

каждого

участника

проекта, необходимость умения работаты в команде.

Как это может помочь в жизни, пригодиться в других условиях?

Выслушайте оценку экспертов.

Коллективный проект «Наш дебют» строится по тем же этапам,

задача осложнятся в выборе репертуара (умение договориться, оценить свои

возможности),

сделать

простую

двухголосную

аранжировку,

ансамблевом

исполнении и все роли (продюсер, режиссер, хореограф, дизайнер) ложатся

уже на плечи исполнителей. Этот проект рекомендован для детей старшего

возраста, имеющих вокальную подготовку, опыт.

Благодаря проектной деятельности система обозначенных ключевых

компетенций развивается в комплексе:

-

ценностно-смысловые

компетенцииучащиеся

находят

собственное

исполнительское

решения,

проживают

музыкальный

материал

и

образы,

демонстрируют личностный смысл при исполнении;

- учебно-познавательные компетенции учащиеся собирают информацию о

композиторе,

исполнителях,

анализируют

существующие

вокальные

трактовки, сопоставляют со своим видением моделируют образ;

- информационные компетенции, самостоятельная работа с микрофонами,

микшерными пультами, фонограммами минус и Интернет ресурсами;

- коммуникативные компетенцииучащиеся работают в команде и публично

презентуют свой продукт, отстаивают свою точку зрения;

-компетенции

личностного

самосовершенствования

компетенции

здоровьесбереженияразвивается

уверенность

в

себе,

психоэмоциональная

устойчивость, уходит боязнь сцены, усиливаются нравственные ориентиры,

развивается эмпатия.

Вокальный проект– повышает мотивацию личного развития

учащихся,

обращает

их

к

проблематике

творчества,

самовоспитания

и

самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия.

Помогает

в

формировании

индивидуального

стиля

мышления,

познавательной

и

творческой

деятельности,

помогает

повышать

эмоциональную

устойчивость

исполнителя

вокалиста,

развивает

настойчивость и терпимость, как черт характера, проявляет в работе новые

творческие инициативы. Учащийся становится более успешным в публичных

выступлениях

конкурсах.

Все

это

способствует

развитию

широкого

диапазона личностных качеств учащихся, способов умственных действий,

механизмов формирования личности – эмоционально – мотивационной.



В раздел образования