Автор: Теселкина Татьяна Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: п.г.т.Ковернино
Наименование материала: Сообщение
Тема: "Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение
Использование современных
методов и приемов в реализации
задач музыкального образования
(музыкально-ритмические
движения) в соответствии с ФГОС
Подготовила музыкальный руководитель д/с «Рябинка»Теселкина Т.А.
2016г.
1
План
А)Значение музыкально-ритмических движений.
Б)использование
современных
методов
и
приемов
в
реализации
задач
музыкального образования в музыкально-ритмической деятельности детей
дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС решение задач художественно- эстетической области
должно
быть
направлено
на
приобретение
опыта
в
музыкальной
деятельности ( музыкально- ритмических движений).
Требование к
психолого - педагогическим
условиям
для успешной
реализации программы является использование в образовательном процессе
форм и методов работы с детьми соответствующих их психолого-
возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей).
1.Музыка,
движение
–
это
средства,
которые
благотворно
действуют
на
здоровье
ребёнка.
Музыкально-ритмические
движения
выполняют
релаксационную
функцию,
помогают
добиться
эмоциональной
разрядки,
снять умственную перегрузки и утомления.
2.Ритм,
который
музыка
диктует
головному
мозгу,
снимает
нервное
напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими
детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
3.Музыкально – ритмические движения являются наиболее естественным и
важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до
7 лет. В этот период формируется детская психика, развивается речь,
закладываются
начальные
эстетические
представления
о
красоте
2
окружающего
мира,
вырабатывается
правильная
осанка,
правильное
дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
4.Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми,
можно
сказать,
что
наиболее
трудоемким
является
процесс
развития
двигательной памяти, координации движений и ориентации в пространстве.
Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым
относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень
важно
обучить
ребенка
сначала
непринужденно,
свободно,
красиво,
выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические
задания
на
основе
естественных
движений,
и
уже
потом
исполнять
простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
4.Взаимосвязь
музыки
и
движения
как
бы
перекидывает
мост
от
эмоционально-духовного к конкретно- физическому.
Одним
из
средств
реализации
этих
качеств
и
является
область
художественно-
эстетического
развития,
в
частности
музыкальное
воспитание, (развитие музыкально- ритмических движений).
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм,
упражнениям
музыкальным
руководителям
необходимо
использовать
различные методы: как классические, так и современные.
Наглядно-слуховой - исполнение музыки
Наглядно-зрительный - показ иллюстрации, картинок, совместное
исполнение движений, применение наглядных пособий.
Словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным
объяснение с использованием музыкальных терминов, пояснение,
напоминание, поощрение.
3
Практический метод – многократное повторение музыкально-
ритмических движений
Игровой метод - педагог подбирает для детей такую игру, которая
строго отвечает задачам и содержанию занятия.
Импровизационный метод - позволяет подводить детей к
возможности свободного, непринужденного движения, такого, как
подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести
внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не
предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого
копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка
на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и
оттенков исполнения.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере
усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций
вновь возвращается к пройденному, но с усложнением
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в
метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием
жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать
пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
Метод моделирования – составление последовательности танца,
хоровода, игры с помощью схем моделирования, использование
мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные
перестроения или разучивать элементы танцев.
При развитии музыкально – ритмических движений осуществляются
следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации
движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
4
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами
движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в
движении под музыку.
Осваивая эту форму музыкальной деятельности, необходимо учитывать
следующие принципы:
•
комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
•
систематичность;
•
постепенность;
•
последовательность;
•
повторность;
необходимо соблюдать
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
•
Начальный этап обучения
•
Углубленное изучение
•
Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических
движений.
Каковы же приемы обучения в разных возрастных группах детского сада?
5
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в 1 я мл. группе
Подражательные движения по показу взрослого.
Совместные действия со взрослым.
Короткие указания.
Игровые приемы (игрушки).
Игровые действия с предметами (флажками, погремушками,
платочками и др.)
Запаздывающий показ воспитателя (на последующих занятиях)
Подражания действиям воспитателя и детей, правильно, активно
выполняющих задания.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям во 2-й мл. группе
Показ взрослого.
Показ ребенка, правильно выполняющего действия.
Образное пояснение.
Наглядность.
Указания, напоминания.
Совместные действия со взрослым.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в средней группе
Выразительное исполнение взрослого.
Краткое пояснение, указания, напоминания.
Игровые ситуации.
Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
Совместные действия со взрослым.
Наглядность.
Многократное повторение.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в старшей группе
Точный выразительный показ взрослого.
Краткое пояснение, указания, напоминания.
Игровые ситуации.
6
Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
Момент соревнования
Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в подготовительной .группе
Предварительное прослушивание.
Пояснение, указание, напоминание.
Показ взрослого и детей, правильно выполняющих движения.
Погружения в музыку
Предварительный анализ.
Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
7