Напоминание

Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени.


Автор: Троегубова Наталья Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: село Олинск
Наименование материала: Методическая разработка по русскому языку
Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени.
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Русский язык

Класс: 3

Категория учащегося с ОВЗ: ЗПР (задержка психического развития)

Тема урока: Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени.

Цель: осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по применению.

Задача учителя: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания,

обосновывать и систематизировать поступающие данные, преобразовывать их в модели.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Образовательные задачи:

1.

Умение распознавать части речи

2.

Ставить глагол в указанные формы времени

3.

Определять известные признаки глагола (время, число, род или лицо)

4.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам

5.

Учить детей моделировать

6.

Использовать формы глагола в своей речи

7.

Продолжить работу по умению делать выводы, умозаключения

8.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми

орфограммами.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к творчеству поэтов, художников, чувство взаимопомощи,

самостоятельность

Планируемые результаты

Предметные правописные умения

Личностные

- каллиграфически правильно писать слова;

-правильно списывать слова;

- выделять орфограммы в области гласных и согласных

на письме;

-

правильно

писать

суффиксы

глаголов

прошедшего

времени и родовые окончания

- зарождение сознательного отношения к письму, стремление

к его правильности;

- умение делать выводы, доказывать свою точку зрения;

Учебно-языковые

Метапредметный

- различать глаголы прошедшего времени, правильно

находить

суффикс

глаголов

этой

формы,

родовые

окончания глаголов прошедшего времени

- ставить и решать учебную задачу под руководством учителя

- осуществлять самоконтроль

Речевые умения

-

выполнять

учебные

действия

в

материализованной,

громкоречевой и умственной форме

- выделять и осмысливать необходимую информацию

-

проводить

сравнения

по

заданным

основаниям,

делать

умозаключение, подводить факты под понятия

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов

-

высказывать

и

обосновывать

свое

мнение,

дополнять

и

контролировать друг друга

-

делиться

своими

открытиями

(произведения

поэтов,

художников о зиме)

- рассказывать о своих достижениях

-

рассказывать

об

изменении

глаголов

прошедшего

времени по родам

- активно использовать термин «родовые окончания» в

речи

-

рассказывать

о

том,

что

действие

произошло

до

момента

речи,

суффикс

и

примета

глагола

прошедшего времени, один и тот же суффикс у глаголов

в неопределенной форме и глагол прошедшего времени

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая

Творческие задания

Индивидуальная

Тестовая

Парная

Книгопечатная

продукция

:

Учебник

«К

тайнам

нашего

языка», Русский язык 3 класс, тетр.з. №2 М. Соловейчик,

Н.Кузьменко, пульты, ресивер, ноутбук, проектор, карточки

для ин.р.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность

учащихся с ОВЗ

I.Организацион-ный

момент

Слайд №1

(Улыбающиеся

дети)

Мотивация

II.Воспроизведе-ние

опорных знаний

( н е о б х о д и м о

д л я

постановки темы и задач)

- Что такое здравствуй?

Лучшее из слов

Потому что, здравствуй,

Значит, будь здоров.

Ребята, здоровый человек тот, у кого на

душе

радостно.

Подарим

друг

другу

улыбку и нашим гостям. И у всех нас

будет прекрасное настроение, а значит

и крепкое здоровье.

Итак, начнем урок.

- Ребята, скажите, что объединяет слова:

слушать, рассуждать, помогать?

-Как вы это можете доказать?

-Ребята,

скажите,

а

зачем

нам

нужно

знать глаголы н.ф. и для чего?

-Скажите,

а

сколько

временных

форм

имеют глаголы?

-Назовите эти формы.

Девочки,

поставьте

слово

слушать

в

- Э т о

г л а г о л ы

в

неопределённой форме.

- О н и

о т в е ч а ю т

н а

вопрос:

что

делать?

И

оканчиваются на ть

Глагола

в

н.ф.

нужно

знать, чтобы правильно

писать без.гл. в суф. у

гл. п. в.

Временных

форм

у

глаголов-4.

Н.ф., п.в,

н.в.,б.в..

III.Определение

темы и задач

урока

форму

п.в.,

ед.ч.,ж.р.;

мальчики-

поставьте

это

же

слово

в

форму

п.в.,ед.ч.,м.р.

Какие

слова

у

вас

получились?

-Чем отличаются эти слова?

- От чего зависит окончание глаголов в

форме п. в., ед. ч.?

-Как называется окончание у глаголов

п.в.,ед.числа?

Ребята,попробуйте

сформулировать

тему нашего урока и то, чем мы будем

заниматься.

-Зачем? С какой целью мы продолжаем

работать

с

глаголами

прошедшего

времени?

- Скажите, какое сегодня число?

- В названии числа или названии месяца

есть

орфограмма

с

непроверяемым

написанием?

-

Между

какими

буквами

будете

выбирать?

-

Какую

букву

нужно

написать

в

1

слоге?

Откройте

тетради.

Запишите

число,

название

месяца

и

классная

работа.

Слушала, слушал

Окончанием

Окончание

глаголов

п.в.,

ед.ч.

зависит

от

слова

с

которым

оно

связано.

Окончание

глаголов

п.

в.,

ед.

ч.

называется

родовое

Глагол

прошедшего

времени.

Ч т о б ы

п р а в и л ь н о

п и с ат ь

б е з уд а р н ы е

суффиксы и окончания

в ед. числе.

8 декабря

В названии месяца

и/е

букву е

дети

записывают

в

тетради

с минутки

Слайд № 2

- С чего мы начинаем наш урок?

Для того чтобы узнать, написание какой

буквы мы будем повторять, сыграем в

игру «Угадайка».

- Задавайте, пожалуйста ваши вопросы.

-

Глагол,

неопределенная

форма,

2

слога, 1-ый слог ударный, на ть, может

быть одушевленный, неодушевленный,

снег.

-Давайте

обобщим.

Эта

часть

речи

глагол, пр. в.,2 слога, 1 слог ударный,

неодушевлённый,снег.

-Какой

первый

звук

в

слове

падать?

(с.148)

Ребята, обратите внимание на буквы

Ппп Пппп Ппп Пппп

-

Н а й д и т е

з а к о н о м е р н о с т ь

в

напечатанных буквах

Ребята,

запишите

эти

соединения

в

тетрадь.

Вам

нужно

показать,

как

вы

научились писать заглавную и строчную

буквы,

так

же

умение

их

соединять.

Д е т и ,

п и с ь м о

д о л ж н о

б ы т ь

безотрывное.

чистописания

- Какая часть речи?....

-Какая

форма

этого

глагола?

- Сколько слогов?

- Какой слог ударный?

- На что оканчивается?

- Д е й с т в и е

к а к о г о

предмета?

-Это слово падать?

-Согласный,

твердый,

глухой, парный

Сначала увеличиваются

н а

1 б у к в у , з а т е м

у м е н ь ш а ю т с я

н а

1букву.

– Какое слово вы угадали? Где можно

посмотреть, как пишется это слово?

-

Запишите

это

слово

на

следующей

строке с заглавной буквы поставьте тире

и от этого слова образуйте новую форму

глагола пр.в., ед.ч., жен. рода. .

Работа со схемой (схема на доске)

-Установите,

что

объединяет

эти

2

слова? (кто расскажет правило по схеме)

П.в.

н.ф

л

ть

Молодец.

Составьте предложение со

словом –падала

-Ребята, какое сейчас время года?

-Мы

угадали

слово

падать.В ор.словаре

Падать-падала

Это слова одной части

речи.

У

э т и х

с л о в

е с т ь

одинаковая

орфограмма,

б е з . г л а с н ы й

в

суффиксе.

Без.гл. в суф. глаголов

пр.вр.

перед

суф-ом

л

пишется тот же, что и в

н.ф. перед ть (чь, ти)

(Уч-ся зап.1 пред.)

Приглашаю

уч-ся к

доске.

(задание с

обратной

стороны

доски)

Отгадай

загадку.

Подчеркни

глаголы,

попробуй

определить

их время.

В воде

купался, а

сухим

остался.

Слайд№3

(картинки к стих.

вечер/утро

IV. Применение знаний

и умений в новой

ситуации

Слайд№4

- А вы любите это время года? А наши

гости?

Многие поэты, художники,

композиторы в своих произведениях

воспевали это время года. И вы уже

знакомы с некоторыми из них. Мы все

знаем, что А.С.Пушкин больше любил

осень, но не менее, прекрасные,

стихотворения он писал о зиме. И мне

бы хотелось зачитать отрывок из

стихотворения «Зимнее утро»:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

И ты печальная сидела –

А нынче погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этом отрывке автор сравнивает:

холодный зимний вечер и

очаровательное зимнее утро.

-Ребята, прочитайте несколько строк из

этого отрывка:

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

И ты печальная сидела

Зима

Дети читают

- Скажите, есть ли в этом отрывке

глаголы ? Определите форму этих

глаголов

- Какое окончание у этих глаголов:

желтела и сидела?

- От чего зависит окончание глаголов

прош.вр., ед.числа?

Физминутка.

Работа в группах

1 группа работает по карточкам(4 уч)

2группа работает у доски.

Игра «Найди пару»

(5уч. работают у доски)

Н.ф. пр.в.

ла.ть увид.ла

вид.ть зала.л

кле.ть слыш.ло

слыш.ть закле.ла

Задание:

вставить

букву

на

месте

орфограммы,

найти

пару

и

соединить

линией, выделить окончания у глаголов

п.вр.

- Что является приметой глагола пр.вр.?

-Глаголы пр. в., ед.ч.

-Родовое

-Выбор окончания

глагола пр.вр. зависит

от рода и числа слова с

которым оно связано

Учащийся

выполняет

задание по

карточке.

V. Итог урока

-Что объединяет эти слов?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод:

У

этих

слов

есть

одинаковая

орфограмма:

без.гл.

в

суффиксе.

В

неопред.

форме

суф.

перед

ть

и

в

прош.времени

суф.

перед

л

пишется

один и тот же.

Самостоятельная работа

Откройте тетради на печатной основе,

стр.45 Найдите упр.334

-Ребята, скажите есть ли глаголы среди

данных слов? Что объединяет эти

глаголы?

-Зачем нам нужно знать глаголы в

неопределённой форме?

(чтобы правильно писать суффикс у

глаголов пошедшего времени. А у

глаголов настоящего и будушего

времени определять спряжение).

Игра «Блиц-опрос»

(тестирование)- взаимопроверка

- Ребята, сейчас я попрошу вас оценить

-Приметой глагола п.в.

является суффикс л

э т и х

с л о в

е с т ь

одинаковая

орфограмма:

без.гл.

в

суффиксе.

В

неопред.

форме суф. перед ть и в

прош.времени

с у ф .

перед л пишется один и

тот же.

-Глаголы в

неопределённой форме

надо знать, чтобы

правильно писать

суффикс у глаголов

пошедшего времени. А

у глаголов настоящего и

будушего времени

определять спряжение).

Учащийся работает с

опорой на памятку.

Рефлексия

свою работу на уроке. У меня на доске

две картинки с изображением весёлого

и немного грустного смайлика .Если вы

считаете, что работали очень хорошо и

у

вас

всё

получилось,

прикрепите

магнитик рядом с весёлым смайликом.

А

если

вы

считаете,

что

работали

хорошо,

но

есть

задания,

которые

вызывают

у

вас

трудности

,

тогда

прикрепите

магнитик

к

немного

грустному смайлику.

Отметки за работу на уроке.

Домашнее задание на карточках.



В раздел образования