Напоминание

Дети с ОВЗ в современном мире школы


Авторы: Тарханова Светлана Юрьевна, Мухлыгина Светлана Георгиевна
Должность: зам.директора по УВР, директор
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основной школы № 9"
Населённый пункт: город Ачинска, Красноярского края
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Дети с ОВЗ в современном мире школы
Раздел: среднее образование





Назад




Дети с ОВЗ в современном мире школы

662172, Россия, Красноярский край, г. Ачинск,

рп. Мазульский, ул.Чернявского, 13

МБОУ «Основная школа №9»

Автор: Тарханова Светлана Юрьевна – зам. директора по УВР

Соавтор: Мухлыгина Светлана Георгиевна – директор

Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к

обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы

тяжелыми ни были нарушения развития, должны

предоставляться возможности получить образование

(Дефо Д)

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,

не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут

выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми

нуждами»,

«нетипичные

дети»,

«дети

с

трудностями

в

обучении»,

«аномальные

дети»,

«исключительные дети».

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят

«особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того,

чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Детям

с

особенностями

развития

сегодня

вовсе

не

обязательно

обучаться

в

специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше

адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе, такой как наша. Здоровым же детям

это позволяет развить толерантность и ответственность.

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных

школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной

системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При

интеграции

ребенок

с

особенностями

в

развитии

должен

выносить

школьные

нагрузки

наравне

со

всеми.

Если

он

не

справляется,

то

уходит,

школьная

система

при

этом

не

меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что

они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.

Это значит, что школа предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится

отдельная образовательная программа и не одна, которая и разработана всем педагогическим

составом нашей школы.

Достичь цели помогло решение некоторых задач:

подробно рассмотреть формирование личного дела ученика, помогающее начать

учебно-воспитательный процесс по выбранной родителями форме и обосновать

возникший выбор документально;

проводить ознакомление с расписанием на конкретном примере.

ознакомить с системой занятий вспомогательных служб + инклюзив по запросу

родителей, на основании медицинских показаний и соответствующих коррекционных

программ;

обосновать выбор УМК (учебно-методического комплекса) и познакомить с

особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения

ребенка с ОВЗ;

а также ознакомить с результатами учебными, коррекционными и

реабилитационными.

Открывать на базе школы классы коррекции, не побоялись ни директор, ни весь

коллектив. Обучаясь

по

месту

жительства,

ребенок

не

теряет

контакта

со

своими

товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.

Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в нашей школе.

Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирование и сами уроки

проводятся

с

обязательным

проведением

физминуток,

зрительной

и

дыхательной

гимнастик.

В

работе

педагоги

придерживаются

основных

вопросов,

которые

входят

в

профессиональную деятельность:

диагностика уровня развития ребенка;

составление

на

основе

диагностических

данных

индивидуального

маршрута

ребенка;

отслеживание динамики развития ребенка;

взаимодействие со специалистами и родителями;

охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;

реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

соблюдение

форм

педагогического

общения,

которые

имеют

три

цели:

образовательную; воспитательную; коррекционно - развивающую.

Изучая

особенности

психического

развития

детей

данной

категории

через

соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, психологическое тестирование,

мы поняли, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в

отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им

свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.

Невысокие

показатели

характеризуют

долговременную

и

кратковременную

память.

Значительно

снижена

способность

к

непрерывному

запоминанию,

при

этом

наглядный

материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив для себя проблему, мы стали искать пути ее решения и определила

следующие принципы организации работы с детьми:

максимальное

использование

анализаторов:

слухового,

зрительного,

тактильного, речедвигательного;

оптимизация психических процессов;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой

деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического

развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

стимулирование

познавательного

интереса

многообразием

приемов

занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и

т.д.)

Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей

школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с

задержкой

психического

развития

быстрее

адаптироваться

к

учебно-воспитательному

процессу.

Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой

подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.

Для

того,

чтобы

оказать

полноценную

помощь

ребенку,

родители

должны

иметь

определенные

знания

об

особенностях

психофизического

развития

своих

детей,

уметь

наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых

знаний, в формировании необходимых качеств личности, а зачастую родители этого не знают.

В

работе

с

родителями

важно

сформировать

у

них

представления

о

собственном

ребенке как о личности, имеющей свое собственное восприятие мира и мировоззрение.

Во-вторых,

недостаточное

обеспечение

необходимыми

учебниками,

пособиями,

дидактическим материалом, техническими средствами.

Для детей с ОВЗ очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у

них самая продуктивная.

Поскольку школа является институтом социализации детей, именно она и должна

помочь понять ребенку, что право на существование в мире имеют все люди, какими бы

разными они не были. Все праздники, конкурсы, викторины

проводятся в нашей школе

совместно с другими классами, то есть эти дети не выпадают из школьного социума.

Самое главное в нашей совместной работе – не навязывать детям своего решения, а

давать им возможность обменяться мнением, высказывать свою точку зрения наравне со

всеми. Причем делаем это деликатно, с оговорками: «А нам кажется», «Может быть» и т.п.,

чтобы

не

подавить

авторитетом

самостоятельного

суждения,

не

убить

желания

думать,

разбудить любознательность.

Если на каком – то этапе ребенок «споткнулся», не спешим с подсказкой.

Выполнение нового задания – это творческая задача для ребенка. Пусть он приучается

мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда

он

сам

«совершит

открытие», сам справится с заданием, радости ребенка не будет предела.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и

уровнем

развития,

дифференцируем

задания

с

учетом

индивидуальных

способностей

ребенка,

создавая

ситуацию

успеха

для

каждого

из

них.

Каждый

ребенок

должен

продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом.

Работу с детьми ведём по повышенному для них уровню трудности, то есть в зоне их

«ближайшего развития»: более способным из них предлагаем задания, которые требуют от

них догадки, творческие задания.

В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не

самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации

совместной деятельности с детьми считаем обеспечение психологической комфортности

детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности,

вера

в

силы

ребенка,

индивидуальный

подход,

создание

для

каждого

ситуации

успеха

необходимы

не

только

для

познавательного

развития

детей,

но

и

для

их

нормального

психофизиологического состояния.

Всегда применяем педагогические правила работы с детьми, имеющими проблемы в

развитии:

не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть

терпеливым, когда

дети проявляют неумение;

спокойствие и самообладание во все моменты жизни;

ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо, по

возможности не повышая голоса, когда следует остановить слишком расходившегося

ребенка, предотвратить возникающее столкновение;

спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, так как у детей с ЗПР часто

встречается очень значительная подражательность;

твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям, так как замечания и

советы

имеют

психотерапевтическое

значение,

они

внушают

неустойчивой

или

болезненно направленной воле определенное поведение.

детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: организации учебной

деятельности, подготовки рабочего места, работе с книгой, учить работать с образцом,

учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.

Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен

перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: «Я глупый», «я

тупой». Поэтому мы избегаем низко оценивать ребенка, его способности. Оцениваем только

конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.

Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание,

а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении

вперед. Учим детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением.

Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода

и особого понимания, поэтому в своей работе пользуемся принципом: «Воспитывай сердце -

сердцем. Действуй на благо ребенка».

Проблема организации системы психолого - медико-педагогической помощи детям с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

настоящее

время

является

чрезвычайно

актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с

проблемами здоровья.

Вопрос

оснащения

школ

и

подготовки

кадров

поднимался

президентом

РФ

В.

В.

Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего

российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства.

– Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с

детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения».

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают

перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с

этой категорией воспитанников. Создание комфортных условий обеспечивается, в том числе,

и особенностями воспитательно-образовательной среды. Если среда не готова к принятию

ребенка со всеми его сложностями и особенностями, ребенок, вливающийся в коллектив,

получит

массу

проблем:

от

обиды

до

отчаяния,

от

невозможности

самореализации

до

изоляции. Здесь без помощи психолога не обойтись. И от его умелых действий зависит

насколько быстро и успешно ребенок адаптируется в новой обстановке.

Необходимы определенные изменения, для того чтобы система заработала с полной

отдачей. Главным условием, без которого развитие инклюзивной практики будет невозможно,

является перенос центра тяжести с результата обучения на образовательный процесс, переход

от движения «строем» по программе в заданном темпе на индивидуальные траектории.

Список использованной литературы

1.

Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. –

М., 2002.

2.

Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.

3.

Дети с ОВЗ: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для

учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.

4.

Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.

5.

Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой

психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2014.

6.

Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте

/ В.В.

Лебединский. – М.,2013.,



В раздел образования