Авторы: Тарханова Светлана Юрьевна, Мухлыгина Светлана Георгиевна
Должность: зам.директора по УВР, директор
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основной школы № 9"
Населённый пункт: город Ачинска, Красноярского края
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Дети с ОВЗ в современном мире школы
Раздел: среднее образование
Дети с ОВЗ в современном мире школы
662172, Россия, Красноярский край, г. Ачинск,
рп. Мазульский, ул.Чернявского, 13
МБОУ «Основная школа №9»
Автор: Тарханова Светлана Юрьевна – зам. директора по УВР
Соавтор: Мухлыгина Светлана Георгиевна – директор
Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к
обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы
тяжелыми ни были нарушения развития, должны
предоставляться возможности получить образование
(Дефо Д)
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,
не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми
нуждами»,
«нетипичные
дети»,
«дети
с
трудностями
в
обучении»,
«аномальные
дети»,
«исключительные дети».
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят
«особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того,
чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Детям
с
особенностями
развития
сегодня
вовсе
не
обязательно
обучаться
в
специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше
адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе, такой как наша. Здоровым же детям
это позволяет развить толерантность и ответственность.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных
школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной
системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При
интеграции
ребенок
с
особенностями
в
развитии
должен
выносить
школьные
нагрузки
наравне
со
всеми.
Если
он
не
справляется,
то
уходит,
школьная
система
при
этом
не
меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что
они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.
Это значит, что школа предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится
отдельная образовательная программа и не одна, которая и разработана всем педагогическим
составом нашей школы.
Достичь цели помогло решение некоторых задач:
подробно рассмотреть формирование личного дела ученика, помогающее начать
учебно-воспитательный процесс по выбранной родителями форме и обосновать
возникший выбор документально;
проводить ознакомление с расписанием на конкретном примере.
ознакомить с системой занятий вспомогательных служб + инклюзив по запросу
родителей, на основании медицинских показаний и соответствующих коррекционных
программ;
обосновать выбор УМК (учебно-методического комплекса) и познакомить с
особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения
ребенка с ОВЗ;
а также ознакомить с результатами учебными, коррекционными и
реабилитационными.
Открывать на базе школы классы коррекции, не побоялись ни директор, ни весь
коллектив. Обучаясь
по
месту
жительства,
ребенок
не
теряет
контакта
со
своими
товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.
Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в нашей школе.
Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирование и сами уроки
проводятся
с
обязательным
проведением
физминуток,
зрительной
и
дыхательной
гимнастик.
В
работе
педагоги
придерживаются
основных
вопросов,
которые
входят
в
профессиональную деятельность:
диагностика уровня развития ребенка;
составление
на
основе
диагностических
данных
индивидуального
маршрута
ребенка;
отслеживание динамики развития ребенка;
взаимодействие со специалистами и родителями;
охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;
реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;
соблюдение
форм
педагогического
общения,
которые
имеют
три
цели:
образовательную; воспитательную; коррекционно - развивающую.
Изучая
особенности
психического
развития
детей
данной
категории
через
соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, психологическое тестирование,
мы поняли, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в
отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им
свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.
Невысокие
показатели
характеризуют
долговременную
и
кратковременную
память.
Значительно
снижена
способность
к
непрерывному
запоминанию,
при
этом
наглядный
материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, мы стали искать пути ее решения и определила
следующие принципы организации работы с детьми:
максимальное
использование
анализаторов:
слухового,
зрительного,
тактильного, речедвигательного;
оптимизация психических процессов;
широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой
деятельности;
опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического
развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
стимулирование
познавательного
интереса
многообразием
приемов
занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и
т.д.)
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей
школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с
задержкой
психического
развития
быстрее
адаптироваться
к
учебно-воспитательному
процессу.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой
подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.
Для
того,
чтобы
оказать
полноценную
помощь
ребенку,
родители
должны
иметь
определенные
знания
об
особенностях
психофизического
развития
своих
детей,
уметь
наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых
знаний, в формировании необходимых качеств личности, а зачастую родители этого не знают.
В
работе
с
родителями
важно
сформировать
у
них
представления
о
собственном
ребенке как о личности, имеющей свое собственное восприятие мира и мировоззрение.
Во-вторых,
недостаточное
обеспечение
необходимыми
учебниками,
пособиями,
дидактическим материалом, техническими средствами.
Для детей с ОВЗ очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у
них самая продуктивная.
Поскольку школа является институтом социализации детей, именно она и должна
помочь понять ребенку, что право на существование в мире имеют все люди, какими бы
разными они не были. Все праздники, конкурсы, викторины
проводятся в нашей школе
совместно с другими классами, то есть эти дети не выпадают из школьного социума.
Самое главное в нашей совместной работе – не навязывать детям своего решения, а
давать им возможность обменяться мнением, высказывать свою точку зрения наравне со
всеми. Причем делаем это деликатно, с оговорками: «А нам кажется», «Может быть» и т.п.,
чтобы
не
подавить
авторитетом
самостоятельного
суждения,
не
убить
желания
думать,
разбудить любознательность.
Если на каком – то этапе ребенок «споткнулся», не спешим с подсказкой.
Выполнение нового задания – это творческая задача для ребенка. Пусть он приучается
мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда
он
сам
«совершит
открытие», сам справится с заданием, радости ребенка не будет предела.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и
уровнем
развития,
дифференцируем
задания
с
учетом
индивидуальных
способностей
ребенка,
создавая
ситуацию
успеха
для
каждого
из
них.
Каждый
ребенок
должен
продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом.
Работу с детьми ведём по повышенному для них уровню трудности, то есть в зоне их
«ближайшего развития»: более способным из них предлагаем задания, которые требуют от
них догадки, творческие задания.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не
самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации
совместной деятельности с детьми считаем обеспечение психологической комфортности
детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности,
вера
в
силы
ребенка,
индивидуальный
подход,
создание
для
каждого
ситуации
успеха
необходимы
не
только
для
познавательного
развития
детей,
но
и
для
их
нормального
психофизиологического состояния.
Всегда применяем педагогические правила работы с детьми, имеющими проблемы в
развитии:
не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть
терпеливым, когда
дети проявляют неумение;
спокойствие и самообладание во все моменты жизни;
ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо, по
возможности не повышая голоса, когда следует остановить слишком расходившегося
ребенка, предотвратить возникающее столкновение;
спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, так как у детей с ЗПР часто
встречается очень значительная подражательность;
твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям, так как замечания и
советы
имеют
психотерапевтическое
значение,
они
внушают
неустойчивой
или
болезненно направленной воле определенное поведение.
детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: организации учебной
деятельности, подготовки рабочего места, работе с книгой, учить работать с образцом,
учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.
Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен
перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: «Я глупый», «я
тупой». Поэтому мы избегаем низко оценивать ребенка, его способности. Оцениваем только
конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание,
а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении
вперед. Учим детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением.
Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода
и особого понимания, поэтому в своей работе пользуемся принципом: «Воспитывай сердце -
сердцем. Действуй на благо ребенка».
Проблема организации системы психолого - медико-педагогической помощи детям с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
настоящее
время
является
чрезвычайно
актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с
проблемами здоровья.
Вопрос
оснащения
школ
и
подготовки
кадров
поднимался
президентом
РФ
В.
В.
Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего
российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства.
– Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с
детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения».
Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают
перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с
этой категорией воспитанников. Создание комфортных условий обеспечивается, в том числе,
и особенностями воспитательно-образовательной среды. Если среда не готова к принятию
ребенка со всеми его сложностями и особенностями, ребенок, вливающийся в коллектив,
получит
массу
проблем:
от
обиды
до
отчаяния,
от
невозможности
самореализации
до
изоляции. Здесь без помощи психолога не обойтись. И от его умелых действий зависит
насколько быстро и успешно ребенок адаптируется в новой обстановке.
Необходимы определенные изменения, для того чтобы система заработала с полной
отдачей. Главным условием, без которого развитие инклюзивной практики будет невозможно,
является перенос центра тяжести с результата обучения на образовательный процесс, переход
от движения «строем» по программе в заданном темпе на индивидуальные траектории.
Список использованной литературы
1.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. –
М., 2002.
2.
Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
3.
Дети с ОВЗ: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для
учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.
4.
Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.
5.
Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой
психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2014.
6.
Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте
/ В.В.
Лебединский. – М.,2013.,