Автор: Бикбаева Ляля Гумеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РЦДО
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Приступив
к
работе
учителя
начальных
классов
в
специальной-
коррекционной школе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР),
столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной
деятельности
и
психического
развития
обучающихся.
Важнейшими
проблемами являются бедный словарный запас, неумение обучающимися
высказать собственные мысли, нарушение в формировании речи. Это создает
определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких
детей. В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии,
испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Все чаще
встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического
развития,
которые
нуждаются
в
коррекционно-педагогической
помощи.
Включение
таких
детей
в
процесс
коррекционно-воспитательной
работы
способствует: коррекции отдельных отклонений, развитию потенциальных
возможностей, преодолению социальной дезадаптации, подготовке детей к
обучению в традиционной массовой школе.
Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих
детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических
проблем.
Основная
цель
образовательных
учреждений
-формирование
целостной
личности,
обогащенной
достижениями
культуры
как
национальной, так и мировой.
Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей,
является
несформированность
их
связной
речи.
Умение
связно,
последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои
мысли
является
необходимым
условием
успешности
обучения
по
всем
дисциплинам, позволяет расширять возможности в общении с окружающими
людьми. Речь,
как средство общения между людьми реализуется как в
устной (монологи, диалоги, дискуссии, беседа нескольких лиц и т.д.), так и в
письменной
форме.
В
методике
преподавания
начального
обучения
в
настоящее
время
разрабатываются
действенные
и
эффективные
методы
обучения.
На
уроках
в
начальной
школе
большое
внимание
уделяется
развитию
устной
и
письменной
речи
учащихся,
выполняются
различные
виды работ.
Нормальный
уровень
развития
связной
речи
предполагает
сформированность
всех
подсистем
языка
(фонетико-фонематической
и
лексико-грамматической),
а
также
достаточный
уровень
развития
познавательной деятельности ребенка.
Тесная связь мышления и речи в процессе онтогенеза подчеркивается
многочисленными
психологическими
и
психолингвистиче скими
исследованиями
. Развитие
речи
-
это,
прежде
всего
выработка
умения
видеть,
наблюдать,
сопоставлять
и
сравнивать,
осмысливать
увиденное,
думать, упорядочить, систематизировать материал, то есть умение мыслить.
На уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как
никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему
слову,
научить
обучающихся
почувствовать
его
истинный
вкус
и
назначение.
Несомненно,
процесс
этот
длительный
и
кропотливый,
требующий определенной организации, системы, методической смекалки
и
выдумки,
практического
опыта.
На
уроках
обучающийся
учится
пользоваться языком, стремиться развивать свою речь, совершенствует свои
умения, работает над обогащением словаря, работает над подвижностью
языка. Работа по развитию речи
включает в себя формирование навыков
выразительного чтения, что способствует развитию речевого слуха, умение
различать звуки в слове, отчетливо произносить слово, определять границы
предложений, повышать и понижать голос, выделять слова, на которое падает
логическое ударение.
Эмоции и воля, речь и другие характеристики детей с ЗПР до конца
остаются
непознанными,
хотя
психологическая
наука
дает
ответ
на
ряд
кардинальных для педагогики и психологии вопросов. В связи с этим одной
из актуальных проблем является проблема развития речи у обучающихся
начальной школы с задержкой психического развития.
На уроках в начальных классах для развития речи, можно использовать
разнообразные
занимательные
формы
обучения: игры,
упражнения,
состязания, конкурсы, диктанты - молчанки, сигнальные карточки, ребусы,
игры-путешествия, викторины, загадки. Способствовать развитию связной
речи, прививать любовь к языку можно при помощи использования в учебной
работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
сказок, легенд, преданий, загадок. Загадки - распространенная и любимая
детьми
форма
народного
творчества.
Отгадывание
загадок
не
только
развлечение,
но
и
проверка
сообразительности.
Загадка
развивает
ум,
смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у обучающегося
умение сравнивать предметы и явления, развивает речь. Использовать загадки
можно
при
проверке
и
закреплении
изученного
материала,
а
также
при
объяснении
и
самостоятельной
работе.
Для
словарных
диктантов
часто
использую загадки, когда обучающиеся записывают только отгадки.
Развитие
речи
становиться
все
более
актуальной
проблемой
в
современном
обществе.
Снижается
уровень
бытовой
культуры,
широкое
распространение
низкопробной
бульварной
литературы,
безграмотное
"говорение"
с
экранов
телевизоров,
агрессивно-примитивная
речь,
насаждаемая
телевизионной
рекламой,
западными
боевиками
и
мультфильмами
-
все
это
создает
предпосылки
и
прямую
угрозу
надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда
огромная
важность
работы
педагогов,
занимающихся
обучением,
формированием
речи.
Педагоги
создают
благоприятную
обстановку для развития речи обучающихся с ЗПР.
Работа по развитию речи в начальных классах занимает важное место в
процессе коррекции и развития детей с ЗПР. Нарушения речи у детей с ЗПР
являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти
речевые
расстройства
оказывают
отрицательное
влияние
на
психическое
развитие
ребенка
с
ЗПР.
Своевременное,
целенаправленное
устранение
выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности
и психического развития ребенка в целом.
Литература:
1.Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по
психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.
2.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 2009.
3.Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого — педагогическая коррекция
младших школьников // Начальная школа. — № 6. — 2003. — С.52–54.
4.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение,
2010.