Напоминание

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.


Автор: Бикбаева Ляля Гумеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РЦДО
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Приступив

к

работе

учителя

начальных

классов

в

специальной-

коррекционной школе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР),

столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной

деятельности

и

психического

развития

обучающихся.

Важнейшими

проблемами являются бедный словарный запас, неумение обучающимися

высказать собственные мысли, нарушение в формировании речи. Это создает

определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких

детей. В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии,

испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Все чаще

встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического

развития,

которые

нуждаются

в

коррекционно-педагогической

помощи.

Включение

таких

детей

в

процесс

коррекционно-воспитательной

работы

способствует: коррекции отдельных отклонений, развитию потенциальных

возможностей, преодолению социальной дезадаптации, подготовке детей к

обучению в традиционной массовой школе.

Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих

детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических

проблем.

Основная

цель

образовательных

учреждений

-формирование

целостной

личности,

обогащенной

достижениями

культуры

как

национальной, так и мировой.

Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей,

является

несформированность

их

связной

речи.

Умение

связно,

последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои

мысли

является

необходимым

условием

успешности

обучения

по

всем

дисциплинам, позволяет расширять возможности в общении с окружающими

людьми. Речь,

как средство общения между людьми реализуется как в

устной (монологи, диалоги, дискуссии, беседа нескольких лиц и т.д.), так и в

письменной

форме.

В

методике

преподавания

начального

обучения

в

настоящее

время

разрабатываются

действенные

и

эффективные

методы

обучения.

На

уроках

в

начальной

школе

большое

внимание

уделяется

развитию

устной

и

письменной

речи

учащихся,

выполняются

различные

виды работ.

Нормальный

уровень

развития

связной

речи

предполагает

сформированность

всех

подсистем

языка

(фонетико-фонематической

и

лексико-грамматической),

а

также

достаточный

уровень

развития

познавательной деятельности ребенка.

Тесная связь мышления и речи в процессе онтогенеза подчеркивается

многочисленными

психологическими

и

психолингвистиче скими

исследованиями

. Развитие

речи

-

это,

прежде

всего

выработка

умения

видеть,

наблюдать,

сопоставлять

и

сравнивать,

осмысливать

увиденное,

думать, упорядочить, систематизировать материал, то есть умение мыслить.

На уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как

никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему

слову,

научить

обучающихся

почувствовать

его

истинный

вкус

и

назначение.

Несомненно,

процесс

этот

длительный

и

кропотливый,

требующий определенной организации, системы, методической смекалки

и

выдумки,

практического

опыта.

На

уроках

обучающийся

учится

пользоваться языком, стремиться развивать свою речь, совершенствует свои

умения, работает над обогащением словаря, работает над подвижностью

языка. Работа по развитию речи

включает в себя формирование навыков

выразительного чтения, что способствует развитию речевого слуха, умение

различать звуки в слове, отчетливо произносить слово, определять границы

предложений, повышать и понижать голос, выделять слова, на которое падает

логическое ударение.

Эмоции и воля, речь и другие характеристики детей с ЗПР до конца

остаются

непознанными,

хотя

психологическая

наука

дает

ответ

на

ряд

кардинальных для педагогики и психологии вопросов. В связи с этим одной

из актуальных проблем является проблема развития речи у обучающихся

начальной школы с задержкой психического развития.

На уроках в начальных классах для развития речи, можно использовать

разнообразные

занимательные

формы

обучения: игры,

упражнения,

состязания, конкурсы, диктанты - молчанки, сигнальные карточки, ребусы,

игры-путешествия, викторины, загадки. Способствовать развитию связной

речи, прививать любовь к языку можно при помощи использования в учебной

работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,

сказок, легенд, преданий, загадок. Загадки - распространенная и любимая

детьми

форма

народного

творчества.

Отгадывание

загадок

не

только

развлечение,

но

и

проверка

сообразительности.

Загадка

развивает

ум,

смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у обучающегося

умение сравнивать предметы и явления, развивает речь. Использовать загадки

можно

при

проверке

и

закреплении

изученного

материала,

а

также

при

объяснении

и

самостоятельной

работе.

Для

словарных

диктантов

часто

использую загадки, когда обучающиеся записывают только отгадки.

Развитие

речи

становиться

все

более

актуальной

проблемой

в

современном

обществе.

Снижается

уровень

бытовой

культуры,

широкое

распространение

низкопробной

бульварной

литературы,

безграмотное

"говорение"

с

экранов

телевизоров,

агрессивно-примитивная

речь,

насаждаемая

телевизионной

рекламой,

западными

боевиками

и

мультфильмами

-

все

это

создает

предпосылки

и

прямую

угрозу

надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда

огромная

важность

работы

педагогов,

занимающихся

обучением,

формированием

речи.

Педагоги

создают

благоприятную

обстановку для развития речи обучающихся с ЗПР.

Работа по развитию речи в начальных классах занимает важное место в

процессе коррекции и развития детей с ЗПР. Нарушения речи у детей с ЗПР

являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти

речевые

расстройства

оказывают

отрицательное

влияние

на

психическое

развитие

ребенка

с

ЗПР.

Своевременное,

целенаправленное

устранение

выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности

и психического развития ребенка в целом.

Литература:

1.Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по

психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.

2.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 2009.

3.Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого — педагогическая коррекция

младших школьников // Начальная школа. — № 6. — 2003. — С.52–54.

4.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение,

2010.



В раздел образования