Напоминание

Открытый урок – дебаты "Что значит быть патриотом?"


Автор: Никитина Ольга Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Пенза г
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок – дебаты "Что значит быть патриотом?"
Раздел: среднее образование





Назад




УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ СОШ № 37 Г. Пензы

Урок литературы в 9 классе

ДЕБАТЫ «ЧТО ТАКОЕ

ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ?»

Цели и задачи:

- выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать

позитивными творцами будущего России;

- воспитать у старшеклассников чувство патриотизма;

- тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими

источниками информации;

- отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку

зрения;

- уважать мнение противоположной стороны.

Оборудование: символы РФ, мультимедиа, вопросы для обсуждения,

высказывания известных личностей, музыкальное оформление.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. В качестве эпиграфа к

нашему уроку я взяла строки М.Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я…».

СЛАЙД 1.

Как вы считаете, о чем сегодня пойдет разговор? Да, тема Родины,

патриотизма всегда волновала русских писателей. Каждый по-своему

раскрывал эту тему: кто-то, с теплотой описывая родную природу, кто-то,

гордясь историей России, а кто-то, негодуя по поводу происходящего в

стране. Проблема патриотизма и сейчас актуальна. Я предлагаю вам

сегодня порассуждать о любви к Родине. А помогут нам в этом

произведения русской классики.

Прошу внимания на экран! СЛАЙД 2. Прочитайте высказывание В.Г.

Белинского о патриотизме: «Нападки ... на недостатки и пороки народности

есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Выскажите свое мнение.

Итак, мы видим, что мнения в классе разделились, так же, как разделились

и мнения в обществе по этому вопросу.

Обсуждение данной темы мы проведем в форме дебатов. Мы не будем

обсуждать, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна не сможет

существовать, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на

которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Тема

дебатов такова: «Что такое истинный патриотизм?». СЛАЙД 3. Для

организации дебатов нам надо сформировать 2 команды спикеров: команда

защитников высказывания Белинского и команда противников. Я прошу

тех, кто готов отстаивать свое мнение, занять места за столом. У каждой

группы на столах лежит одинаковый пакет документов, в котором

представлены фрагменты из литературных произведений русской классики.

Сформулируйте свой довод на листе бумаги, найдите в представленных

документах аргументы для своего довода и подготовьте выступление.

Регламент выступления – 2 минуты. Каждый участник выступает с одним

доводом, повторять доводы нельзя. Участники дебатов, вам все понятно?

Приступайте к работе!

Трех человек прошу быть судьями, один из вас будет следить за временем

выступления. Если спикер, т.е. выступающий не соблюдает регламент,

судья имеет право прервать его выступление. Имейте в виду, что вы

должны оценивать аргументы, убедительность выступающих и

выразительность их речи, а не их позицию. Вам все понятно, судьи?

Все зрители, не участвующие в дебатах, после их проведения проголосуют

за ту команду, чьи доводы им показались вескими, а также обсудят дебаты

по предложенным вопросам.

Итак, мы переходим к дебатам. Уважаемые участники, я напоминаю, что вы

выступаете поочередно. Каждый участник прикрепляет лист с доводом на

доску, объясняет и аргументирует свою позицию. Регламент выступления –

2 минуты. (Приложение 1 и ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Начинает выступление первый участник команды противников

высказывания Белинского.

Слово предоставляется участнику защитников и т.д.

А теперь последний участник от каждой команды должен подвести итог

всему сказанному командой.

Защитники и противники, есть ли у вас вопросы друг к другу? К

организатору дебатов?

А сейчас я прошу проголосовать зрителей за ту команду, чьи доводы, на

ваш взгляд, были более убедительны. Если вас убедила команда защитников

высказывания Белинского, вы поднимаете зеленую карточку, а если вы на

стороне противников высказывания, то поднимаете красную карточку.

Итак, попрошу проголосовать! (зрительно оцениваю количество голосов).

Итак, по итогам голосования зрители посчитали более убедительным

выступление команды…!

А сейчас предоставляю слово судьям! (Решение судей)

Итак, наши дебаты подошли к концу, и я прошу участников продолжить

одно из предложений. (участники продолжают предложения на слайде).

1. Выступления участников дебатов показались мне…

2. Особенно мне запомнился…

3. Самым убедительным доказательством, на мой взгляд, было…

4. Тема дебатов для меня…

5. Участники дебатов убедили меня в том, что…

6. Сегодняшний разговор заставил меня задуматься…

Подводя итог дебатов, я хотела бы сказать, что патриотизм каждый из нас

понимает по-своему: кто-то считает, что любовь к Родине не совместима с

критикой, а кто-то считает такую любовь слепой. Но и те, и другие должны

помнить, что истинный патриотизм не только и не столько выражается

словом, сколько подкрепляется конкретными делами. И закончить урок мне

хотелось бы словами А.С. Пушкина «Мой друг! Отчизне посвятим души

прекрасные порывы!» Этот призыв обращен и к вам, подрастающему

поколению, ведь именно на вас лежит ответственность за будущее нашей

страны, за ее процветание. Помните об этом и будьте Отечества

достойными сынами!

Благодарю всех ребят за активную работу, а гостей за внимание. Если у вас

есть вопросы, я готова на них ответить!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОТИВ

ЗА

Уважение к историческому

прошлому Родины и

унаследованным от него традициям.

(«Полтава», «Борис Годунов»,

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Не все в истории нашей страны

может вызывать уважение

(«Деревня» А.С.Пушкина)

Гордость за воинские победы

(«Бородино» М.Ю.Лермонтова)

Цена победы в войне не позволяет

ею гордиться («Севастопольские

рассказы» Л.Н.Толстого)

Гордость за достижения родного

народа («Левша» Н.А. Лескова)

Сожаление о безропотности и

покорности народа («Железная

дорога» Н.А.Некрасова)

Забота власти об интересах и

исторических судьбах страны («Ода

на день восшествия …»

М.В.Ломоносова)

Равнодушие власти к судьбе своего

народа («Шинель» Н.В.Гоголя)

Итоги

Итоги

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОТИВ

1)

УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ СВОЕЙ СТРАНЫ

Истинный патриотизм заключается не в нападках на недостатки своей страны, а в

уважении к ее историческому прошлому, к ее истории.

А.С.Пушкин:

Два

чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

2)

ГОРДОСТЬ ЗА ВОИНСКИЕ ПОБЕДЫ СТРАНЫ

Истинный патриотизм проявляется не в указаниях на пороки Родины, а в гордости за

ее воинские победы.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!»…

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой кровавый,

Наш рукопашный бой!

3)ГОРДОСТЬ ЗА СВОЙ НАРОД, ЗА ЕГО ТРУДОЛЮБИЕ И ОДАРЕННОСТЬ

Белинский не прав, т.к. истинный патриот гордится своим народом, его трудолюбием

и одаренностью, а не ругает его за недостатки.

Сказ Николая Семеновича Лескова «Левша»

Государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял и сказал:

-

Видите,

я

лучше

всех

знал,

что

мои

русские

меня

не

обманут.

Глядите,

пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

А левша доложил, что и это еще не все удивительное.

-

Если

бы,

-

говорит,

-

был

лучше

мелкоскоп,

который

в

пять

миллионов

увеличивает, так вы изволили бы, - говорит, - увидать, что на каждой подковинке

мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

- И твое имя тут есть? - спросил государь.

- Никак нет, - отвечает левша, - моего одного и нет.

- Почему же?

- А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал,

которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

4

) ЗАБОТА

ОБ

ИНТЕРЕСАХ

И

БЛАГОСОСТОЯНИИ

СВОЕЙ

СТРАНЫ И НАРОДА

Истинный патриотизм заключается в заботе об интересах и благосостоянии

своей страны и народа, а не в указании на негативные проявления, которые у нас

пока есть.

«Ода

на

день

восшествия

на

всероссийский

престол

Ее

Величества

Государыни

Императрицы

Елисаветы

Петровны,

1747

года»

Михаила

Васильевича Ломоносова.

ПЕТР 1:

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

То мир в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

ЗА

1)

НЕ ВСЁ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ

УВАЖЕНИЕ

Белинский прав, т.к. не всё в истории нашей страны может вызывать уважение, и

истинный патриотизм состоит в том, чтобы на это обратить внимание.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Деревня»:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов…

2)

ЦЕНА ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕЮ ГОРДИТЬСЯ

Истинный патриот не может гордиться воинскими победами, т.к. слишком высока

цена этой победы.

«Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого

- Ложись! - крикнул чей-то испуганный голос.

Ужас - холодный, исключающий все другие мысли и чувства ужас - объял все

существо его; он закрыл лицо руками и упал на колена.

В это мгновение с страшным треском что-то толкнуло его в средину груди; он

побежал куда-то, спотыкнулся на подвернувшуюся под ноги саблю и упал на бок.

"Слава Богу! Я только контужен", - было его первою мыслью, и он хотел руками

дотронуться до груди, - но руки его казались привязанными, и какие-то тиски

сдавливали голову. В глазах его мелькали солдаты - и он бессознательно считал их:

"Один, два, три солдата, идут всё мимо». Ему вдруг стало страшно, что они раздавят

его; он хотел крикнуть, что он контужен, но рот был так сух, что язык прилип к нёбу,

и ужасная жажда мучила его. Он все более и более начинал поддаваться страху, что

солдаты, которые продолжали мелькать мимо, раздавят его, он собрал все силы и

хотел закричать: "Возьмите меня", - но вместо этого застонал так ужасно, что ему

страшно стало, слушая себя. Потом ему показалось, что солдаты кладут на него

камни; и они давили его больше и больше. Он сделал усилие, чтобы раздвинуть

камни, вытянулся и уже больше не видел, не слышал, не думал и не чувствовал. Он

был убит на месте осколком в середину груди.

3) ПОКОРНОСТЬ И БЕЗРОПОТНОСТЬ НАРОДА ВЫЗЫВАЕТ

НЕГОДОВАНИЕ

Белинский прав, т.к. при том, что народ талантлив и трудолюбив, он слишком

покорен и беззащитен, и это вызывает негодование, на что, конечно, истинный

патриот не может не обратить внимание.

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога»

Рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!...

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

„Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю!..“

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком „ура!“ по дороге помчал...

4) РАВНОДУШИЕ ВЛАСТИ К СУДЬБАМ ЛЮДЕЙ И СТРАНЫ В ЦЕЛОМ

Истинный патриотизм заключается в том, чтобы указывать на равнодушие и

жестокое отношение представителей власти к судьбам людей и страны в целом.

Повесть Николая Васильевича Гоголя

«Шинель»

Акакий Акакиевич несколько смутился и, как мог, изъяснил, что ограблен

бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он отыскал шинель.

Генералу показалось такое обхождение фамильярным.

— Что вы, милостивый государь, — продолжал он отрывисто, — не знаете порядка?

Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к

столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а

секретарь доставил бы ее уже мне...

— Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, — секретари того...

ненадежный народ...

— Что, что, что? — сказал значительное лицо. — Откуда вы набрались такого духу?

откуда вы мыслей таких набрались? Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли

вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю!

Тут он топнул ногою, возведя голос до сильной ноты. Акакий Акакиевич так и

обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: подбежавшие

сторожа вынесли его почти без движения. А значительное лицо был доволен

произведенным эффектом.



В раздел образования