Напоминание

"Тревожный ребенок. Школьная тревожность."


Автор: Клецкова Оксана Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП" Климовского района
Населённый пункт: п. Климово Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тревожный ребенок. Школьная тревожность."
Раздел: полное образование





Назад




Материалы к родительскому собранию

«Тревожный ребенок. Школьная тревожность».

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха.

Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые

проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление,

печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них

меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ».

Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни

ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт

характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать

причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они

болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит

признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности

ребёнка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в

семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от

страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию

он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и

почему.

Есть ли разница между понятиями тревога и тревожность?

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее

часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно

прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту,

ком в горле, слабость в ногах. Ребенок начинает грызть ногти, качаться на

стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках

разные предметы и др.

Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут

перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название

«тревожность».

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность,

заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых

различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не

предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок

по телефону и т.д.

В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут

присутствовать и печаль, и стыд, и вина.

Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную

опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это

здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности.

Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног,

сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является

информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом,

осязанием, обонянием.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и

здоровая реакция напуганного организма - бежать. Но так случается, что

бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто

парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от

стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку

выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть, то

он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают

переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.

Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их

источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели

и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво,

подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи -

упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.д. Маленькому

ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал

тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его

поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя

полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то

страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок

становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у

чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти,

несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в

его психике.

Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь

спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то, то…баба Яга

тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь

слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У

маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный

характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя

только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.

В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных

звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских

работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных

звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если

они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и

гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у

малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или

невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень

тревожности.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

• Конфликты между родителями (членами семьи).

• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям

своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не

бегай!», Не плачь!»);

• Повышенная тревожность самих родителей;

• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например,

наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а

бабушка можно);

• Предъявление ребенку противоречивых требований (Например: «Иди,

поиграй в песочнице, но не испачкайся»);

• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы

одного из них (когда родители кричат на ребенка);

• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть.

Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т.д.

Запрещают переживать, плакать);

• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с

достижениями других детей;

• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно

подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);

• Насилие (психологическое, физическое и др.)

• Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно,

соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Первым уроком того, как нам строить свои взаимоотношения с другими,

является родительский пример общения друг с другом. Он оказывает

наиболее сильное программирующее влияние на ребенка. Именно наши

мамы и папы демонстрируют нам, как нужно вести себя с ребенком, и, более

широко, с подчиненным, зависимым от нас человеком. Вспомните, как мы

иногда зарекаемся не делать некоторые вещи по отношению к своим детям.

Но в стрессовой ситуации, когда эмоции на пределе, мы автоматически

повторяем то, что делали по отношению к нам наши родители и то, что мы

когда-то зарекались не делать по отношению к своим детям.

Таким образом, все мы оказываемся наследниками семейных традиций,

норм, преломленных и видоизмененных человеческой индивидуальностью в

привычки, характер, мировоззрение. Наши родители передают нам свой опыт

удач и неудач, надежд и опасений, свою неуверенность или уверенность

перед будущим, а им аналогичный багаж передали наши бабушки и дедушки.

Порой мы точно копируем своих родственников, а порой с той же точностью

делаем все наоборот.

Оглянитесь на свое детство, вспомните, каким оно было у Вас, что Вас тогда

пугало? А что тревожит сейчас? Если глубоко покопать, наверняка можно

найти связь между детскими страхами и теперешними Вашими опасениям.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в

ласке и внимательном отношении.

Школьная тревожность

Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно

распространенная. Возникновению ее способствует в немалой степени и

стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная

информация об этих опасностях.

Школьная тревожность – это форма проявления эмоционального

неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном

беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения

к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок

постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не

уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Признаки школьной тревожности:

1.Ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу

(при этом в школе может вести себя хорошо, общаться с детьми, отвечать на

уроках и создавать впечатление абсолютного благополучия).

2. Весь день не можем заставить ребенка делать уроки (играет, смотрит

мультики, обещает что вот-вот сядет заниматься), а перед сном плачет, что не

готов к занятиям и его будут ругать.

3. Панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает

школьную программу.

4. Боится учительницу.

5. Снятся кошмары, связанные со школой и т.д. и т.п.

6. Школьная тревожность может проявляться и на соматическом уровне –

например, ребенок постоянно болеет, не успев выйти на учебу тут же

заболевает вновь (на это стоит обратить особое внимание, если до

поступления в школу/смены школы/смены класса/учителя и т.д. такого не

замечалось).

Причины школьной тревожности.

1.Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае

даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский

коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое

ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным

реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только

упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни.

Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда

ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по

ходу учебы.

2. Ребенок не готов к школе интеллектуально а это зачастую означает, что как

бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу,

его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть

материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро

утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в

качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае

школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.

3. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и

застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д.

заведомо является стрессогенным фактором и это может усугубиться не

очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким

преподавателем, а также наличием дополнительным факторов,

перечисленных в п.1 и 2.

4. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто

меняются учителя и т.д. Как уже было сказано выше, это нередко приводит к

тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в

новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше,

тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

5. Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата

близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на

учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив

удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Исходя из перечисленных выше факторов становится ясно, что школьная

тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения! Ведь

смена коллектива/учителя может произойти в любом классе. Проблемы

усвоения материала также могут возникнуть как на начальном этапе, так и на

более поздних (все зависит от того, где в интеллектуальной деятельности у

ребенка «слабое звено»). Также и стрессовая ситуация в жизни ребенка

может возникнуть в любом возрасте, к сожалению, никто от этого не

застрахован.

Конечно, риск появления школьной тревожности у разных детей разный – это

зависит от типа темперамента, от характера, от того, насколько

стрессоустойчива семья в целом (ведь способы реагирования на

окружающую действительность ребенок во многом перенимает у своих

родителей).

Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте риск появления

школьной тревожности все же выше, чем в дальнейшем, ведь в это время

ребенок осваивает основы школьного распорядка и правил, примеряет на

себя роль школьника и получает извне оценку своей состоятельности как

ученика. Для ребенка, успешно прошедшего этот период, дальнейшие

трудности скорее всего уже не будут непосильными, и рядовые

обстоятельства не выведут его из равновесия, не заставят испытывать

чрезмерную тревогу.

Пути преодоления школьной тревожности.

При возникновении у ребенка сильной школьной тревожности лучше всего

обратиться к специалисту, чтобы как следует разобраться во всех ее причинах

и запланировать адресную помощь, направленную на преодоление

конкретных проблем.

Однако и родители сами могут помочь ребенку преодолеть возникшие

трудности:

1. Очень серьезно отнеситесь к вопросу поступления ребенка в школу,

особенно если собираетесь отдавать его в школу раньше 7 лет. Тщательно

взвесьте все плюсы и минусы, постарайтесь максимально учесть интересы

ребенка, главный из которых заключается в следующем: нагрузка должна

быть адекватна актуальным возможностям ребенка!

2. Если тревожность, боязливость, застенчивость – это черта характера

ребенка, старайтесь как можно деликатнее готовить его к школе морально.

Создавать положительный образ школы можно как в доверительных беседах,

так и в совместном рисовании, игре в куклы. Такие детки нуждаются в

особенно частом проявлении любви, признаниях в любви просто так,

выражении радости от того, что он просто есть в семье. Также для того чтобы

облегчить страхи ребенка, снять тревожность, Вы можете обратиться к

психологу не дожидаясь поступления в школу. Особенно полезны для таких

деток групповые занятия.

Т.к. школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она

вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и

рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка,

можно привести согласно возрасту:

Для родителей первоклассников:

1.Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в

школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него

может что-то не сразу получаться.

4.Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.

6.Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не

стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному

психологу.

8.Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9.У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.

Для родителей пятиклассников:

1.Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.

У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение

которых он несет ответственность.

2.Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.

3.Поддерживайте авторитет учителя.

4.Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.

5.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не

стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному

психологу.

Для родителей десятиклассников:

1.Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и

планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных

дел.

2.Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не

навязывая принятого заранее решения.

3.Строить отношения с ребенком на новых - партнерских началах.

Помните, что проблема школьной тревожности – очень важная проблема,

заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь

ее преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с

возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся

у него о чудесных школьных годах!!!

Как помочь тревожному ребенку?

Психолог предлагает стратегию поведения родителям, видящим, что ребенок

испытывает тревогу или страх. Взрослые получают возможность убедиться

либо в правильности своих действий, либо услышать, как можно действовать

в затруднительной ситуации, задуматься над своими действиями, над своей

тревогой и страхами. При этом обсуждается каждый пункт, каждый шаг

предложенной стратегии.

Шаг первый: необходимо выяснить ситуацию. Когда вы видите, что ребенок

беспокоится, выясните, что случилось: (“Мне кажется ты тревожишься!” При

этом важно, чтобы ребенок слышал доброжелательность и

заинтересованность в голосе взрослого.).

Шаг второй: необходимо выяснить чего боится ребенок, каковы его чувства.

(“Чего ты боишься? Почему ты думаешь, это произойдет именно с тобой?”).

Шаг третий: необходимо проявить уважительное отношение к ребенку. Если

ребенок отказывается говорить о себе, это необходимо уважать, не требовать

рассказа от него. Если вы видите его состояние, и если оно вам не

безразлично, тогда вы можете спросить: (“Нужна ли тебе моя помощь?Чем я

могу тебе помочь?”). При этом важно справиться со своей тревогой, понять

чего конкретно боитесь вы, почему он не хочет рассказывать это вам. Взять

под контроль свою тревогу вам поможет понимание, что ребенок растет,

многое он может уже решить сам. Вы действительно не должны быть в курсе

всего, что происходит с ним. Если ребенок говорит не вам, а другу (подруге),

то ни в коем случае не старайтесь получить информацию через родителей

друзей. Это может подорвать доверие ребенка к вам.

Шаг четвертый: необходимо оценить реальность страхов, вероятность

событий: (“Что подтверждает твои опасения? Доверяешь ли ты этим фактам,

словам?”).

Шаг пятый: необходим совместный поиск решений.

Шаг шестой: необходимо обсудить конкретные действия: (“Что можешь

сделать ты сам? Что могу сделать для тебя я?”, “Что в этой ситуации зависит

от тебя? А что от других людей?”).

Шаг седьмой: нужно подготовить ребенка к принятию проигрыша,

негативного результата, признать право ребенка на ошибку.

Шаг восьмой: постарайтесь выразить любовь и поддержку ребенку.

Шаг девятый: необходимо понизить вероятность катастрофизации: (“Даже

если у тебя что-то не получится, что-то будет не так, как ты хочешь — я

люблю тебя, я с тобой, и мы оба знаем, что ты многое можешь, многое

умеешь”).

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно.

Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Необходимо

обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи,

отмечать его в присутствии других детей. Однако похвала должна быть

искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх в кругу,

которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих,

взглянуть на себя “глазами других детей”.

Приведем пример одного из таких упражнений.

Упражнение “Что я умею делать хорошо” (из экзистенциального анализа

Альфреда Лэнгле). Дети думают, о том, что они умеют делать хорошо и

рассказывают об этом всем участникам группы. Такая работа идет по кругу,

каждый ребенок должен рассказать участникам группы, что он умеет делать

хорошо.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а

иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он

ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют

действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в

которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно

привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В работе можно

на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек

— это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто

умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал

вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои

страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы

помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют

проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для

них.

Также мы считаем очень хорошо в работе использовать сочинение сказок и

историй, которые научат ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И

даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет

снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере

успокоит ребенка. Необходимо обучать ребенка управлять собой в

конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в

повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.

Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают

особую тревогу ребенка

Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной

эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и

сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной

жизни.

Также при работе с тревожными детьми можно использовать игры-

драматизации (в “страшную школу”, например). Сюжеты выбираются в

зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего.

Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких

занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они

помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят

уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои

эмоции.

В качестве примера приведем одно из упражнений с тревожными детьми.

Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. “У

меня это не получится”, “Я этого не сумею”, – говорят они себе. Если

ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его

представить себе ребёнка, который знает и умеет намного меньше, чем он.

Например, не умеет кататься на роликах, не знает правило и т. д. Затем

пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с

заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может,

если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: “Я не могу...” – и объяснить самому себе,

почему ему трудно выполнить это задание. “Я могу...” – отметить то, что уже

сейчас ему по силам. “Я сумею...” – насколько он справится с заданием, если

приложит все усилия. Необходимо подчеркнуть, что каждый что-то не умеет,

чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Это же упражнение можно рекомендовать использовать родителям дома.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный

контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого

дыхания.

Приведем пример таких упражнений:

“Безопасное место” Дети лежат на матах с закрытыми глазами. С начала

ребёнок обращает внимание на свое дыхание. Затем ребёнок летит в

абсолютно безопасное место. Единственное место, где ему хорошо и

спокойно. Место, которое создано только для него.

“Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все

играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте

себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух,

поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через

приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик

становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.

Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно,

чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение

можно повторить 3 раза.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица

старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный

маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто

старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным

детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками

детей, игра принесет им еще больше удовольствия.

Кроме такой групповой работы необходимо проводить индивидуальные

консультации для детей. Так как обычно после групповой работы дети

приходят к психологу за помощью в решении своих тревог и страхов.

Рекомендации родителям.

Правила общения с тревожными детьми

1.Предъявляйте к ребенку только те требования, которые он может

выполнить, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей (если

вы затрудняетесь, то можете вспомнить свой опыт из детства).

2.Избегайте соревновательных моментов в деятельности ребенка, работ,

которые выполняются на время.

3.Отмечайте любые, даже очень маленькие успехи ребенка. Чаще говорите

ему о том, что у него действительно хорошо получается. Если у ребенка не

ладится с учебой, обязательно помогите ему найти занятие, в котором он

чувствовал бы себя на высоте.

4.Не сравнивать с другими не возможно. Но необходимо понимать, что все

дети разные они индивидуальны. Любое действие, которое выполнит ваш

ребёнок, ценится.

5.Конечно, на пути ребёнка будет много встречаться неожиданных моментов.

Но если есть возможность, то необходимо заранее подготовить ребенка к

предстоящим изменениям в его жизни. Рассказывайте, что ему предстоит, как

будут разворачиваться события, с какими людьми ему предстоит встретиться;

проговаривайте возможные варианты его поведения в данной ситуации.

6.Помогайте ребенку делать первые шаги в новом деле, постоянно

присутствуя рядом с ним, выказывая готовность придти на помощь в любую

минуту; словами, прикосновениями подбадривайте его. Постепенно

предоставляйте все больше самостоятельности.

7.Давайте ребенку время привыкнуть к новой ситуации, не ожидайте от него,

что все пойдет гладко с первого раза, обеспечьте возможность

попрактиковаться.

8.Вдохновляйте ребенка, внушайте ему уверенность, помогайте ему делать

то, что он опасается.

9.Напоминайте ребенку о его прошлых достижениях и успехах.

10.Делитесь с ребенком своим опытом, или рассказывайте о знакомых, о

героях книг и фильмов, которым приходилось справляться с подобными

ситуациями.

11.Будьте готовы к тому, что при общении с тревожным ребенком вам

придется много раз отвечать на одни и те же вопросы, касающиеся

тревожащей его ситуации.

Тревожному ребенку необходимо слышать от взрослого:

•Я помогу тебе.

•Ты очень осторожный.

•Ты любишь сначала все хорошо проверить, а не бросаться очертя голову.

•Сначала посмотреть, а уж потом пробовать – это разумно.

•Новые вещи (ситуации, занятия) тебе не всегда нравятся, но вспомни-ка..., и

у тебя все получится.

•Тебе необходимо знать, что ожидать.

•У тебя обязательно получится всё, что ты захочешь сделать.

Приемы психологической защиты (для родителей).

1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном и

полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание

ослабнет.

2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других

людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше

переживание.

3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже

маленькую радость.

4. Мобилизация юмора. Смех- противодействие стрессу.

5. Интеллектуальная переработка «Нет худа без добра»

6. Разрядка (физическая работа, любимые занятия)

7. Быстрое общее мышечное расслабление.

Памятки для родителей

Правила общения с тревожными детьми

1.Предъявляйте к ребенку только те требования, которые он может

выполнить, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей (если

вы затрудняетесь, то можете вспомнить свой опыт из детства).

2.Избегайте соревновательных моментов в деятельности ребенка, работ,

которые выполняются на время.

3.Отмечайте любые, даже очень маленькие успехи ребенка. Чаще говорите

ему о том, что у него действительно хорошо получается. Если у ребенка не

ладится с учебой, обязательно помогите ему найти занятие, в котором он

чувствовал бы себя на высоте.

4.Не сравнивать с другими не возможно. Но необходимо понимать, что все

дети разные они индивидуальны. Любое действие, которое выполнит ваш

ребёнок, ценится.

5.Конечно, на пути ребёнка будет много встречаться неожиданных моментов.

Но если есть возможность, то необходимо заранее подготовить ребенка к

предстоящим изменениям в его жизни. Рассказывайте, что ему предстоит, как

будут разворачиваться события, с какими людьми ему предстоит встретиться;

проговаривайте возможные варианты его поведения в данной ситуации.

6.Помогайте ребенку делать первые шаги в новом деле, постоянно

присутствуя рядом с ним, выказывая готовность прийти на помощь в любую

минуту; словами, прикосновениями подбадривайте его. Постепенно

предоставляйте все больше самостоятельности.

7.Давайте ребенку время привыкнуть к новой ситуации, не ожидайте от него,

что все пойдет гладко с первого раза, обеспечьте возможность

попрактиковаться.

8.Вдохновляйте ребенка, внушайте ему уверенность, помогайте ему делать

то, что он опасается.

9.Напоминайте ребенку о его прошлых достижениях и успехах.

10.Делитесь с ребенком своим опытом, или рассказывайте о знакомых, о

героях книг и фильмов, которым приходилось справляться с подобными

ситуациями.

11.Будьте готовы к тому, что при общении с тревожным ребенком вам

придется много раз отвечать на одни и те же вопросы, касающиеся

тревожащей его ситуации.

Как помочь тревожному ребенку?

Шаг первый: необходимо выяснить ситуацию. Когда вы видите, что ребенок

беспокоится, выясните, что случилось: (“Мне кажется ты тревожишься!”При

этом важно, чтобы ребенок слышал доброжелательность и

заинтересованность в голосе взрослого.).

Шаг второй: необходимо выяснить чего боится ребенок, каковы его чувства.

(“Чего ты боишься?Почему ты думаешь, это произойдет именно с тобой?”).

Шаг третий: необходимо проявить уважительное отношение к ребенку. Если

ребенок отказывается говорить о себе, это необходимо уважать, не требовать

рассказа от него. Если вы видите его состояние, и если оно вам не

безразлично, тогда вы можете спросить: (“Нужна ли тебе моя помощь?Чем я

могу тебе помочь?”). При этом важно справиться со своей тревогой, понять

чего конкретно боитесь вы, почему он не хочет рассказывать это вам. Взять

под контроль свою тревогу вам поможет понимание, что ребенок растет,

многое он может уже решить сам. Вы действительно не должны быть в курсе

всего, что происходит с ним. Если ребенок говорит не вам, а другу (подруге),

то ни в коем случае не старайтесь получить информацию через родителей

друзей. Это может подорвать доверие ребенка к вам.

Шаг четвертый: необходимо оценить реальность страхов, вероятность

событий: (“Что подтверждает твои опасения?Доверяешь ли ты этим фактам,

словам?”).

Шаг пятый: необходим совместный поиск решений.

Шаг шестой: необходимо обсудить конкретные действия: (“Что можешь

сделать ты сам? Что могу сделать для тебя я?”, “Что в этой ситуации зависит

от тебя? А что от других людей?”).

Шаг седьмой: нужно подготовить ребенка к принятию проигрыша,

негативного результата, признать право ребенка на ошибку.

Шаг восьмой: постарайтесь выразить любовь и поддержку ребенку.

Шаг девятый: необходимо понизить вероятность катастрофизации: (“Даже

если у тебя что-то не получится, что-то будет не так, как ты хочешь — я

люблю тебя, я с тобой, и мы оба знаем, что ты многое можешь, многое

умеешь”).

Материал для родительского собрания подготовила педагог-психолог

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной

помощи» Климовского района Брянской области

Клецкова Оксана Александровна.



В раздел образования