Автор: Ардамацкая Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИГРУ"
Раздел: дошкольное образование
Ардамацкая Ольга Михайловна
воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок»,
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИГРУ
Дошкольный этап – важный этап становления личности, формирования
экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических
отношений к природному и социальному окружению. Именно в дошкольный
период
происходит
формирование
начальных
ценностных
ориентаций
и
основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть природу,
научиться
ценить
ее.
В
результате
при
ознакомлении
детей
с
природой
открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.
Достаточно
серьёзной
проблемой
для
детей
дошкольного
возраста
является усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных
норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.
Так как в дошкольном возрасте игра является основным способом
осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответ-
ствующих различным ситуациям моделей поведения, в том числе и поведения в
природе,
п о э тому
мн о ю
б ы л а
в зя т а тема
исследования:
«Роль
экологической
игры
в
формировании
нравственных
и
эстетических
качеств дошкольников».
В
игре
ребёнку
предоставляется
возможность
решить
множество
проблем
без
утомления,
перенапряжения,
эмоциональных
срывов.
Всё
происходит
легко,
с
удовольствием,
а
главное,
в
ситуации
повышенного
интереса и радостного возбуждения.
Поэтому мною была выдвинута гипотеза, что игры с экологическим
содержанием могут способствовать усвоению нравственных и эстетических
качеств детей дошкольного возраста.
Цель
исследования
–
сформировать
нравственные
и
эстетические
качества младших дошкольников через экологическую игру.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
1.
Изучение
психолого-педагогической
литературы
по
данной
проблеме;
2. Выявление роли различных видов экологических игр в нравственном
и эстетическом воспитании дошкольников;
3. Определение условий эффективности влияния игры с экологическим
содержанием на личность дошкольника;
4.
Изучение
взаимосвязи
уровня
нравственного
и
эстетического
развития и разнообразия детских экологических игр.
5.
Воспитание
гуманного
отношения
к
природе
(нравственное
воспитание).
6. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее).
Работа по данной теме строилась в 3 этапа.
Первый этап - констатирующий (диагностический) включал в себя:
проведение
первичной
диагностики
с
детьми. При
проведении
диагностической
работы,
применяла
исследовательские
методики,
предложенные авторами программы «Детство»: диагностические вербальные
ситуации, диагностические практические ситуации, беседа по картинкам,
беседа по вопросам, наблюдение за отношением детей к живым существам в
экологической комнате или в естественных природных условиях. Результаты
диагностики
показали,
что
нравственные
и
эстетические
качества
дошкольников находятся на низком уровне.
Затем я перешла ко второму - формирующему этапу работы, который
включал в себя целенаправленную работу по формированию нравственных и
эстетических качеств дошкольников через экологическую игру с участниками
образовательного процесса: воспитанниками и их родителями.
Нельзя
не
отметить,
что
игры
имеют
существенное
преимущество
перед непосредственно образовательной деятельностью в том плане, что в
них складываются более благоприятные условия для проявления активного
отражения
в
детской
самостоятельной
деятельности
общественно
сложившегося опыта.
В работе с детьми использовала разные игры.
Игры-превращения.
Поскольку
дети
очень
любят
волшебные
превращения, я применяла их для воспитания эмоционального отношения к
природе, для формирования уважительного отношения к ее представителям,
восприятию их как равных человеку. Предлагала детям « превратиться» в
капельку воды или в лягушку, в дерево или в кита, вести себя как они,
чувствовать себя как они, рассказать, что они могли бы подумать о людях, о
чем бы могли попросить их, если бы научились говорить.
Сюжетно-ролевые игры. Предлагала детям сюжет игры. Например,
дети должны были представить себя в роли морских животных, обитающих
в океане, куда вылилась нефть из танкера. Как они будут себя вести? Что
должны делать? Эти игры использовала для закрепления правил поведения в
природе, в быту, правил экологической безопасности.
Сюжетно-ролевая
игра
«Юные
спасатели»
способствовала
формированию
у
детей
умения
выражать
свое
отношение
к
роли
как
к
определенной жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость),
формированию
понимания
необходимости
соблюдения
человеком
правил
поведения в природе.
В сюжетно-ролевой игре «Урок природы» дети изображали взрослого,
указывая на картинку с каким-либо растением, сообщали остальным детям
об их семенах, частях растения, листьях, о местах где растут эти растения;
большое дерево или маленький куст, кто на нем (в нем) может жить, кто (что)
ему приносит пользу или вред, как растения помогают людям (и чем). Другие
дети, принявшие на себя свою собственную роль детей, задавали вопросы,
уточняли и т.д.
Через эти игры подводила детей к тому, что природа - это не только лес,
животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д. Постепенно
дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя,
беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает - в
природе все красивое и интересное.
Интеллектуальные игры. К ним можно отнести, прежде всего, хорошо
известные
игровые
формы:
КВН,
брейн-ринг,
викторины.
Проводила
с
детьми викторины: «Лес и его обитатели», «Мир природы», КВН «Что я знаю
о животных», звездный час «Природа и мы». Вопросы для интеллектуальных
игр не были скучными, они были неожиданными, интересными для детей не
только
по
содержанию,
но
и
по
форме,
развивали
мышление,
любознательность, чувство юмора.
Подвижные игры. Эти игры можно организовать в группе, на улице, на
экологическом
празднике.
Такие
игры
полезны
и
для
здоровья
ребенка,
особенно когда они проводятся на свежем воздухе. Например, «Что растет в
родном краю», «Угадай животное», «Что за чем», «Найди дерево», «Растение
– животное», «Возьми объект неживой природы».
Дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания
расширяют
представления
детей
о
взаимодействии
человека
и
природы,
деятельности
людей
в
природе,
взаимосвязях,
существующих
в
природе,
способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе,
выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Дидактические
игры
экологического
характера
включает
два
относительно самостоятельных блока:
-игры
для
развития
эстетического
восприятия
природы
(развитие
чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
-игры
для
формирования
нравственно-оценочного
опыта
поведения
дошкольников в природе.
Для
лучшего
развития
эстетического,
эмоционального
восприятия
природы игры проводила в естественной природной среде. Дидактические
игры
дали
наилучший
воспитательный
результат,
когда
проводились
с
небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие
положительного
отношения
к
природе,
как
и
игры
для
обогащения
экологических представлений, использовала вариативно в зависимости от
уровня экологической воспитанности детей.
В
дидактических
играх,
направленных
на
развитие
эстетического
восприятия
природы,
ранее
накопленные
знания,
умственные
действия
особенно обогащали и расширяли сферу чувств и переживаний, придавая им
осмысленность.
При
общении
с
природой
у
ребенка
зарождалось
эмоциональное
побуждение,
исключались
равнодушие
и
безразличие,
возрастала
мыслительная
напряженность,
степень
участия
творческого
мышления,
желание
узнать
больше
нового,
следовательно,
шёл
процесс
эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.
На этом этапе очень тесно вела работу с семьей. Только опираясь на
семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В
работе
с
родителями
я
использовала
как
традиционные
формы
(родительские
собрания,
консультации,
беседы),
так
и
нетрадиционные
(деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии). Еще одна форма
работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям давала
четкие,
конкретные,
практические
советы
по
узкой
теме.
Например,
«Экологические игры», «Экологическое воспитание», «Двигаюсь! Слышу!
Вижу!»,
«Как
привить
ребенку
любовь
к
растениям?»,
«Учите
беречь
природу»,
«Дидактические
игры
на
прогулке».
Такие
формы
работы
способствовали информированию родителей, о том какие знания о природе
есть у детей, показала, что эти знания необходимы для формирования основ
экологической культуры.
Третий
этап
(итоговый)
позволил
проследить
динамику
освоения
детьми
нравственных
и
эстетических
качеств
и
выявить
эффективность
педагогических
условий
по
формированию
нравственных
и
эстетических
качеств дошкольников.
Результаты
повторной
диагностики
показали,
что
уровень
нравственных
и
эстетических
качеств
повысился.
Дети
стали
добрыми,
отзывчивыми,
любознательными,
проявляют
интерес
и
любовь
к
родной
природе, заботятся о ней. Теперь дети не ломают веток, не срывают цветы,
возмущаются, когда не только их родственники, но и взрослые ведут себя в
этом смысле не подобающе.
Обобщая
все
выше
сказанное,
можно
сформулировать
следующие
выводы:
экологические игры позволили сместить акцент с усвоения дошкольниками
готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых
задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх
естественных
природных
объектов,
их
изображений
создавало
положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств
детей.
Соотнесение
детьми
своих
действий
в
природном
окружении
с
этическими
эталонами,
представленными
в
игровых
заданиях,
способствовало нравственному воспитанию.
Исходя
из
этого, можно
утверждать,
что
гипотеза
исследования
подтвердилась,
игры
экологического
содержания
не
только
обеспечили
эффективность
усвоения
дошкольниками
представлений
о
правилах
поведения в природе, но и способствовали их соблюдению в реальной жизни.