Автор: Тарасова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1 "Сибирячок"
Населённый пункт: Красноярский край , Богучанский район, с. Богучаны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука Ш"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальное логопедическое занятие
Цель: автоматизация звука Ш
Задачи: закрепление представлений о зиме и ее приметах.
Уточнение,
расширение
и
активизация
словаря
по
теме
«Зима» ). Закреплять
умения
грамматически
правильно
строить
предложения,
образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном
числе.
Логопед: Отгадай загадку , кто к нам в гости придет
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
Снеговик принес конверт, а что в нем загадки , отгадай
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
Логопед. Какое сейчас время года?
Что еще в конверте снеговика? Снеговик предлагает выполнить артикуляционную
гимнастику
«Грибок»,
«Вкусное
варенье»,
«Чашечка»,
«Чистим
зубки»,
«Лошадка».
В конверте есть еще задание: послушай и скажи, что общего ты слышишь в этих
словах (картинки: шапка, шуба, машина, камыш, карандаш, шаги, шалаш, шоколал(
Характеристика звука [ш] (с элементами мелкой моторики).
- Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [ш]:
Звук [ш]- согласный или гласный? (согласный);
Почему он согласный?(потому, что встречается преграда)
Какая преграда у звука [ш]?(зубки, язык);
Звук [ш] звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);
Каким цветом обозначаем? (синим).
А)Пошипи как змея ш-ш-ш-ш-ш.
Б) Упр.»Шарик» надули шарик, и лопнул шарик (ш-ш-ш) (руки через стороны
опускаются вниз).
В) Спой песенку:
ша-шо-шу шу-ши-ша
ши-шо-ша ша-шо-ша
шо-шо-шу шу-шо-шу
Смотри снеговик еще принес нам снежинки на снежинках задания
1.Развитие слухового внимания «Отгадай где звенит колокольчик»
2.Развитие фонематического слуха.
Игровое упражнение “Где спрятался Звук?”
Использование полоски и фишки. Покажи фишкой на полоске, где спрятался
звук [ш] в словах: в начале, середине или конце слова?
Шар, шум, каша, мушка, камыш, уши, шутка, мишка,
3.Работа
по
формированию
правильного
звукопроизношения.
Отгадай
загадку.
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)
1.Рассматривание мягкой игрушки: медвежонка.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл!
Медвежонка зовут Миша, какая шерстка у медвежонка?
Какого цвета шерсть у медвежонка?
У Мишки большие и любопытные глаза.
Какие глаза у Мишки?
2.Расскажи стихотворении про Мишку
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает
Песенки поёт
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою: Топ!
3. А сейчас мишка-шалунишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы.
Рифмы ‒ это такие слова, которые звучат, похоже. Например: шишки-
мишки,Понятно? (картинки перепутались, лягушка,-кадушка, каша –
Маша,пушка – подушка,кукушка – избушка, кошка – окошко)
4. Давайте
поможем
Мишке
назвать
слова
лаково
(образовать
существительное с уменьшительно-ласкательным значением):
Изба – избушка
кума –
зима –
штаны –
тётя –
дядя –
хозяйка –
солнце –
хлеб –
камень –
пятно –
дно –
окно –
дед –
5. Ответить на Мишкины вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
6. Любимая игра Мишки «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш].
Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей
картинки.
ИТОГ